Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является анализ особенностей формирования рынка потребительских товаров.
Объектом исследования является ОАО «Алые паруса»
Предметом исследования являются особенности товарной политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых:
- определение понятия рынка потребительских товаров;
- рассмотрение процесса формирования рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса»;
- разработка основных рекомендации по расширению ассортимента товаров на примере ОАО «Алые паруса».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие рынка потребительских товаров 5
1.1. Рынок потребительских товаров и услуг 5
1.2. Состояние российского потребительского рынка товаров 11
1.3. Рынок потребительских товаров г. Казань 15
Глава 2. Формирование рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса» 18
2.1. Краткая характеристика ОАО «Алые паруса» 18
2.2. Анализ товарной политики и ассортимента товаров предприятия 21
2.3. Анализ ценовой политики предприятия 30
Глава 3. Рекомендации по расширению ассортимента товаров 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

товароведение курсовая.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

     Таблица 1.

     Динамика  прироста объёмов производства мебели в России за 9 месяцев 2008 года в натуральном  выражении по данным Госкомстата 

Вид продукции Темпы роста 9 месяцев 2008г. к 9 месяцам 2007г., %
Столы 100,9
Стулья 88,7
Шкафы 94,9
Диван-кровати 84,9
Кровати деревянные 96,1
 

     Как видно из таблицы 1, по всем видам мебели, кроме столов, за 9 месяцев 2008 года наблюдалось падение объёмов производства.

     Торможение  роста и падение объёмов производства указывает на исчерпание потенциала роста мебельной отрасли за счёт повышения загрузки существующих мощностей, оставшихся, в основном, в наследство советских времён. Основные сдерживающие факторы – это устаревшие технологии и оборудование, недостаточное количество качественных отечественных комплектующих материалов (например, плиты из ДСП и МДФ, отделочные, облицовочные и лакокрасочные материалы). Так, 80% станков, работающих в этой отрасли промышленности, выпущены 11 и более лет назад, причём 50% - более 20 лет. К ним относятся, в первую очередь, оборудование по производству основных конструкционных материалов – плит ДСП и МДФ, а также линии ламинирования и кэширования. По оценкам экспертов, около 30 видов сырья, потребляемых мебельной промышленностью, импортируется.

     Сдерживающим  фактором роста производства мебели является также низкая покупательская способность основной части населения. Потребление мебели  на душу населения в 2005 г. Составило $10, а в 2006 г. Упало до $6,5. Для сравнения, в Европе этот показатель составляет от $135 в Великобритании до $258 в Германии.

     В рамках Программы повышения конкурентно  способности и развития производства мебели и её комплектов в России до 2011 г., разработанной в 2006 г. центром  по развитию мебельной промышленности России, предполагается рост производства мебели в 2 раза за счёт импортозамещения и повышения экспорта.

     Как видно из таблицы 2., существует серьёзный  резерв увеличения объёмов производства за счёт импортозамещения, так как  объём импорта составляет 50% от объёма производства при сравнительно небольшом  экспорте. 
 

     Таблица 2.

     Объёмы  импорта и экспорта мебели по данным за 2007 год 

        Объём производства в России 18 085 млн. руб.
        Импорт 9 046 млн. руб.
          Экспорт 2 261 млн. руб.
 

     Реализация  направления на импортозамещение основных материалов, комплектующих и других компонентов для мебели может идти  за счёт расширения ассортимента выпускаемой продукции и повышения её качества и за счет освоения новых технологий. Сейчас на внутреннем рынке растёт число фирм, предлагающих новые материалы и комплектующие как отечественного, так и импортного производства для мебельных предприятий.

     Таким образом, отечественная мебельная  отрасль на данный момент находится  в состоянии с неопределёнными  перспективами. С одной стороны, некоторые предприятия начали приспосабливаться  к требованиям рынка, отрасль просыпается от кризисной «спячки», с другой – существуют серьёзные проблемы, связанные с устаревшим оборудованием и несоответствующим требованиям потребителя  качеством продукции, не всегда эффективной системы управления, недостаточно сильным имиджем российского производителя даже на отечественном рынке.  

     2.2. Анализ товарной политики и ассортимента товаров предприятия  

        Для того чтобы успешно выживать  в долгосрочной перспективе организация  должна знать свои сильные  и слабые стороны, уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открываться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выявление того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

     Анализ  нашего предприятия представлен  в Приложении 3.

     Проведенный анализ  среды обеспечивает базу для определения миссии и целей  предприятия.

     Основная  цель бизнеса ОАО «Алые паруса» - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, получение общественного признания на рынке.

     Миссия  предприятия (главный рыночный смысл  деятельности) была разработана на основе интересов сотрудников, потребителей и собственников. Она звучит так: Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек мог обставить свою квартиру или дом удобной и красивой мебелью, отвечающей всем законам эргономики и экологии.

     В своей деятельности предприятие  преследует цели, которые представлены в Приложении 3.

     Главная цель сегментирования рынка –  состоит в том, чтобы обеспечить адресность разрабатываемому, производимому и реализуемому товару.

     С помощью сегментации достигаются  следующие цели:

  • наилучшее удовлетворение нужд и потребности людей, подгонка товара под желание и предпочтение покупателя;
  • повышение конкурентно способности, как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ;
  • уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;
  • увязка научно технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей;

     ориентация  всей маркетинговой работы на конкретного  потребителя,

     В таблице 3 представлены основные рыночные сегменты нашего предприятия 

     Таблица 3.

     Стратегически значимые рыночные сегменты для фирмы  ОАО «Алые паруса» 

Товарная  группа Бытовая, корпусная мебель Письменные  столы, парты и скамьи Детская мебель Двери, окна, дверные  блоки, оконные рамы, наличники, плинтуса, карнизы
Рыночный  сегмент Малый бизнес, гостиницы, рестораны, профилактории Учебные учреждения:

школы, ВУЗы,

ПТУ, автошколы, семьи с детьми школьного возраста

Детские дома, приюты, детские сады, молодые семьи Строительные  организации, частные лица, дачники
 

     Таблица 4

     Рыночный  профиль целевого клиента ОАО  «Алые паруса» 

Товарная  группа Основные потребительские  ценности Основные требования, предъявляемые к товару
Письменные  столы, парты, скамьи Красота, удобство, невысокая цена, легкость Прочность, надежность, долговечность
Детская мебель Удобство сборки и использования, красота, цена, экологичность, безопасность, легкость Прочность, надежность,

долговечность

Бытовая, корпусная мебель  Удобство  сборки, соответствие моде, красота,  стильный дизайн, экологичность,  безопасность Прочность, надежность,

долговечность

Двери, окна, плинтуса, наличники Красота, невысокая  цена Прочность, долговечность
 

     Сформировав миссию компании и  стоящие перед  ней задачи, руководство должно спланировать свой бизнес- портфель.

     Анализ  структуры и динамика бизнес портфеля

     Венчурный портфель (при разработке нового товара)

     Товарная  группа      Характеристика  среды
     Компьютерные столики, эргономические кресла      В связи с массовым внедрением компьютеров  появился спрос на данные группы товаров  как со стороны предприятий, организаций, учебных учреждений, так и со стороны  частных лиц 

     Увеличивающийся портфель (увеличение числа клиентов)

     Товарная  группа            Характеристика среды
     Двери, окна, дверные блоки, плинтуса, карнизы      Постоянный  рост индивидуального строительства, ремонта квартир и офисов генерирует спрос данной группы товаров на рынках стройматериалов и домостроения
     Детская мебель      Рост  рождаемости увеличивает спрос  на детскую мебель

     Стабильный  портфель (постоянные приоритетные клиенты)

     Товарная  группа      Характеристика  среды
     Парты, скамьи      На  данную группу товаров существует устойчивый спрос у различных учебных  учреждений, особенно школ. При отсутствии конкурентов по данной группе товаров спрос не насыщен, что сказывается на производственных мощностях (их неполная загрузка)
     Корпусная мебель      Производство  является рентабельным, спрос устойчивый с тенденцией к усилению
 

     Тенденции развития бизнес-портфеля выявляются на основе анализа концепции жизненного цикла предприятия. 
 

     Внедрение      Рост      Зрелость      Стагнация

     Товарные  группы

Компьютерные  столики   Парты  
Эргономические  кресла Двери, дверные  блоки Скамьи  
  Окна, оконные  рамы    
  Бытовая, детская  мебель    
 

     Рис.1. Концепция жизненного цикла ОАО  «Алые паруса»

     Позиционирование  товара – это действие, направленное на обеспечение товару конкурентоспособного положения на рынке.

     В приложении 5 приведена карта позиционирования

     Карта позиционирования показывает, что наше предприятие предлагает мебель среднего качества, но ее цена значительно ниже, чем у конкурентов.

     Поэтому наше предприятие занимает свою рыночную нишу  

Возможности обеспечить наличие производителем

                       Высокие                                                                                Низкие  

  1 2 3 4 5
1 Цена   Дизайн    
2     Комфорт Соответствие  моде  
3     Удобство сборки    
4 Прочность        
5          

Высокая 
 

Возмож-

ность для

потреби-

теля 

Низкая 

     Рис.7.Таблица позиционирования 

Информация о работе Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях