Основные свойства Развитие внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение стр.2
Раздел 1 стр.2
1.1. Понятие о внимании стр.2
1.2. Функции внимания стр.3
1.3. Теории внимания стр.4
1.4. Виды внимания стр.5
1.5. Основные свойства внимания стр.7
1.6. Развитие внимания стр.9
Раздел 2 стр.11
Заключение стр.11
Список источников из литературы стр.12
Введение.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

   Третья группа  причин связана с общей направленностью  личности. Именно по этому, идя  по одной и той же улице,  дворник обратит внимание на  мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность  личности тесно связана с ее  прежним опытом и чувствами,  поэтому их также включают  в эту группу причин. То, что  интересно нам, что вызывает  у нас определенную эмоциональную  реакцию, является важнейшей причиной  непроизвольного внимания.

   В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

       Причины  произвольного внимания по своему  происхождению не биологические,  а социальные: оно не созревает  в организме, а формируется  у ребенка при его общении  со взрослыми. На ранних фазах  развития функция произвольного  внимания разделена между двумя  людьми - взрослым и ребенком. Первый  выделяет объект из Среды, указывая  на него и называя словом, ребенок  отвечает на этот сигнал, прослеживая  жест, схватывая предмет или повторяя  слово. Таким образом, данный  предмет выделяется для ребенка  из внешнего поля. Впоследствии  дети начинают ставить цели  самостоятельно. Следует отметить  тесную связь произвольного внимания  с речью. Развитие произвольного  внимания у ребенка проявляется  вначале  в подчинении своего  поведения речевой инструкции  взрослых, а затем, по мере овладения  речью,- в подчинении своего поведения  собственной речевой инструкции.

   Несмотря на качественное  отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с  чувствами, с интересами, с прежним  опытом человека. Однако влияние  этих моментов при произвольном  внимании не опосредованное, а  косвенное. Оно опосредуется сознательно  поставленными целями, поэтому в  данном случае интересы выступают  как интересы цели, интересы результата  деятельности. Сама деятельность  может непосредственно не занимать  нас, но так ее выполнение  необходимо для решения поставленной  нами задачи, то и она становится  интересной в связи с этой  целью. 

  

Ряд психологов выделяют еще  один вид внимания, который, подобно  произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек  как бы “входит” в работу: интересными  и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо  Н. Ф. Добрыниным после произвольным. Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу. Первоначально  она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Студенту приходится  возвращать себя к решению постоянными  усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Студент  все больше увлекается ею, она его  захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало  как бы непроизвольным. Однако, в  отличие от подлинно непроизвольного  внимания, после произвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными  интересами. В то же время оно  несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти  нет волевых усилий.

   После произвольное  внимание характеризуется длительной  сосредоточенностью, напряженной интенсивностью  умственной деятельности, высокой  производительностью труда. 

1.5.Основные свойства внимания

   Внимание означает  связь сознания с определенным  объектом, его сосредоточенность  на нем. Особенности этой сосредоточенности  определяют свойства внимания. К  ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.                                                          

     Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура.  Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная  умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны  и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия  для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

К числу относятся: особенности  материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к  нему со стороны субъекта, а также  от индивидуальных особенностей личности.

   Концентрация внимания - это степень или интенсивность  сосредоточенности, т. е.  Основной  показатель его выраженности, тот  фокус, в котором собрана психическая  или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что  концентрация внимания связана  с особенностями функционирования  доминантного очага возбуждения  в коре головного мозга. В  частности, концентрация является  следствием возбуждения в доминантном  очаге при одновременном торможении  остальных зон коры головного  мозга. 

   Под распределением  внимания понимают субъективно  переживаемую способность человека  удерживать в центре внимания  определенное число разнородных  объектов одновременно. Именно эта  способность позволяет совершать  сразу несколько действий, сохраняя  их в поле внимания. Вспомним  феноменальные способности Юлия  Цезаря, который мог делать одновременно  семь не связанных между собой  дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только  один вид сознательной психической  деятельности, а субъективное ощущение  одновременности выполнения нескольких  обязано быстрому последовательному  переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что  человек не может сосредотачиваться  на двух одновременно предъявляемых  раздражителях. Однако иногда  человек действительно способен  выполнять два вида  деятельности. На самом деле, в таких случаях  один из видов выполняемой  деятельности  должен быть полностью  автоматизирован и не требовать  внимания, если же это условие  не соблюдается, совмещение деятельности  невозможно.

   Распределение внимания, по-существу,  является обратной  стороной его переключаемости.  Переключение внимания определяется  скрытно, переходя от одного  вида деятельности к другому.  Переключение означает сознательное  и осмысленное перемещение внимания  с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания  означат способность быстро ориентироваться  в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания  у разных людей различна и  зависит от целого ряда условий.  Это прежде всего соотношение  между предшествующей и последующей  деятельностью и отношение субъекта  к каждой из них. Чем интереснее  деятельность, тем легче на нее  переключиться, и наоборот. Переключаемость  внимания принадлежит к числу  хорошо тренируемых качеств. 

   Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно  думать о разных вещах и  выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить  поступающую извне информацию  на части, не превышающие возможности  обрабатывающей системы. 

 

Таким же образом человек  обладает весьма ограниченными возможностями  одновременно воспринимать несколько  независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически  не поддается регулированию при  обучении и трении развитие внимания .

    В развитии  внимания у ребёнка можно отметить  прежде всего диффузный, неустойчивый  его характер в раннем детстве.  Тот отмеченный уже факт, что  ребёнок, увидя новую игрушку,  сплошь и рядом выпускает из  рук ту, которую он держал, иллюстрирует  это положение. Однако это положение  имеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом  нужно учесть и другой, который  подчёркивается некоторыми педагогами  бывает, что какой-нибудь предмет  привлечёт внимание ребёнка или,  скорее, манипулирование с этим  предметом так увлечёт его,  что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери  и т. п.), ребёнок будет повторять  это действие раз за разом  20, 40 раз и больше.

 Этот факт действительно  свидетельствует о том, что  в отношении очень элементарных  актов, связанных с значительной  эмоциональной зарядкой, ребёнок  уже рано может проявить внимание  в течение более или менее  значительного времени. Этот факт  не следует недооценивать, и  его нужно использовать для  дальнейшего развития внимания  у ребёнка. Но тем не менее,  конечно, правильным остаётся  то положение, что на протяжении  дошкольного возраста, а иногда  и к началу школьного, ребёнок  ещё в очень слабой степени  владеет своим вниманием. Поэтому  в учебном процессе педагог  должен тщательно работать над  организацией внимания ребёнка,  иначе оно окажется во власти  окружающих вещей и случайного  стечения обстоятельств. Развитие  произвольного внимания является  одним из важнейших дальнейших  приобретений, тесно связанных с  формированием у ребёнка волевых  качеств. 

1.6.Развитие внимания

    В развитии  внимания у ребёнка существенным  является его интеллектуализация, которая совершается в процессе  умственного развития ребёнка,  внимание, опирающееся сначала на  чувственное содержание, начинает  переключаться на мыслительные  связи. В результате расширяется  объём внимания ребёнка. Развитие  объёма внимания находится в  теснейшей связи с общим умственным  развитием ребёнка. 

    Отвлекаемость  2—4-летнего ребёнка в 2—3 раза  больше отвлекаемости 4—6-летнего.  Вторая половина дошкольного  возраста — годы, непосредственно  предшествующие началу школьного  обучения, дают такой значительный  рост и концентрации внимания.

    В школьном  возрасте, по мере того как  расширяется круг интересов ребёнка  и он приучается к систематическому  учебному труду, его внимание  — как непроизвольное, так особенно  произвольное — продолжает развиваться.  Однако сначала и в школе  приходится ещё сталкиваться  с значительной отвлекаемостью  детей. 

    Более значительные  сдвиги наступают тогда, когда  успеют сказаться результаты  обучения; размер этих сдвигов,  естественно, зависит от его  эффективности. 

К 10—12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается  заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей —  развитие отвлечённого мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается  также заметный рост объёма внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14—15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это  утверждение, будто внимание у подростка  вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в  эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребёнка; в частности от педагога для этого требуется  большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей  постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем  внимание младших детей.

    Говоря об этих  возрастных различиях в развитии  внимания, нельзя упускать из  виду существование индивидуальных  различий и притом весьма значительных.

    Развитие внимания  у детей совершается в процессе  обучения и воспитания. Решающее  значение для организации внимания  имеет при этом уменье поставить  задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом. 

 Основываясь на слабости  произвольного внимания у детей,  ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста  Гербарта и до современных  романтиков активной школы, рекомендовали  целиком строить педагогический  процесс на основе непроизвольного  внимания. Педагог должен овладевать  вниманием учащихся и приковывать  его. Для этого он должен  всегда стремиться к тому, чтобы  давать яркий, эмоционально насыщенный  материал, избегая всякой скучной  учёбы. 

    Безусловно, весьма  важно, чтобы педагог умел заинтересовать  учащихся и мог строить педагогический  процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной  заинтересованностью. Постоянно  требовать напряжённого произвольного  внимания у детей, не давая  никакой для него опоры, это,  быть может, самый верный путь  для того, чтобы не добиться  внимания. Однако строить обучение  только на непроизвольном внимании  ошибочно. Это по существу и  невозможно. Каждое, даже самое захватывающее,  дело включает в себя звенья, которые не могут представлять  непосредственный интерес и вызывать  не произвольное внимание. Поэтому  в педагогическом процессе необходимо  уметь: 1) использовать непроизвольное  внимание, и 2) содействовать развитию  произвольного. Для возбуждения  и поддержания непроизвольного  внимания можно целесообразно  использовать эмоциональные факторы:  возбудить интерес, внести известную  эмоциональную насыщенность. При  этом, однако, существенно, чтобы  эта эмоциональность и интересность  были не внешними. Внешняя занимательность  лекции или урока, достигаемая  сообщением очень слабо связанных  с предметом анекдотов, ведёт  скорее к рассеиванию, чем к  сосредоточению внимания. Заинтересованность  должна быть связана с самим  предметом обучения или трудовой  деятельности; эмоциональностью должны  быть насыщены её основные  звенья. Она должна быть связана  с сознанием значения того  дела, которое делается.

Информация о работе Основные свойства Развитие внимания