Утомление и переутомление школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Содержание

1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

гигиена 2.docx

— 74.76 Кб (Скачать)

      При проведении  ежедневной динамической паузы  допустимо удлинять большую перемену  до 45 мин, из которых не менее  30 мин отводятся на организацию  двигательно-активных видов деятельности  учащихся на пришкольной спортплощадке,  в спортивном зале или в  оборудованных тренажерами рекреациях.

      Полная  гигиеническая оценка (экспертиза) расписания включает исследование  и оценку следующих составляющих.

      1. Количество  учебных смен в школе и начало  занятий 1-й и 2-й смен.

      2. Малые  и большие перемены (продолжительность,  место и количество больших  перемен).

      3. Дневная  и недельная нагрузки школьников  в учебных часах (общее количество  ежедневных и еженедельных уроков  по классам).

      4. Место  уроков в расписании учебного  дня и недели в зависимости  от степени их трудности.

      5. Распределение  учебных предметов различной  трудности по дням недели.

      6. Распределение  уроков, сходных по характеру  учебных действий.

      7. Наличие  сдвоенных уроков по изучению  одного предмета.

      8. Место  уроков физкультуры и труда  в расписании дня и недели (по  классам).

      9. Соответствие  учебной нагрузки динамике работоспособности  учащихся.

      10. Наличие  облегченного дня в течение  учебной недели.

      11. Особенности  организации занятий первоклассников  (ступенчатый режим обучения).

      Рациональная  организация урока — важная  составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровье, что, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

      Физиологически  обоснованным считается урок  продолжительностью 45 мин (хотя не  все специалисты согласны с  этой нормой). Исключение составляют  лишь ученики 1 классов, для  которых урок должен длиться  35 мин в соответствии с низкой  устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления — чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса - фазы двигательного беспокойства. Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

      Существуют  и различные инновационные варианты  структурирования учебного дня,  например «составные» уроки (3x30 мин), предложенные проф. Латышевым,  здоровьесберегающий результат которых заметен. Но их внедрение в общеобразовательную школу тормозится существующими правилами и регламентациями. Для учащихся 8-11 классов можно снять ограничения на сдвоенные уроки, решение этих вопросов отнести к компетенции школы.

      Оценка  соблюдения гигиенических требований  проводится по регламентированным  позициям с использованием хронометража:

      • плотности  урока (% времени, затраченного  школьниками на учебную работу);

      • числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);

      • длительности  каждого вида учебной деятельности (в мин);

      • частоты  чередования видов учебной деятельности (среднее время смены деятельности  в мин);

      • числа  видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические  средства обучения), продолжительности  выполнения самостоятельной работы;

      • места,  длительности и условий применения  ТСО;

      • частоты  чередования видов преподавания;

      • наличия,  своевременности, содержания и  длительности физкультминуток.

      Отслеживается  момент снижения учебной активности  школьников как показатель наступления  их утомления — он определяется  в ходе хронометража по возрастанию  двигательных и пассивных отвлечений  детей в процессе учебной работы.

      Кроме того, определяются и фиксируются психологический  климат на уроке, наличие эмоциональных  разрядок, соблюдение учащимися  правильной позы, ее соответствие  виду работы в течение урока.

      Для предотвращения  наступления у школьников утомления  необходимо учитывать, что первые 3-5 мин любого урока занимает  врабатывание, т.е. привыкание к  учителю и предмету. Оптимально  устойчивая работоспособность длится  около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 — для среднего звена, 25-30 мин  — для старшеклассников. После  этого на несколько минут наступает  предутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но если не устраивать физкультминуток, оно от урока к уроку будет накапливаться, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами (табл. 4).

 

Таблица 4

Гигиенические критерии рациональной организации урока

|№     |Факторы урока   |Уровни гигиенической рациональности урока                                               

|п/п   |                             |                                                                                                       

|      |                               |Рациональный |Недостаточно |Нерациональный                 

|1     |Плотность урока  | 60%-80%           |85-90%            |Более 90%            |

|2     |Число видов учебной |4-7                |2-3                   |1-2                         |

                    деятельности 

|3     |Средняя продолжитель |< 10 мин    |11-15 мин      |>15 мин         

        ность различных видов учебной деятельности                                    |                            

|4     |Частота чередования  Смена не позже 7-10| через 11-1 |через 15-20 


               различных видов учебной деятельности            

|5     |Число видов преподавания |Не менее 3   |2                   |1                    |

|6     |Чередование видов преподавания| < 10-15 |>15-20   |Не чередуются|

|7     |Наличие эмоциональных              |2-3           |1            |Нет                    |

|     |разрядок(число)                             |               |                                         |                                 

|8    |Физкультминутки  |Две за урок|1 физкультминутка за урок|Отсутствуют                      

|9    |Момент наступления утомления  |Не < 40 мин |Не < 35-37 мин |< 30 мин

 

      Необходимо  учитывать мотивацию учащихся  к обучению, отсутствие которой  усиливает утомление. Положительная  мотивация к обучению предметам  по личному выбору является  позитивным фактором, оказывающим  благоприятное воздействие на:

      • формирование  функционального состояния сердечно-сосудистой системы; способствует меньшему напряжению центральных механизмов регуляции вегетативного гомеостаза;

      • динамику  скорости зрительно-моторной реакции  учащихся (в среднем на 50%) и существенное  уменьшение (в 5-10 раз) числа ошибок, допущенных при дифференцировке  сложных зрительно-моторных реакций;

      • формирование  психоэмоционального состояния; способствует снижению тревожности.

      Альтернативный (экспериментальный) график каникул  учащихся — особый вопрос, касающийся  здоровьесберегающей организации учебного процесса. Недельные каникулы после каждых 5-6 недель обучения позволяют в значительной степени нивелировать издержки учебного процесса, снизить его утомляющее воздействие даже при использовании интенсивных педагогических техпологий. Улучшение функционального состояния организма учащихся связывается с сокращением продолжительных периодов с выраженной статической нагрузкой и профилактикой кумулятивного утомления в условиях равномерной, более частой возможности отдыха. Такой график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей в конце года, их эмоциональной устойчивости и повышению учебной успеваемости.

      В то  же время, при частом чередовании  режимов труд — отдых повышаются  требования к адаптационным возможностям  школьников — необходимость каждый  раз проходить период врабатывания, занимающий у некоторых детей  до трех недель.

      С 2001 г.  под научным руководством автора  проводится исследование модели, при которой учащиеся школы  разделены по классам на основе  их психофизиологических характеристик,  и одни классы отдыхают по  традиционной схеме каникул, а  другие — по экспериментальной.  Предварительные результаты позволяют  положительно оценить такой подход, основанный на принципах учета  индивидуальных особенностей школьников.

      По данным  проведенных в школах опросов, 86% школьников поддерживают эту  инновацию. Среди опрошенных учащихся 5-11-х классов 63% считают, что  такая структура учебного года  обеспечивает меньшую их утомляемость  по сравнению с традиционной, 21% видят преимущества новой структуры  в более быстром восстановлении  их работоспособности, и лишь 4% учащихся отмечают, что они стали  больше утомляться. По мнению 39% школьников, с переходом на новую структуру  учебного года их школьные  успехи стали лучше. Благодаря  равномерному чередованию учебного  и каникулярного времени, 40% респондентов  — учащихся отметили улучшение  самочувствия.

      Здоровьесберегающий эффект альтернативной структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

      • снижением  острой заболеваемости;

      • снижением  в 3-5 раз числа неблагоприятных  реакций сердечно-сосудистой системы;

      • сохранением  более высоких адаптационных  возможностей учащихся в конце  учебного года;

      • меньшей  частотой случаев повышенной  и высокой степени невротизации  учащихся;

      • более  устойчивым их психоэмоциональным состоянием;

      • повышением  учебной успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профилактика утомления, востановление

 

ОТДЫХ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Труд и отдых - две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых - состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М.Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.

Активный отдых - это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

Механизмы активного отдыха, согласно одной из гипотез, связаны с явлениями индукции в нервных центрах: активные центры, управляющие деятельностью, используемой в качестве активного отдыха, «наводят», индуцируют и углубляют процессы торможения в утомленных центрах, чем способствуют более быстрому восстановлению их функциональных возможностей. Согласно другой гипотезе, эффекты активного отдыха развиваются в результате дополнительной афферентации от новых групп рецепторов, посредством чего повышается общий тонус ЦНС, ускоряются восстановительные процессы. Вероятно, обе эти гипотезы дополняют друг друга.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.

При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде.

Правильная организация  труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается десинхроноз.

Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности.

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Восстановление - процесс возвращения показателей гомеостазиса и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ.

Восстановление исходного  состояния происходит по принципу саморегуляции. При этом наблюдается гетерохрония в восстановлении функций различных систем организма. Установлено, например, что после работы средней тяжести величина потребления кислорода возвращается к исходному уровню раньше, чем снижается до нормы концентрация молочной кислоты в крови, а восстановление уровня резервной основности крови затягивается на более долгий срок.

Информация о работе Утомление и переутомление школьников