Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:24, реферат
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Введение стр.2
Раздел 1 стр.2
1.1. Понятие о внимании стр.2
1.2. Функции внимания стр.3
1.3. Теории внимания стр.4
1.4. Виды внимания стр.5
1.5. Основные свойства внимания стр.7
1.6. Развитие внимания стр.9
Раздел 2 стр.11
Заключение стр.11
Список источников из литературы стр.12
Введение.
Третья группа
причин связана с общей
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Причины
произвольного внимания по
Несмотря на качественное
отличие от непроизвольного
Ряд психологов выделяют еще
один вид внимания, который, подобно
произвольному, носит целенаправленный
характер и требует первоначальных
волевых усилий, но затем человек
как бы “входит” в работу: интересными
и значительными становятся содержание
и процесс деятельности, а не только
ее результат. Такое внимание было названо
Н. Ф. Добрыниным после произвольным.
Возьмем студента, который решает
трудную математическую задачу. Первоначально
она его может совсем не увлекать.
Он берется за нее только потому,
что ее нужно сделать. Студенту приходится
возвращать себя к решению постоянными
усилиями. Но вот решение начато,
правильный ход намечается, задача
становится более понятной. Студент
все больше увлекается ею, она его
захватывает, он перестает отвлекаться:
задача стала для него интересной.
Внимание из произвольного стало
как бы непроизвольным. Однако, в
отличие от подлинно непроизвольного
внимания, после произвольное остается
связанным с сознательными
После произвольное
внимание характеризуется
1.5.Основные свойства внимания
Внимание означает
связь сознания с определенным
объектом, его сосредоточенность
на нем. Особенности этой
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.
Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.
К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Концентрация внимания
- это степень или интенсивность
сосредоточенности, т. е. Основной
показатель его выраженности, тот
фокус, в котором собрана
Под распределением
внимания понимают субъективно
переживаемую способность
Распределение внимания,
по-существу, является обратной
стороной его переключаемости.
Переключение внимания
Объем внимания. Известно,
что человек не может
Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и трении развитие внимания .
В развитии
внимания у ребёнка можно
Этот факт действительно
свидетельствует о том, что
в отношении очень
1.6.Развитие внимания
В развитии
внимания у ребёнка
Отвлекаемость
2—4-летнего ребёнка в 2—3
В школьном
возрасте, по мере того как
расширяется круг интересов
Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности.
К 10—12 годам, т. е. к тому периоду,
когда по большей части наблюдается
заметный, часто скачкообразный рост
в умственном развитии детей —
развитие отвлечённого мышления, логической
памяти и т. д., обычно наблюдается
также заметный рост объёма внимания,
его концентрации и устойчивости.
Иногда в литературе утверждается,
будто у подростка (в 14—15 лет) приходится
наблюдать новую волну
Говоря об этих
возрастных различиях в
Развитие внимания
у детей совершается в
Основываясь на слабости
произвольного внимания у
Безусловно, весьма
важно, чтобы педагог умел