Основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:06, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.

Содержание

Введение
1. Экономические учения Древнего мира
2. Экономические учения феодального общества
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века.
§ 2. Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

План

Введение

1. Экономические  учения Древнего мира

2. Экономические  учения феодального общества

3. Экономические  учения эпохи капитализма

§ 1. Экономические  учения конца 17 - начала 19 века.

§ 2. Экономическая  мысль середины 19 – начала 20 века

§ 3. Основные направления экономической мысли  в 20 веке

Заключение

Литература

Введение

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической  мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.

Периодизация  истории экономических учений в  данной работе основывается на выделении  социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества. В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли периода капитализма выделены следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век.

Зарождение  экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Развитие  экономическая мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

1. Экономические  учения Древнего мира

Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных  государств.

Одним из крупных  древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.

В Китае экономические  теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “для данной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10%”.

Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил  в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для  укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Выявил зависимость между меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.

Другой древнегреческий  философ – Платон останавливался на разъяснении связи между разделением  труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное  рабовладельческое хозяйство и  стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.

Аристотель, будучи самым крупным идеологом  рабовладельцев Древней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен, впервые выделив меновую стоимость: “5 лож = 1 дому или денежной сумме”.

В истории  экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.

Катон Старший  защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход  за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток  над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке  вывести из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали  ограничить крупное землевладение  и упрочить положение разорившихся крестьян.

Из всего  сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в  древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.

2. Экономические  учения феодального общества

С ходом развития производственных сил, общество накапливало  свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии.

Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.

Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Он так же отличал от стоимости рыночную цену: “если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше стоимости их труда”. Ибн Хальдуна считал, что путь расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов.

Памятником  разложения первобытнообщинных отношений  и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая  и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”) в период 18-19 веков.

Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и % он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.

Русская экономическая  мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования  Древнерусского государства (9 в.). Созданная  тогда “Русская правда” защищает формирующееся феодальное землевладение.

Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.

Почти тем  же путем шел Томазо Кампанелло. Его представления о будущем  были больше похожи на коммунизм, который  базируются на ремесле, земледелии и  скотоводстве с главенством общественной собственности.

Учение раннего  меркантилизма, изжившее себя к середине 16 в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу. Отождествляя богатство с деньгами, меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ее меновой денежной стоимостью, не в состоянии объяснить стоимость самих денег.

Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощряли посредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другую. Был запрещен вывоз готовых изделий и предметов роскоши.

Меркантилисты уделяли большое внимание сфере  обращения. С появлением в 1615 году “Трактата  о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.

Постепенно  меркантилисты дошли до мысли, что  товар – деньги, но они не могли  объяснить, как и почему товар  становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе за границу приносят прибыль.

В отличии  от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота  внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.

3. Экономические  учения эпохи капитализма

§ 1. Экономические  учения конца 17 - начала 19 века.

Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. Прямым источником стоимости он считал только один вид труда – добыча золота и серебра (т.е. денежного материала).

С теорией  стоимости у Петти непосредственно  связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить ее величину.

Рента, по мнению Петти, - это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без  учета издержек производства, т.е. созданный трудом избыток стоимости над заработной платой. Прибыль Петти отдельно не рассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажа права на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (без ссудного %).

Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. Буагильбер во Франции, как Петти в Англии, развивал теорию трудовой стоимости, но иначе. Он игнорировал денежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем.

Информация о работе Основные этапы развития