Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа
Чай один из самых распространённых в России напитков. Он хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхания. Чайное растение синтезирует в больших количествах катехины (чайный танин), обладающие Р-витаминной активностью, а также витамины – аскорбиновую кислоту, тиамин, рибофлавин, никотиновую, пантотеновую и фолиевую кислоты, каротиноиды. Чай являйся богатым источником минеральных веществ.
Определение содержания танина и кофеина в черном плиточном и зеленом кирпичном чае проводится в соответствии с ГОСТ 19885-74 «Чай. Методы определения содержания танина и кофеина».
Определение токсичных элементов проводят по следующим стандартам:
ОСТ 26927-86 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения ртути»;
ГОСТ 26930-86 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения мышьяка»;
ГОСТ 26931-86 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения меди»;
ГОСТ 26932-86 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения свинца»;
ГОСТ 26933-86 «Сырье и продукты пищевые. Методы определения кадмия».
Определение афлатоксина В1 проводят по МУ 4082-86 «Методические указания по обнаружению, идентификации и определению содержания афлатоксинов в продовольственном сырье и пищевых продуктах с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии».
Содержание радионуклидов определяют в соответствии с МУ 4778-91 «Стронций-90. Определение в пищевых продуктах» и МУ 5779-91 «Цезий-137. Определение в пищевых продуктах».
Плесени определяют по ГОСТ 10442-88 «Продукты пищевые. Метод определения дрожжей и плесневых грибов».
2.3 Методы
оценки конкурентоспособности
Существующие
подходы в оценке конкурентоспособности
продовольственных товаров
Конкурентоспособность продовольственных товаров на рынках России, как это было показано нами выше, проявляется только при следующих условиях:
Исходя из вышеуказанных условий, конкурентоспособный товар, находящийся на свободном рынке, как правило, обладает какими-либо конкурентными преимуществами перед другими подобными изделиями, как качественными показателями, так и привлекательностью для покупателя. Поэтому конкурентные преимущества того или иного товара мы можем рассматривать с двух позиций: позиции производителя и позиции потребителя.
Рассмотрим
более подробно эти способы оценки
конкурентоспособности, определим
преимущества и недостатки их использования
в системе
В качестве базы сравнения для оценки конкурентоспособности продовольственных товаров с точки зрения хозяйствующего субъекта могут выступать следующие показатели конкурирующего товара:
Если базой сравнения для оценки конкурентоспособности является степень удовлетворения потребностей потребителя, то проводится выбор и устанавливается величина параметров потребности покупателей в питательных веществах, содержащихся в оцениваемой и конкурирующей продукции. При этом также учитывается весомость этих параметров с точки зрения потребителя при его оценке данной продукции на продовольственном рынке.
При выборе в качестве базы сравнения нормативных показателей качества в расчет берутся не конкурентные товары, а требования стандартов, ТУ, медико-биологические и другие.
Если
за базу сравнения принимаются
В качестве базы сравнения могут выступать и показатели качества гипотетического (идеального с точки зрения исследователя) образца, который представляет собой изделие, имеющее наилучшие параметры у группы конкурентных товаров. В данном случае речь идет о показателях качества такого конкурентного товара, который еще не произведен, но его производство возможно в ближайшем будущем.
По предложению профессора В.Е. Боряева [6], в качестве базы сравнения может выбираться эффективность лучшего образца конкурента, которая определяется отношением полезного эффекта товара к совокупным затратам на его производство. Применительно к пищевым продуктам автор предложил использовать полезный эффект в виде калорийности продукта. Однако в этом случае практически нельзя использовать такую сравнительную базу для многих групп продовольственных товаров, в том числе для вкусовых, в которых практически отсутствует калорийность. Например, при определении конкурентоспособности таких изделий, как чай, кофе, минеральные воды, соль, уксусная кислота, специи, нельзя в качестве базы сравнения использовать эффективность лучшего образца-конкурента. С другой стороны, чем больше в продукте будет содержаться жиров, тем больше будет калорийность изделий и, соответственно, по мнению автора, данный образец будет иметь большую конкурентоспособность по показателям эффективности. Однако в мире имеется другая тенденция потребительского поведения – снижение в продуктах содержания жиров с целью уменьшения заболеваний раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
При оценке
конкурентоспособности товара или
товаропроизводителя могут
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на сопоставлении отдельных (единичных) значений показателей качества исследуемого товара и значений базы сравнения и установление их соотношения. Если за значение базы сравнения для оценки конкурентоспособности продовольственных товаров принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, то расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
q = |
Pi |
(1) |
Pni |
где q – значение степени удовлетворения потребностей потребителя по i-му параметру (i = 1, 2, ..., n);
Pi – величина i -го параметра показателя степени удовлетворения потребности потребителя для исследуемой продукции;
Рni – величина i -го параметра показателя степени удовлетворения потребности покупателя в тех или иных компонентах по данному показателю.
Поскольку
значения параметров при определении
конкурентоспособности
В случае,
когда в качестве базы сравнения
используются нормативные показатели
качества продовольственных товаров,
значения единичных показателей
исследуемого товара будут иметь
только два параметра – 0 и 1, а
знаменатель – только 1. Это связано
с тем, что при оценке конкурентоспособности
по нормативным показателям мы можем
констатировать, что если данный товар
соответствует требованиям
При оценке
конкурентоспособности
Если же исследуемый продукт будет иметь значения параметра, ухудшающего качество товара (имеющего отрицательное действие на потребителя), больше базы сравнения, то тогда коэффициент конкурентоспособности рассчитывается по формуле (2.3).
Если
же за базу сравнения при оценке
конкурентоспособности
qi = |
Pi |
(2) | |
Pi0 | |||
qi ′= |
Pi0 |
(3) | |
Pi |
где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при положительном показателе удовлетворения потребности потребителя;
qi′ – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при отрицательном показателе удовлетворения потребности потребителя;
Pi – величина i-го технологического параметра показателя для исследуемого продукта;
Pi0 –
величина г-го
При оценке конкурентоспособности из данных формул (2.2) и (2.3) выбирают ту, при которой повышение значения единичного показателя соответствует улучшению удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, повышению конкурентоспособности исследуемого изделия по сравнению с базовым образцом (товаром).
Если
технологические параметры
Для более
полной оценки конкурентоспособности
продовольственных товаров
I нп = |
n |
qнi |
(4) |
П | |||
i=1 |
где Iнп – комплексный показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле (2.1);
Информация о работе Анализ ассортимента и конкурентоспособности