Методы и формы продажи, применяемые в торговой организации «Связной» и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить современные формы и методы продажи товаров в действующем торговом объекте и оценить их эффективность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методы и формы продажи товаров, применяемых в торговле;
- охарактеризовать традиционные и прогрессивные методы и формы продажи товаров;
- определить показатели эффективности их использования;
- изучить методы и формы продажи, применяемые в сети магазинов «Связной»;
- дать оценку их эффективности.

Содержание

Введение…...…………………...…………………………………………..………...3
Глава 1. Понятие и сущность различных форм и методов продажи товаров .......5
1.1. Природа терминов: форма и метод продажи товаров…….…..………….…...5
1.2. Традиционные методы продажи товаров.………………….…………….....…6
1.3. Современные методы и формы продажи товаров.……………………..…....20
1.4. Показатели эффективности использования методов продажи товаров........23
Глава 2. Методы и формы продажи, применяемые в торговой организации «Связной» и их эффективность……………………………………….…………...26
2.1. Характеристика торговой организации «Связной»..……………………..….26
2.2. Особенности организации продаж в «Связной»…..………………………...31
2.3. Характеристика методов и форм продаж, применяемых в магазине, и их эффективность……………………………………………………………………...32
Заключение….…….………………………………………………………………...37
Список использованной литературы ………………………………………..……40

Работа содержит 1 файл

Применение прогрессивных форм и методов продажи товаров в магазинах современного типа (3).doc

— 229.00 Кб (Скачать)

а) Опыт показывает, что если покупатель входит в магазин справа, то он обычно начинает его обход, двигаясь влево и выбирая основные проходы. Поэтому была придумана так называемая актуальная дорожка, или «проход по периметру», в котором расположены полки с особенно привлекательными товарами (кондитерский, мясной отдел и т.д.) или же выставляются в рекламных целях новинки, срок «жизни» которых сравнительно небольшой и которые вскоре будут заменены другими  товарами   (игрушки,   туристское   снаряжение).

Для привлечения покупателя в центральную  часть магазина используется привлекательность  и сбытовой потенциал таких продуктов, как сахар, растительное масло, макаронные изделия, кофе и т.п., поскольку эти продукты могут способствовать увеличению продажи других товаров, расположенных рядом с ними, но не обладающих такой же естественной притягательной силой.

б) Также существует такой прием: продукцию, покупка которой требует обдумывания (не продовольственные товары), размещают поближе к входу, чтобы извлечь максимальную выгоду из высокорентабельных отделов, пока покупатель не наполнил свою тележку продовольственными товарами.

2) Организация линий продажи.

Основным элементом гипермаркета является «линия продажи», от которой зависит величина товарооборота и прибыли. Очевидно, что основная цель при размещении товара состоит в достижении максимальной рентабельности каждой линии.

а) Расположение товаров на стеллажах играет довольно важную роль в их сбыте: лучшие полки гондол — это те, которые расположены на уровне глаз и рук. Эти уровни предназначены для продуктов,   которые  продаются с  высокой нормой прибыли, в то время как другие уровни предназначены для товаров, продаваемых с низкой нормой прибыли.

б) Гипермаркеты были задуманы с целью распродажи огромных масс товаров, этому способствуют две системы:

- размещение продуктов (минеральная вода, растительное масло и т.п.) на поддонах или в комбитейнерах (металлических стеллажах на роликах, вставляемых прямо в гондолы), которые наполняются   товарами   самими   производителями, позволяет быстро выставлять их в большом количестве в торговом зале;  

- выкладывание большого количества товара в «голове» гондолы увеличивает его притягательность, и само по себе создает впечатление изобилия недорогой продукции. Это место обычно отводится для продажи товаров в рекламных целях.

Продажа товаров на основе самообслуживания. Самообслуживание – метод продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Эффективность самообслуживания как метода продажи  состоит в следующем:

  • предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары;
  • освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;
  • позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест продавцов.

Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удобное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую из нескольких товаров разных групп, за короткое время.

  • Доказано, что различные методы обслуживания покупателей позволяют в 5—8 раз сократить средние затраты времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением метода самообслуживания;
  • Дает возможность коренным образом реорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать все прочие средства и орудия труда продавцов. С введением самообслуживания сокращается численность продавцов и вместо них появляется новая профессия — продавец-консультант. От продавца-консультанта требуется знание широкого круга товаров, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Продавец-консультант должен иметь общее среднее образование и специальную подготовку на соответствующих курсах. В магазине самообслуживания вместо кассира-оператора  вводится специальность кассира-контролера. По сравнению с прежней новая  специальность требует  более высокой квалификации: от кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать;
  • сокращает тяжелый физический труд работников магазина. Одновременно с социальной эффективностью метод самообслуживания продажи позволяет получить весьма ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота и от повышения фондоотдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазинов.

Первое  направление является главным и  совершенно очевидным. Ведь при самообслуживании покупатели сами отбирают нужный им товар, а продавцы, составляющие основную и самую многочисленную категорию работников, сокращаются, следовательно, сокращаются и фонды заработной платы, и издержки обращения.

Расчеты показали, что при внедрении  самообслуживания:

  • не осуществляется деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны: вместо них можно обойтись одним дежурным по залу;
  • вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 должности фасовщика;
  • при хорошо организованной справке и информации на одного кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое.

Самообслуживание  регулярно применяется в розничной  торговле продовольственными товарами, а с недавнего времени стало использоваться и в сфере оптовой торговли.    

А) Торговля продовольственными товарами.

Увеличение площадей, предназначенных  для продажи по методу самообслуживания, побудило специалистов и Французский  институт самообслуживания разработать классификацию продуктовых магазинов самообслуживания, исходя из их размера,    

1)   Мини-магазины самообслуживания, торговая площадь которых меньше 120 кв.м. и в которых продаются почти исключительно продовольственные товары.     

2)   Универсамы, площадь которых составляет от 120 кв.м. до 400 кв.м., торгуют преимущественно продовольственными товарами (90—95% товарооборота) и имеют такие отделы, как мясной, быстрозамороженных продуктов и т.д., а также небольшой отдел непродовольственных товаров.     

3)   Супермаркеты, площадь которых составляет от 400 кв.м. до 2,5 тыс. кв.м., торгуют всевозможными продовольственными товарами и располагают ассортиментом ходовых товаров общего назначения.     

4)   Гипермаркеты, товарная площадь которых составляет от 2,5 тыс. кв.м. до  10 тыс. кв.м. и больше, имеют очень широкий ассортимент продовольственных товаров и товаров общего назначения. Общее число магазинов всех размеров, торгующих преимущественно продовольственными товарами по методу самообслуживания, достигает, согласно данным Французского института самообслуживания, 13,2% общего числа продовольственных магазинов. В настоящее время проявляется тенденция усиления позиций крупных магазинов, в то время как число магазинов небольших размеров (площадью 400 кв.м.) несколько уменьшилось.    

Б) Оптовая торговля.

Оптовики также поняли преимущества метода самообслуживания, и некоторые из них создали  оптовые базы (типа cash and carry), в которых  применяется метод самообслуживания или торговли по образцам. В любом случае выбранный товар отпускается на выходе, за него расплачиваются наличными (cash) и немедленно увозят с собой (carry). Подобные базы обслуживают исключительно розничных торговцев, владельцев кафе и гостиниц, ремесленников. Большинство из них   (67%)  действует в  сфере торговли  продовольственными товарами, но есть и такие, которые специализируются по текстилю, игрушкам, бытовым электроприборам, книгам и писчебумажным товарам и т.д. 70% этих баз были созданы по  инициативе оптовиков, разработавших систему «добровольных цепей». Остальные  30% находятся в ведении объединений розничных торговцев, независимых торговцев и компаний, владеющих сетью филиалов.

Развитие системы cash and cany происходит медленно, причем наблюдается тенденция к увеличению складской площади. Подобные базы представляют собой нечто вроде оптового гипермаркета, созданного с целью привлечения розничных торговцев, которые могут получить товар по низким ценам и одновременно сохранить независимость по отношению к своим поставщикам.

Продажа товаров  по предварительным заказам, получившая существенное развитие в 1970—1980-е гг., в настоящее время осуществляется отдельными крупными магазинами (особенно мебельными магазинами, магазинами стройматериалов, автомагазинами, магазинами потребительской кооперацией, магазинами развозной торговли). Основными элементами торгово-технологического процесса при этом являются прием и оформление заказа (по почте, телефону, непосредственно агентом в устной или письменной форме), комплектование заказанных товаров, доставка, расчет и выдача заказов. Расчет может осуществляться путем предварительной оплаты в магазине, посредством почтового перевода или непосредственно в момент получения заказа. Срок исполнения заказа по продовольственным товарам — 4—8 часов, по непродовольственным товарам устанавливается от вида товара и возможности его исполнения.

Получила  свое развитие и продажа товаров по предварительным заказам с помощью телевизора. Телевизор служит средством предложения товара. На экране не только демонстрируется товар, но и отмечаются его преимущества, возможности использования, цена. После выбора товара покупатель делает заказ по телефону или через персональный компьютер. В свою очередь, торговое предприятие обеспечивает доставку другим способом. Продажа товаров может осуществляться либо по общим телевизионным каналам, либо по кабельному телевидению.

Данный  метод продажи удобен для жителей  сельской местности, которые через магазины товаров повседневного спроса, автомагазины потребкооперации и коммерческих структур могут заказывать технически сложные товары и товары эпизодического спроса, не теряя времени на поездки для их приобретения.

Продажа товаров  по образцам. В повышении культуры торговли важное место отводится такому прогрессивному методу продажи, как продажа товаров по образцам, когда в торговом зале магазина выставляются только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о свойствах товаров и демонстрирует их в действии. Этим методом могут реализовываться ткани, стройматериалы, музыкальные инструменты, мебель, холодильники, телевизоры и другие крупногабаритные и технически сложные товары. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар может быть доставлен покупателю, как из магазина, так и со складов торговой организации или непосредственно с промышленного предприятия.

Доставка товаров покупателям  непосредственно со складов торговли или промышленного предприятия является определяющим признаком этого метода продажи. В магазинах, торгующих по образцам, могут применяться и другие методы продажи (самообслуживание, продажа товаров с индивидуальным обслуживанием).

Экономическая эффективность  продажи товаров по образцам обеспечивается за счет:

- централизации хранения товарных запасов на складах оптовой торговли, промышленных предприятий;

- эффективного использования складских площадей;

- сокращения потребности в подсобных помещениях магазинов и расширения торговых площадей;

- обеспечения должных условий хранения товаров и сокращения их потерь;

- снижения доли ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах в розничной сети;

- снижения транспортных  расходов.

Социальный  эффект достигается за счет улучшения  обслуживания покупателей, сокращения времени на приобретение товаров, транспортировку, разгрузку и установку или сборку изделий на месте их потребления. Необходимость развития этого метода продажи диктуется также крайне низкой обеспеченностью населения республики торговыми площадями по таким группам товаров, как мебель, бытовые машины, электротовары, стройматериалы, музыкальные, радиотовары.

Торговля  по почте представляет собой специфическую форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

Информация о работе Методы и формы продажи, применяемые в торговой организации «Связной» и их эффективность