Основные свойства Развитие внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение стр.2
Раздел 1 стр.2
1.1. Понятие о внимании стр.2
1.2. Функции внимания стр.3
1.3. Теории внимания стр.4
1.4. Виды внимания стр.5
1.5. Основные свойства внимания стр.7
1.6. Развитие внимания стр.9
Раздел 2 стр.11
Заключение стр.11
Список источников из литературы стр.12
Введение.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение                                                                                                                стр.2

Раздел 1                                                                                                                   стр.2

1.1.  Понятие о внимании                                                                                     стр.2

1.2.   Функции внимания                                                                                       стр.3

1.3.   Теории внимания                                                                                         стр.4

1.4.   Виды внимания                                                                                             стр.5

1.5.   Основные свойства внимания                                                                     стр.7

1.6.   Развитие внимания                                                                                       стр.9

Раздел 2                                                                                                                   стр.11

Заключение                                                                                                             стр.11

Список источников из литературы                                                                       стр.12 
Введение.

 

 Внимание – важное  и необходимое условие эффективности  всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.  Чем сложнее и ответственнее  труд, тем больше требований предъявляет  он к вниманию. Внимательность  необходима человеку в его  повседневной жизни, в быту, в  общении с другими людьми, в  спорте. Внимание учащихся является  одним из основных условий  успешной организации учебно-воспитательного  процесса. Еще великий русский  педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая  роль внимания в обучении, писал:  «…внимание есть именно та  дверь, через которую проходит  все, что только входит в  душу человека из внешнего  мира». Приучить детей держать  эти двери открытыми есть дело  первой важности, на успехе которого  основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания  познавательных процессов является  их избирательный, направленный  характер. Из множества воздействий  окружающего мира человек всегда  воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту  особенность сознания связывают  с таким его свойством, как  внимание. В отличие от познавательных  процессов внимание своего особого  содержания не имеет, оно –  динамическая сторона всех познавательных  процессов. Внимание активизирует  нужные и тормозит ненужные  в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует  целенаправленному, организованному  отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность  активности на одном и том  же объект

1.1 Понятие о внимании

   Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания  выражается в степени сосредоточенности  на  объекте; 

2) устойчивость характеризуется  длительностью сосредоточенности,  умением не отвлекаться в течение  определенного периода времени; 

3) объем внимания характеризуется  количеством одновременно воспринимаемых  объектов;

4) распределение - способность  одновременного выполнения нескольких  действий;

5) переключение - способность  менять направленность внимания, переходить от одного вида  работы к другому. 

    Психическая деятельность  не может протекать целенаправленно  и продуктивно, если человек  не сосредоточится на том, что  он делает. Возьмем человека, увлеченного  рисованием. Он целиком углублен  в свою работу, сосредоточен на  ней, обдумывает, какой цвет выбрать,  как расположить предметы на  листе. При этом он может  не слышать, о чем говорят  присутствующие, не откликаться,  если его позовут. В этом  случае говорят, что он сосредоточил  внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек  не может одновременно думать  о разных вещах и выполнять  разнообразные работы. Поэтому в  каждый отдельный момент его  сознание направляется на те  предметы и явления, которые  являются для него наиболее  важными и значительными. 

1.2.Функции внимания

   Возьмем такой  пример: я нахожусь на каком-нибудь  празднестве и поглощена интересной  беседой. Внезапно я слышу свое  имя, негромко произнесенное кем-то  в другой группе гостей. Я быстро  переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но  в то же время я упускаю  нить  прежнего разговора. Я  настроилась на вторую группу  отключилась от первой. Это пример  воздействия особо актуальной  информации, известный под названием  “феномен вечеринки”. Именно высокая  значимость сигнала (а не его  интенсивность), желание узнать, что  обо мне думают другие, определили  изменение направления моего  внимания.

  Под направленностью  следует понимать прежде всего  избирательный характер психической  деятельности, преднамеренный или  непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается  также и сохранение деятельности  на известный промежуток времени.  Недостаточно только выбрать  ту или иную деятельность, чтобы  быть внимательным, надо удержать  этот выбор, сохранить его. 

Сравнительно легко направить  внимание на тот или иной предмет  или действие, Значительно труднее  сохранить его в течение необходимого времени.

   Когда мы говорим  о внимании, то подразумеваем  также сосредоточенность, углубленность  в деятельность. Чем труднее стоящая  перед человеком задача, тем напряженнее,  интенсивнее, углубленнее будет  его внимание, и, наоборот, чем  легче задача, тем менее углубленным  является его внимание.

   В то же  время  сосредоточенность связана с  отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены  на решении данной задачи, тем  меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом,  при внимательном отношении к  какому-либо предмету, он (этот предмет)  оказывается в центре нашего  сознания, все остальное воспринимается  в этот момент слабо, оказывается  на периферии воспринимаемого.  Благодаря этому отражение становится  ясным, отчетливым, представления  и мысли удерживаются в сознании  до тех пор, пока не завершится  деятельность, пока не будет достигнута  ее цель. Тем самым внимание  обеспечивает еще одну функцию  - контроль и регуляцию деятельности.

    Внимание обычно  выражено в мимике, в позе, в  движениях. Внимательного слушателя  легко отличить от невнимательного. 

Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли  и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят  об интеллектуальном внимании, которое  несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании.  Все это свидетельствует  о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

 

1.3.Теории внимания

   Интересные и противоречивые  свойства внимания привлекали  к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли  происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные  подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат  двигательного приспособления. Раз  мы можем произвольно переносить  внимание с одного предмета  на другой, то внимание невозможно  без мускульных движений. Именно  движения приспосабливают органы  чувств к условиям наилучшего  восприятия.

2. Внимание как результат  ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают  под “объемом сознания” и  какова его величина, И. Герберт  и У. Гамильтон считают, что  более интенсивные представления  вытесняют или подавляют менее  интенсивные. 

3. Внимание как результат  эмоции. Эта теория, особенно развитая  в английской ассоциационной  психологии, указывает на зависимость  внимания от интересности представления.  Дж. Миль указывал: “Иметь приятное  или тягостное  или идею  и быть к ним внимательным - это одно и то же”. 

4. Внимание как результат  апперцепции,  т.е. как результат  жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая  активная способность духа. Некоторые  психологи принимают внимание  за первичную и активную способность,  происхождение которой необъяснимо. 

6. Внимание как усиление  нервного раздражителя - внимание  обусловлено увеличением местной  раздражительности центральной  нервной системы. 

7. Теория нервного подавления  объясняет  основной факт внимания - преобладание одного представления  над другим - тем, что лежащий  в основе первого физиологический  нервный процесс задерживает  или подавляет физиологические  процессы, лежащие в основе других  представлений и движений, результатом  чего является факт особой  концентрации сознания.

  

 

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения  его концепции заключаются в  следующем:

1) внимание является одним  из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека;

2) по своей функции  внимание представляет контроль  за этим содержанием. В каждом  действии человека есть ориентировочная,  исполнительская и контрольная  части. Последняя и представлена  вниманием как таковым; 

3) в отличие от действий, направленных на производство  определенного продукта, деятельность  контроля, или внимание, не имеет  отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического  контроля, все конкретные акты  внимания - и произвольного и непроизвольного  - являются результатом формирования  новых умственных действий.

   Все эти теории  опираются на реальные факты,  но абсолютизируя выделенные  феномены, они игнорируют все  остальные проявления. Правильно  понять феномен внимания можно  лишь в совокупности всех его  свойств. 

   Итак, внимание - направленность  и сосредоточенность сознания  на каком-либо реальном или  идеальном объекте, предполагающие  повышение уровня сенсорной, интеллектуальной  или двигательной активности  индивида.

1.4. Виды внимания

   По своему происхождению  и способам осуществления обычно  выделяют два основных вида  внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее  простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным,  так как оно возникает и  поддерживается независимо от  стоящих перед человеком целей.  Деятельность захватывает человека  в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности  или неожиданности. Человек невольно  отдается воздействующим на него  предметам, явлениям, выполняемой  деятельности. Стоит нам услышать  по радио интересную новость,  как мы невольно отвлекаемся  от работы и прислушиваемся. Возникновение  непроизвольного внимания связано  с различными физическими, психофизиологическими  и психическими причинами. Эти  причины тесно связаны между  собой, но их для удобства  можно разделить условно на  категории. 

К первой группе причин относятся  характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или  интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный  толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько  относительная сила раздражителя. Поэтому  если днем шаги в коридоре не привлекут  внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между  раздражителями. То же самое относится  к длительности раздражителя, а также  к пространственной величин и  форме предмета.

В ту же группу причин следует  отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При  этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение  раздражителей в пространстве.

   Ко второй группе  причин, вызывающих непроизвольное  внимание, относятся те внешние  раздражители, которые соответствуют  внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у  него потребностям. Так, сытый  и голодный человек будут по-разному  реагировать на разговор о  пище.

Информация о работе Основные свойства Развитие внимания