Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:24, реферат
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Введение стр.2
Раздел 1 стр.2
1.1. Понятие о внимании стр.2
1.2. Функции внимания стр.3
1.3. Теории внимания стр.4
1.4. Виды внимания стр.5
1.5. Основные свойства внимания стр.7
1.6. Развитие внимания стр.9
Раздел 2 стр.11
Заключение стр.11
Список источников из литературы стр.12
Введение.
Содержание
Введение
Раздел 1
1.1. Понятие о внимании
1.2. Функции
внимания
1.3. Теории
внимания
1.4. Виды внимания
1.5. Основные
свойства внимания
1.6. Развитие внимания
Раздел 2
Заключение
Список источников из литературы
Введение.
Внимание – важное
и необходимое условие
1.1 Понятие о внимании
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1) концентрация внимания
выражается в степени
2) устойчивость характеризуется
длительностью
3) объем внимания
4) распределение - способность
одновременного выполнения
5) переключение - способность
менять направленность
Психическая деятельность
не может протекать
1.2.Функции внимания
Возьмем такой
пример: я нахожусь на каком-нибудь
празднестве и поглощена
Под направленностью
следует понимать прежде всего
избирательный характер
Сравнительно легко направить
внимание на тот или иной предмет
или действие, Значительно труднее
сохранить его в течение
Когда мы говорим
о внимании, то подразумеваем
также сосредоточенность,
В то же время
сосредоточенность связана с
отвлечением от всего
Внимание обычно
выражено в мимике, в позе, в
движениях. Внимательного
Но иногда внимание направлено
не на окружающие объекты, а на мысли
и образы, находящиеся в сознании
человека. В данном случае говорят
об интеллектуальном внимании, которое
несколько отличается от внимания сенсорного
(внешнего). В некоторых случаях,
когда человек проявляет
1.3.Теории внимания
Интересные и противоречивые
свойства внимания привлекали
к нему взгляды многих ученых,
которые по-разному объясняли
происхождение и сущность
1. Внимание как результат
двигательного приспособления. Раз
мы можем произвольно
2. Внимание как результат
ограниченности объема
3. Внимание как результат
эмоции. Эта теория, особенно развитая
в английской ассоциационной
психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая
активная способность духа. Некоторые
психологи принимают внимание
за первичную и активную
6. Внимание как усиление
нервного раздражителя - внимание
обусловлено увеличением
7. Теория нервного подавления
объясняет основной факт
Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:
1) внимание является одним
из моментов ориентировочно-
2) по своей функции
внимание представляет
3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;
4) с точки зрения внимания,
как деятельности психического
контроля, все конкретные акты
внимания - и произвольного и
Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.
Итак, внимание - направленность
и сосредоточенность сознания
на каком-либо реальном или
идеальном объекте,
1.4. Виды внимания
По своему происхождению
и способам осуществления
К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета.
В ту же группу причин следует
отнести и такое качество раздражителя,
как его новизна, необычность. При
этом под “новизной” понимают не только
появление ранее
Ко второй группе
причин, вызывающих непроизвольное
внимание, относятся те внешние
раздражители, которые соответствуют
внутреннему состоянию