Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
а) рассмотреть теоретическое содержание прибыли и рентабельности в торговле, обобщить методику их анализа;
б) изучить организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
в) провести анализ финансовых результатов, сделать выводы;
г) по итогам анализа внести конкретные предложения по улучшению финансового результата на предприятии.
Основные методы исследования – анализ и синтез данных, сравнение, группировка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прибыль и рентабельность как результативные показатели деятельности предприятия..........................................5
1.1. Сущность, источники формирования, направления использования и виды прибыли торгового предприятия………………………………………..…5
1.2. Экономическое содержание рентабельности и ее показатели…….…9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в торговле…….12
2.Анализ прибыли и рентабельности на примере ГГТУП «Лимож»……………………………………………………………………….18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГГТУП «ЛИМОЖ»………………………………………………………………………19
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………….26
2.3. Пути повышения прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………………………………………………………………….… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...…42

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 109.03 Кб (Скачать)

     К внешним факторам относятся экономическая ситуация в стране, уровень развития экономики, обеспеченность продовольственными ресурсами, меры государственного регулирования деятельности организации, инфляция, изменение тарифов, ставок, торговых надбавок и др.

     Внутренние  факторы, являясь объектом управления самой организацией, непосредственно отражаются на результатах деятельности и коммерческой (деловой) активности. Это - объем, состав, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, уровень расходов на реализацию товаров, система материального стимулирования труда работников и др.[5, с.560]

     В процессе анализа, прежде всего определяется влияние факторов, формирующих прибыль. Так, объем товарооборота, уровни доходов и расходов на реализацию товаров, уплачиваемых из дохода, определяют величину прибыли от основной деятельности — прибыль от реализации; прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций обусловливает общую величину прибыли по организации.

       На рентабельность воздействуют  структура товарооборота, уровни  средней торговой надбавки и  издержкоемкости реализации отдельных товаров.

     Влияние изменения объема товарооборота  на сумму прибыли рассчитывают по формуле 

                                                                (1.13) 

     где T1 — товарооборот отчетного периода; Т2 — товарооборот базисного периода; Реноб0 — рентабельность оборота в базисном периоде.

     Чтобы при расчете исключить влияние  изменения цен на товары, необходимо товарооборот и прибыль привести в сопоставимый вид.

     Влияние изменения среднего уровня доходов  от реализации товаров на прибыль  определяется по формуле 

                                                         (1.14) 

     Где УДР1 — уровень дохода от реализации в отчетном периоде; УДр0 — уровень дохода от реализации в базисном периоде; T1 — товарооборот отчетного периода.

     Влияние изменения уровня отчислений от доходов  на сумму прибыли можно рассчитать по формуле 

                                              (1.15) 

     где УОд.р1 — уровень отчислений от дохода от реализации в отчетном периоде; УОд.р0 — уровень отчислений от дохода от реализации в базисном периоде.

     Влияние изменения уровня расходов на реализацию товаров определяется по формуле 

                                                         (1.16)

     Где УРр1— уровень расходов на реализацию в отчетном периоде; УРро - уровень расходов на реализацию в базисном периоде.[5, с.562]

     Влияние изменения прибыли по операционной деятельности и внереализационным операциям определяется прямым счетом по формуле 

           ∆П = Поп/вн1 – Поп/вн0, (1.17)

     где  Поп/вн1 – прибыль от операционной деятельности или внереализационных операций в отчетном периоде; Поп/вн0 - прибыль от операционной деятельности или внереализационных операций в базисном периоде.[5, с.562]  

     Величина  прибыли также зависит от объемов  спроса на товары и их предложение. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах объем спроса на товары больше, при высоких — меньше, поскольку существуют более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется, и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определенных групп товаров.[9, с.26]

     Таким образом, из всего вышенаписанного  можно сделать вывод, что прибыль представляет собой результативный показатель, который характеризует эффективность функционирования торгового предприятия и является основой для расширения деятельности хозяйствующего субъекта. Она определяется как разница между доходами и расходами торговых предприятий.

     Прибыль является синтетическим показателем, то есть состоит из нескольких составляющих и на нее влияют факторы, которые прежде всего влияют на ее элементы (объем товарооборота, прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций).

     Однако  оценить эффективность функционирования торговых предприятий, провести сравнительный  анализ невозможно исходя только из абсолютной величины полученной прибыли, поэтому для оценки используют ее относительную величину, определяемую показателями рентабельности.

     Рентабельность  отражает многие стороны деятельности торгового предприятия и является относительной величиной прибыли. Соответственно, факторы, влияющие на прибыль непосредственно влияют и на рентабельность.

     Данные  факторы можно разделить на внешние (экономическая ситуация в стране, инфляция и др.) и внутренние (являются объектом управления самого предприятия). 

 

  1. Анализ  прибыли и рентабельности на примере ггтуп  «лИМОЖ»
    1. Организационно-экономическая характеристика ГГТУП «Лимож»
 

     История Гродненского городского торгового  унитарного предприятия «Лимож»  берет свое начало с 1994 года и названо  предприятие в честь французского города-побратима Гродно.

     ГГТУП «Лимож» является самостоятельным  хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица, действует  на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банков, бланки, штампы, печать со своим  наименованием. Может от своего имени  заключать договоры, приобретать  имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Предприятие может в установленном порядке  с согласия собственника создавать  унитарные (дочерние) предприятия с  правом юридического лица, открывать  филиала и представительства  в Республике Беларусь и за ее пределами, быть учредителем (участником) хозяйственных  обществ и товариществ, а также  объединений и иных юридических  лиц.

     Гродненское городское торговое унитарное предприятие  «Лимож», действующее на основании  Устава специальное разрешение (лицензия) №44010/0441701 и в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «О предприятиях» и другими  законодательными актами РБ.

     Юридический адрес предприятия: 230005, г. Гродно, ул. Брикеля, 10.

     Уставной  фонд предприятия сформирован в размере 918016 рублей, что по состоянию на 01 марта 2001 года было эквивалентно 800 евро, что соответствовало установленному регламенту.

     Основными задачами, целями и предметом деятельности предприятия являются хозяйственная деятельность по обеспечению населения товарами народного потребления с целью получения прибыли для экономического и научно-технического развития предприятия, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.

     Для выполнения своих целей и задач  ГГТУП «Лимож» осуществляет розничную  торговлю преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными  изделиями. Имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления  розничной торговли (включая алкогольные  напитки и табачные изделия) и  общественное питание №44010/1071183. Лицензия выдана на основании решения Гродненского горисполкома от 04 августа 2005 года №451.

       Предприятие осуществляет следующие виды хозяйственной  деятельности:

  • розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
  • розничная торговля картофелем, овощами, фруктами;
  • прочая розничная торговля мясом и мясными продуктами;
  • розничная торговля рыбой и морепродуктами;
  • розничная торговля хлебом, печеньем, мучными и кондитерскими изделиями;
  • розничная торговля алкогольными и другими напитками;
  • розничная торговля табачными изделиями;
  • розничная торговля молочными продуктами, яйцом, пищевыми маслами и жирами;
  • розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями;
  • розничная торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями;
  • розничная торговля книгами, газетами и канцелярскими принадлежностями;
  • производство кондитерских изделий;
  • организация общественного питания в летнем кафе.

     Организационную структуру управления ГГТУП «Лимож» можно представить следующей схемой (рисунок): 

                Директор                
                                                              
     Заместители директора

     (коммерческий  директор и зам. директора по  общим вопросам)

       Главный бухгалтер        Зав. Кондитерским цехом        Экономист

Юрист

                                         
Товароведы        Материально-ответственные  лица Бухгалтерия Кондитера       
                                               
       Администраторы                                   
 

     Рис. Организационная структура управления ГГТУП «Лимож»

     Источник: собственная разработка на основе бизнес-плана ГГТУП «Лимож»

  • Директор предприятия (Головнёва С.В.) руководит деятельностью предприятия, организует торгово-технический процесс на основе исследования и внедрения экономически обоснованных  методов управления и прогнозирования. В ведении директора находится обеспечение магазина квалифицированными кадрами. Вся деятельность директора направлена на получение прибыли, достаточной для самоокупаемости и самофинансирования предприятия, на обеспечение высокой культуры обслуживания, внедрения прогрессивных форм торговли, совершенствование технологии торгового процесса.
  • Заместители директора курируют работу коммерческой службы предприятия, организуют своевременное составление заявок. Изыскивают дополнительные товарные ресурсы, разрабатывают мероприятия направленные на ускорение оборачиваемости товаров, принимают меры к недопущению сверхнормативных запасов. Непосредственно заключают договора на поставку продукции, контролируют соблюдение работниками правил торговли. Благодаря грамотно поставленной работе коммерческой службы предприятие достигло оптимальной оборачиваемости товаров. Совершению каждой сделки предшествует расчет ее эффективности с последующим отслеживанием прогнозных результатов.
  • Товароведы ГГТУП «Лимож»  организуют своевременное составление заявок, заказов, договоров, контролируют поступление товаров от поставщиков по срокам, качеству, количеству и ассортименту согласно условиям договора. Подготавливают претензии поставщикам за нарушение условий договора, контролируют состояние реализации товаров на предприятии по товарным группам, соблюдение правил работы предприятия, рассмотрение жалоб покупателей и принятие по ним решений. Они организуют торговую рекламу, выставки-продажи и другие мероприятия, направленные на стимулирование продаж.
  • Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за экономическим использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
  • Экономист осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности работы предприятия.
  • Правовым обеспечением  коммерческой деятельности по заключению договоров занимаются юрист и т. д.
  • В ГГТУП «Лимож» работает 54 продавца, 2 администратора.

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия