Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является анализ особенностей формирования рынка потребительских товаров.
Объектом исследования является ОАО «Алые паруса»
Предметом исследования являются особенности товарной политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых:
- определение понятия рынка потребительских товаров;
- рассмотрение процесса формирования рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса»;
- разработка основных рекомендации по расширению ассортимента товаров на примере ОАО «Алые паруса».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие рынка потребительских товаров 5
1.1. Рынок потребительских товаров и услуг 5
1.2. Состояние российского потребительского рынка товаров 11
1.3. Рынок потребительских товаров г. Казань 15
Глава 2. Формирование рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса» 18
2.1. Краткая характеристика ОАО «Алые паруса» 18
2.2. Анализ товарной политики и ассортимента товаров предприятия 21
2.3. Анализ ценовой политики предприятия 30
Глава 3. Рекомендации по расширению ассортимента товаров 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

товароведение курсовая.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

     По  оценкам ФСГС объем розничной  торговли превысил $120 млрд. в 2005 году, $150 млрд. в 2006 и может достичь $180 млрд. в 2007 году. 

     

     Рисунок 3. Динамика оборота розничной торговли (в % к дек 2004г). 

     Подобный  стремительный рост товарооборота  отражает увеличение потребления населения  и роста личных доходов граждан.

     По  оценке президента фонда «ИНДЕМ»  Г. Сатарова «в тени» находится 60% доходов  россиян. –«Ведомости», 18.03.07. «Российская  гезета», 08.02.07г.

     

     Рисунок 4. Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к дек 2004г6 ). 

     Основой роста доходов является повышение заработной платы, которая за последние четыре года росла активными темпами (19% в 2006 г., 14% ожидается по итогам 2007 года). Всего за период с 2003 по 2007 год средний заработок по России вырос на 75,8%.

     

     Рисунок 5. Структура денежных доходов населения

     По  прогнозу МЭРТ увеличение роста доходов  населения к 2009 году составит 40%, поэтому  можно ожидать аналогичного роста  и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от динамики уровня инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян считают снижение цен основной задачей власти. Прогнозы Минэкономразвития по динамике инфляции представлены на рисунке 8.

     

Рисунок 6. Сокращение уровня инфляции7. 

     По  последним оценкам МЭРТ (08.02.05 г.) уровень инфляции в 2007 году составил 11,7% вместо запланированных 10%. Велика вероятность того, что будет превышен и ориентир 2008 года, поскольку из-за неготовности правительства к монетизации льгот ему пришлось пойти на ускоренную индексацию доходов пенсионеров и бюджетников.

     Начиная с 2003 года, благодаря позитивным переменам  в структуре денежных доходов, росту  реальной заработной платы, социальных трансфертов, начала меняться и структура потребления.

     В структуре оборота розничной  торговли в 2005 и 2006 годах реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение по состоянию на 1.06.07 г. составляет 46,4% (продтовары) и 53,6% (непродовольственные товары). В середине 2006 года фонд «Индекс потребительских настроений» Центра развития совместно с ВЦИОМ провел очередное исследование, прогнозирующее дальнейшее повышение потребительской активности в России. Главными факторами этого прогноза называются позитивные сдвиги в сфере занятости и расширение потребительского кредитования.

     Безработица в России по официальным данным в последние годы сокращается незначительно. Общая численность безработных составляет примерно 5,5 млн. человек или около 8% от активного населения. Тем не менее социологи считают, что проходит страх перед безработицей и жители прежде всего крупных городов получили значительную премию на рынке труда, где предложение вакансий сейчас превышает спрос.

     Опять же в крупных городах жители получили не только больше возможностей для заработка, но и для траты заработанного, благодаря расширению практики потребительского кредитования. Так, каждый шестой респондент признал, что возможность получения кредита стала фактором принятия решения о покупке. Первые потребительские кредиты в 2003 году начал выдавать банк «Русский стандарт», сегодня этим занимаются уже более 100 банков. По данным Банка России, по состоянию на 1.04.07 г., все российские банки выдали гражданам кредитов на сумму около $13 млрд. (для сравнения, на 1 января 2007 года жители Великобритании должны своим банкам 170 млрд. фунтов стерлингов или более $300 млрд.).

     Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители находятся вне конкуренции. Подробная статистика по данному вопросу в официальных источниках отсутствует.

     В 2007 году импорт вырос примерно на 25%, что много, хотя и не больше, чем  в предыдущие годы. В 2005 году проблема конкуренции с импортными товарами обострится прежде всего в легкой, пищевой и автомобильной промышленности, т.к. снижение курса рубля, по оценке МЭРТ маловероятно, более того прогнозируется его укрепление примерно на 8%.

     Несомненно  также, что по мере дальнейшего улучшения экономической ситуации в стране российский потребительский рынок будет постепенно приближаться по структуре к рынкам западных стран, в первую очередь более совершенной станет его инфраструктура, доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках будет сокращаться, продолжится процесс универсализации торговых предприятий, в которых посетители смогут делать все виды покупок в одном месте. За последние 10 лет количество таких торговых центров выросло с 9% до 35%. Всего же соотношение организованной (в торговых точках) и неорганизованной (на рынках и улицах) торговли по данным ФСГС

 составляет на 01.06.04 г. 77,8% и 22,2% соответственно (год назад 76,2% и 23,8%)8 .

          Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки.

     Неудивительно, что стремительно растут обороты  сетей. В Москве, например, их доля в  розничном товарообороте с 2003 по 2006 год выросла с 0,2% до 24%, т.е. практически в 100 раз.  

     
    1. Рынок потребительских товаров г. Казань
 

     В январе - март 2008 года объем продаж потребительских  товаров через все каналы реализации (с предприятиями общественного  питания) составил  612,8 млрд.руб., т.е. на 117,4 млрд.руб. превышен  объём против предшествующего года или в фактических ценах на 123,7%, в сопоставимых  прирост на 13,7%  (2007г.-5,2%).

     Оборот  розничной торговли, полученный через  все каналы реализации товаров, 584,9 млрд. руб., т.е. на 111,6 млрд.руб. превысило его объем по сравнению с предшествующим годом или в фактических ценах на 123,6%. Индекс физического объема – 113,4% (2007г. – 4,9%).

     Доля  Казани в объемах розничного товарооборота России                          составляет  20,4%.

     Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит торгующим организациям, на которые приходится 81,6% оборота розничной торговли, из них на долю крупных и средних организаций – 35%, субъектов малого предпринимательства – 41%. Их оборот составил 477,6 млрд.руб. Темп роста к соответствующему периоду предшествующего года в фактических ценах составил 125,8%, в сопоставимых ценах оборот торгующих организаций увеличился на 14,6% (2007г. – 11,4%).  

     В структуре оборота розничной  торговли удельный вес продовольственных  товаров – 47,3%, непродовольственных товаров соответственно 52,7%.

     Объем продажи товаров на вещевых, смешанных  и продовольственных рынках 107,3 млрд.руб., с долей рынка в общем объеме оборота розничной торговли 18,4% (2007г. – 19,8%). Индекс физического объема к предыдущему году – 108,2% (2007г. снижение на 15,2%).

     Оборот  розничной торговли продовольственными товарами по всем формам их торговли составил 276,5 млрд.руб., что на 113,7% в сопоставимых ценах больше показателя прошлого года.

     Оборот  розничной торговли непродовольственными товарами  составил 308,4 млрд.руб., что на 113,2% в сопоставимых ценах, больше соответствующего показателя  прошлого года.

     Состояние товарных запасов в организациях розничной торговли сохраняется  стабильным и по состоянию на 1 апреля 2008 года составляют  118,9 млрд.руб., превышение на 116,2% в сопоставимых ценах против предшествующего года, с обеспеченностью оборота -  25 дней.

     Товарооборот  общественного питания 27,9 млрд.руб., т.е. на             5,8 млрд.руб. или  на 126,2% превышен против объема  предшествующего года в фактических ценах, в сопоставимых ценах прирост на 120,8%                    (2007г.- 13,3%).

     В январе - марте 2008 года населению оказано  услуг бытового характера на 14,62 млрд.руб. т.е. на 103,96% превышены объёмы по сравнению с предшествующим годом в фактических ценах, индекс их физического объема 90,12%.

     Доля  Казани в объемах реализации бытовых услуг России                          по оперативным данным  16,4%.

     Ежедневно жителям и гостям столицы продано  товаров                             на 6498,9 млн.руб., оказывалось услуг общественного питания                           на 310,0 млн.руб.,   бытовых услуг   на   162,4 млн.руб.

     В марте 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Казани составил 104,6%, в том числе на продовольственные товары – 105,0%, непродовольственные  -101,5%, платные услуги – 107,8%. В среднем по России  соответственно  104,8%,105,7%,102,0%, и 107,5%.

     Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная  по среднероссийским нормам потребления, в г. Казани в марте 2008 года составила 2231 руб. 66 коп. и повысилась по отношению к предыдущему месяцу на 2,3%, с начала года – на 9,0% (к декабрю 2007 года), по России – 1941 руб. 00 коп. и повысилась на 2,7%  (с начала года – на 10,6%).

     Темп  изменения стоимости потребительской  корзины в г. Казани (март 2008 к марту 2007 года) составил 120,0%. 
 

 

      Глава 2. Формирование  рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса» 

     2.1. Краткая характеристика  ОАО «Алые паруса» 

     Предприятие ОАО «Алые паруса»

     Образовалось  в декабре 2004 года.

     Свидетельство о регистрации № 853. Выдано 13.11.2004

     Расчетный счет: №12345987654550128809

     Корреспондентский счет: № 564788987845611

     Юридический адрес: г. Казань ул. Пушкина д. 53-б

     ИНН: 102340012397

     БИК: 286543

     Телефон: 555-56-61

     Основные  виды деятельности предприятия:

            ОАО «Алые паруса» - предприятие,  производящее двери, окна, дверные блоки, оконные рамы, плинтуса, наличники, бытовую, офисную мебель и мебель для общественных учреждений. Продукция выпускается из натурального древесного массива и древесно-стружечных плит (ДСП). Продукция завода ориентирована на строительные организации учебные учреждения детские сады и на частных лиц, которые хотят купить изделия, предназначенные для строительных, ремонтных и бытовых нужд, и предъявляют достаточно высокие требования к качеству продукции. Мебель характеризуется легкой сборкой. В комплект входят инструменты для сборки. 

     Выбросов  в виде промышленных стоков не производится. Изделия из дерева не оказывают вредного воздействия на здоровье. Производственный процесс экологически чистый, что  вызвано применением в технологическом  процессе электроэнергии и экологически чистого сырья. В результате применения современного оборудования в технологии изготовления изделий из древесины никаких вредных выбросов ни в атмосферу, ни в. Отходы производства – опилки и стружка – сжигаются в специальных печах или продаются населению. 

     Товар имеет сертификат качества, товарную марку. Продукцию предприятия выгодно  отличает от продукции конкурентов  её невысокая цена, которая делает продукцию предприятия доступной  для большинства жителей города Казани.

        Предприятие входит в группу производств по выпуску изделий из древесины и выпускает изделия пригодные к непосредственному использованию. Изделия, выпускаемые этой группой производств, отличаются сложной конструкцией и много детальностью. Основной способ соединения деревянных деталей в узлы - столярные вязки и склеивание. Готовые изделия в большинстве случаев имеют защитно-декоративные покрытия.

Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.

       Деятельность предприятия является  частью деревообрабатывающей отрасли. С начала 90-х годов в этой отрасли происходило сокращение объемов промышленного производства и только в последние несколько лет наблюдается подъем производства. Это связано с оживлением Российской экономики, которая стала стабильной.

Информация о работе Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях