Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является анализ особенностей формирования рынка потребительских товаров.
Объектом исследования является ОАО «Алые паруса»
Предметом исследования являются особенности товарной политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых:
- определение понятия рынка потребительских товаров;
- рассмотрение процесса формирования рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса»;
- разработка основных рекомендации по расширению ассортимента товаров на примере ОАО «Алые паруса».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие рынка потребительских товаров 5
1.1. Рынок потребительских товаров и услуг 5
1.2. Состояние российского потребительского рынка товаров 11
1.3. Рынок потребительских товаров г. Казань 15
Глава 2. Формирование рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса» 18
2.1. Краткая характеристика ОАО «Алые паруса» 18
2.2. Анализ товарной политики и ассортимента товаров предприятия 21
2.3. Анализ ценовой политики предприятия 30
Глава 3. Рекомендации по расширению ассортимента товаров 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

товароведение курсовая.doc

— 447.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

   Курсовая  работа

   по  дисциплине «Товароведение»

   на  тему:

   «Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

 

Введение 

     Актуальность  исследования. В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Именно здесь нужна товарная политика, т.к. она является фундаментом всей маркетинговой деятельности. Все остальные функции: установление цен на товар, выбор канала распределения и товародвижения, выбор стратегии коммуникации и стимулирования, реклама и пропаганда при своей реализации опираются непосредственно на структуру ассортимента и управление им. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление товарной политикой позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Управление ассортиментом продукции связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.

     Таким образом, целью данного исследования является анализ особенностей формирования рынка потребительских товаров.

     Объектом  исследования является ОАО «Алые паруса»

     Предметом исследования являются особенности товарной политики.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач, основные из которых:

     - определение понятия рынка потребительских  товаров;

     - рассмотрение процесса формирования  рынка товаров на примере ОАО «Алые паруса»;

     - разработка основных рекомендации  по расширению ассортимента товаров  на примере ОАО «Алые паруса».

     Вопросы управления товарной политикой и ассортиментом товаров на предприятии в различных аспектах в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

     В ходе исследования особое внимание уделялось  трудам Федько Н.Г. и Махмутовой А.Н.

     Состоит отметить, что работа строго структурирована и состоит из следующих частей:

     -введение;

     -основная  часть;

     -заключение;

     -список  использованной литературы;

     -приложения.

     Основная  часть разделена на главы в  соответствии с поставленными задачами.

 

      Глава 1. Понятие рынка потребительских товаров 

     
    1. Рынок потребительских товаров и услуг
 

     Под рынком товаров (продуктов и услуг) принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Особенностью туристского рынка является профессиональная разобщенность производителя туристских услуг, их потребителя — туриста и исполнителей купленной услуги. Комплексная туристская услуга (пакет услуг), как правило, предлагается туристу и приобретается им в месте его постоянного проживания, а место путешествия, страна пребывания находится за пределами его постоянного места жительства. Поэтому на рынке туристских услуг особую роль приобретают рекламные, информационные и правовые аспекты для его нормального функционирования, гарантирующие предоставление той услуги (пакета услуг), которая была оплачена.

     Принято считать, что рынок эффективно функционирует  в том случае, если соблюдаются  три основных условия: свободная конкуренция производителей, наличие одинаковых правил для всех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, возможность свободного выбора потребителей.

     Преобразования  в рыночном секторе привлекли внимание к аспектам регионального экономического развития всей хозяйственной системы и расширения теоретических исследований в данной области. В системе существующих проблем придания происходящим трансформациям характера завершенности важное место занимает функционирование территориальной системы рынков. Современная научная литература раскрывает множество концепций и теорий их формирования, однако в области региональных

 

аспектов  мало уделяется внимания проблемам  организации и повышения эффективности  развития отдельных локальных систем.1

     Участвуя  в процессе производства, распределения, обмена и потребления, отдельные  рыночные структуры поддерживают естественный ход воспроизводственного процесса в регионе, замыкающим звеном в котором  выступает локальный потребительский рынок. Обеспечение первичных потребностей общества в жизненно необходимых продуктах является приоритетной задачей любого государства и основой благополучия населения в регионе, в связи с чем и определяется необходимость комплексного подхода к проблемам его формирования и развития.

     Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем  он оказывает активное воздействие  на производственный процесс всего  комплекса отраслей региона. Показатели его развития являются значимыми индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения региона. В связи с этим проблема исследования процессов его функционирования является весьма значимой и актуальной задачей в обеспечении устойчивого развития экономики региона и современного общества.

     Необходимость рассмотрения потребительского сектора  в современных условиях становится все более очевидной с формированием рыночных отношений. Поспешная приватизация, появление новых организационных структур, массовое насыщение рынка товарами привели к существенным изменениям в организации торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

     Проведенный анализ экономической литературы, посвященной  проблемам функционирования рынка  как экономической категории, показал, что в современных работах  как отечественных, так и зарубежных авторов

понятие «потребительский рынок» трактуется по-разному. Одни из них исходят из предположения, что это территориальная сфера товарного обращения, призванная обеспечить население товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения. Другие рассматривают потребительский рынок как основную составляющую рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями для личного потребления. По мнению Ф. Котлера, исследуемый сектор представлен отдельными лицами и домохозяйствами, приобретающими товары и услуги для личного потребления, особое внимание при этом уделяя покупателю.

     Такое определение рынка является не полным и односторонним. Б. А. Райзберг рассматривает  потребительский сектор, как взаимодействие продавцов и покупателей на основе актов купли-продажи, что на наш взгляд, не позволяет достаточно точно охарактеризовать его сущность и главное назначение. Наиболее приемлемо определение М. А. Николаевой, которая под потребительским рынком понимает совокупность хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного использования.

     Приведенные определения отражают различные аспекты этой экономической категории, взаимно дополняя друг друга и конкретизируя в зависимости от поставленных задач исследования.

     Исходя  из теоретических обоснований, можно  сделать вывод, что в целом  он рассматривается, как целостный  механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей населения на определенной территории в товарах и услугах. Однако учитывая масштабность и интенсивность развития региональной экономики, считаем необходимым рассматривать потребительский рынок, как составляющую из продовольственного и непродовольственного сектора. Обоснованием

отделения потребительского рынка может служить  выделение таких отличительных особенностей2:

     1. Сделки на рынке услуг заключаются  на товар, который фактически

     не  произведен, процесс производства, доставки и потребления происходит одновременно, а не последовательно, как в случае с физическими товарами.

     2. Услуга не может быть накоплена,  в резерве могут находиться  лишь ресурсы для ее производства, в то время как потребительские товары могут.

     3. Услуга не может быть отделена  как от системы продавца, так  и от системы покупателя и  функционировать на рынке автономно,  как другие товары. В результате  этого на рынке услуг не  существует торговых посредников  и канала товародвижения, без чего не может функционировать и развиваться рынок продовольственной и непродовольственной продукции.

     Приведенные особенности позволяют достаточно обоснованно рассматривать сферу  услуг как самостоятельную систему, наделенную определенными функциями и назначением в региональной рыночной экономике региона.

     

Рисунок 1 − Принципы функционирования потребительского рынка  в регионе 3 

На основе вышеприведенных  принципов обеспечивается эффективное  функционирование потребительского сектора  в регионе.

В зависимости от назначения исследуемый рыночный сегмент можно классифицировать по различным признакам. На наш взгляд, существуют семь основных групп, объединенных по общему свойству (рисунок 2).

При классификации  потребительского рынка можно выделить следующие признаки: по типу, товарной номенклатуре, форме организации, субъектному составу, географической границе, экономико-правовой характеристики.

При классификации  по типовой характеристике выделяют: активный, стагнирующий, коллапсирующий.

Активный рынок  характеризуется большой емкостью со сбалансированным спросом и предложением, с тенденциями к росту и благоприятными равновесными ценами4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Рисунок 2. Классификация признаков потребительского рынка5  

          Стагнирующий рынок отличается маленьким количеством заключаемых сделок на протяжении большого периода, наличием несоответствия спроса и предложения, не заполненным портфелем заказов.

          Коллапсирующий или сокращающийся определяется падением продаж товаров, несмотря на снижение цен, уменьшение числа сделок, предложение не находит спрос, растут товарные запасы.

     По  уровню организации различают организованный, охватывающий реализацию товаров через  специализированную зарегистрированную торговую сеть всех форм собственности (магазины, стационарные мини-

базары, торговые комплексы), и неорганизованный − на основе реализации товаров  частными лицами в порядке свободной  торговли на улицах и площадях. 

     
    1. Состояние российского потребительского рынка  товаров
 

     Потребительский рынок – важный фактор экономического роста страны. В последние 5 лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15% прироста ежегодно. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта (81%), газовой промышленности (75%) и связи (68-70%).

Информация о работе Особенности формирования рынка потребительских товаров в современных условиях