Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: дать товароведную характеристику группе овощных маринадов, изучить ассортимент, проблемы качества, исследовать экспертизу товаров данной группы.
В данной курсовой работе представлен анализ состояния и перспективы развития отечественного производства овощного маринада, изучены факторы, влияющие на товароведные характеристики овощей и овощных маринадов, дан ассортиментный обзор продукции данного вида и дан обзор методов определения качества овощного маринада и экспертизы данных продукций.
Количественная характеристика
товаров относится к одной
из основополагающих характеристик, при
её определении следует различать
следующие количественные градации:
единичные экземпляры и их совокупность
– товарные партии, комплексные
упаковочные единицы и
Единичный экземпляр – это отдельные единицы товаров, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должен иметь одинаковые свойства.
В качестве единичных экземпляров товара могут выступать промышленные изделия (автомобиль, пара обуви, бутылка коньяка, головка сыра, банка овощного маринада), либо биологические объекты (яйцо, рыба, арбуз), а также упаковочные единицы, товарная масса, в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, банка овощного маринада).
Различают следующие виды массы товаров:
- масса брутто – масса упаковки и продукции в ней;
- масса нетто – масса потребительского товара без учета упаковки;
- номинальное количество товара – количество товара, указанное на упаковке.
К единичным экземплярам не относятся упаковочные единицы, состоящих из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются комплексными упаковочными единицами – совокупность единичных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общностью упаковки.
Комплект товаров –
совокупность единичных экземпляров
разнородных товаров, обладающих совместимостью
и/или взаимозаменяемостью и
Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб.
Проба (образец) – минимально
допустимая часть товарной партии,
отобранная из неё по установленным
или заранее оговоренным
Выборка – определенное минимальное допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки качества по установленным или заранее оговоренным правилам, устраивающим и приемщиков и поставщиков продукции.
Точечная проба – единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии.
Браковочное число - минимальное допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы или исходного образца, являющееся основанием для отказа о приемке товарной партии по качеству [4].
Идентификация - процедура, предполагающая
маркировку и этикетирование сырья,
материалов, комплектующих изделий,
готовой продукций (единицы, партии
и т.д.), а также технической
и технологической документация
на них, обеспечивающих прослеживаемость
использования или
Прослеживаемость - способность в
любой необходимый момент проследить
предысторию, использование или
местонахождение единицы
Примечания:
а) при реализации (поставке) имеется в виду продукция или услуги;
б) при проверке - соответствие измерительного оборудования национальным или международным стандартам, первичным эталонам, основным физическим константам или свойствам;
в) при сборе данных - установление связей между вычислениями и данными по всей петле качества продукции или услуг.
Работы по идентификации и
В системе качества процедуры идентификаций и прослеживаемости должны обеспечивать возможность:
— определения места и времени появления дефекта;
Обеспечение прослеживаемости достигается за счет маркирования объекта идентификации, внедрения сопроводительных документов (маршрутные карты, сопроводительные талоны и т.д.) или других носителей информации, а также последовательной регистрации данных об объекте идентификаций по всей технологической цепочке от поступления на предприятие материала и комплектующих изделий до упаковки и отправки готовой продукции.
Регистрация данных об объектах идентификации осуществляется персоналом при запуске сырья и материалов в производство, передаче деталей в смежный цех для последующей обработки, передаче готовой продукции на склад или в лабораторию для проведений контроля качества изготовленных изделий или полуфабрикатов, учете и изоляций несоответствующей продукции, упаковке готовой продукции и т.д.
Если прослеживаемость продукции
является четко определенным требованием,
то в пределах этих требований отдельные
единицы продукции или партии
должны иметь единый характер идентификации,
регистрирующейся соответствующим
образом. Особое значение идентификация
продукции имеет для
Комплекс работ по техническому
(технологическому) обеспечению идентификации
и прослеживаемости на предприятии
включает разработку технологии маркирования
применительно к конкретным объектам
идентификации, внедрение и поддержание
в управляемых условиях технических
средств и процессов
Маркирование представляет собой процесс нанесения на объект идентификации соответствующей информации в виде совокупности знаков, шифров, символов и т.д., отражающих отличительные признаки материала, детали или изделия, и позволяющих обеспечить прослеживаемость.
Маркировка как результат
Способы маркирования должны быть частью технологического процесса изготовления продукции и регламентироваться в соответствующей технической документации.
Способы маркирования объектов идентификации (механические, физикохимические, электрофизические и т.д.) не должны ухудшать показатели качества материала, детали, сборочной единицы, готового изделия [6].
Информационное обеспечение
Вид, состав и содержание носителей информации для идентификации и
прослеживаемости в каждом отдельном случае определяются выбранным методом идентификации и способом маркировки материала, деталей, изделий в процессе производства и спецификой конкретной продукции.
Кроме бумажных носителей на предприятии
могут применяться
Различные виды сопроводительных документов отражают методический подход к организации работ по идентификации на предприятии с учетом накопленного опыта организации производства. Сопроводительная документация должна быть адресной и удовлетворять принципу информационной достаточности, обеспечивать преемственность процессов идентификации; должна быть доступной и сохраняемой по всей технологической цепочке, иметь определенный уровень утверждения на предприятии.
Адресность заключается в
Информационная достаточность заключается в наиболее полном отражении в сопроводительных информационных формах таких характерных признаков (характеристик) объекта идентификации (материал, полуфабрикат, изделие), которые позволили бы однозначно осуществить идентификацию объекта на конкретном технологическом маршруте, а при перенесении данных в последующие информационные формы обеспечить прослеживаемость по всей технологической цепочке.
Преемственность последующих и
предыдущих сопроводительных документов
в процессе идентификации означает,
что основные данные из предыдущих
форм должны бить перенесены в последующие
для сохранения отличительных характерных
признаков объектов идентификации
при осуществлении
Доступность сопроводительных документов
заключается в обеспечении
Сохраняемость сопроводительных документов
заключается в обеспечении
Сопроводительные документы (информационные формы и носителя) должны иметь четко определенный статус, закрепленный в технической документации [8].
Организационное обеспечение идентификации
и прослеживаемости на предприятии
включает установление функциональных
задач и ответственности
Планирование и организация работ на предприятии по идентификации и прослеживаемости осуществляются последовательно в комплексе работ по обеспечению качества продукции и охватывают все стадии петли качества.
На этапе маркетинга в системе качества службой маркетинга решаются следующие основные задачи: подготовка предложений по идентификации новой продукции, исходя из требований рынка, в кратком описании продукции (ТЗ, техническое предложение). Краткое описание продукции содержит требования и пожелания потребителя в виде предварительного перечня технических условий, которые, послужат основой для выполнения последующих, работ по проектированию; подготовка предложений по актуализации требований к методам идентификации выпускаемой (модернизируемой) продукции по результатам анализа рыночных потребностей и конкурентоспособности продукции.
На этапе проектирования и разработки продукции овощного маринада службами осуществляется: разработка требований по применению индивидуальной или партионной (групповой) идентификации сырья и материалов, готовой продукции, исходя из специфики и характера продукции и производства; разработка требований к способам маркирования и составу сопроводительных документов; проведение техникоэкономического обоснования применения методов идентификации.
На этапе материально-