Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат
Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.
1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература
При проведении
ежедневной динамической паузы
допустимо удлинять большую
Полная
гигиеническая оценка (экспертиза)
расписания включает
1. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й смен.
2. Малые и большие перемены (продолжительность, место и количество больших перемен).
3. Дневная
и недельная нагрузки
4. Место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от степени их трудности.
5. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.
6. Распределение уроков, сходных по характеру учебных действий.
7. Наличие сдвоенных уроков по изучению одного предмета.
8. Место уроков физкультуры и труда в расписании дня и недели (по классам).
9. Соответствие
учебной нагрузки динамике
10. Наличие облегченного дня в течение учебной недели.
11. Особенности
организации занятий
Рациональная
организация урока — важная
составная часть
Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Исключение составляют лишь ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления — чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса - фазы двигательного беспокойства. Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Существуют
и различные инновационные
Оценка
соблюдения гигиенических
• плотности
урока (% времени, затраченного
школьниками на учебную работу)
• числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);
• длительности
каждого вида учебной
• частоты
чередования видов учебной
• числа
видов преподавания (словесного, наглядного,
аудиовизуального через
• места,
длительности и условий
• частоты
чередования видов
• наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.
Отслеживается
момент снижения учебной
Кроме того,
определяются и фиксируются
Для предотвращения
наступления у школьников
Таблица 4
Гигиенические критерии рациональной организации урока
|№ |Факторы урока |Уровни гигиенической рациональности урока
|п/п |
|
| |
|Рациональный |Недостаточно |Нерациональный
|1 |Плотность урока | 60%-80% |85-90% |Более 90% |
|2 |Число видов учебной |4-7 |2-3 |1-2 |
деятельности
|3 |Средняя продолжитель |< 10 мин |11-15 мин |>15 мин
ность различных видов учебной деятельности |
|4 |Частота чередования Смена не позже 7-10| через 11-1 |через 15-20
различных видов учебной деятельности
|5 |Число видов преподавания |Не менее 3 |2 |1 |
|6 |Чередование видов преподавания| < 10-15 |>15-20 |Не чередуются|
|7 |Наличие эмоциональных |2-3 |1 |Нет |
| |разрядок(число)
|8 |Физкультминутки
|Две за урок|1 физкультминутка за урок|Отсутствуют
|9 |Момент наступления утомления |Не < 40 мин |Не < 35-37 мин |< 30 мин
Необходимо
учитывать мотивацию учащихся
к обучению, отсутствие которой
усиливает утомление.
• формирование
функционального состояния
• динамику
скорости зрительно-моторной
• формирование психоэмоционального состояния; способствует снижению тревожности.
Альтернативный
(экспериментальный) график
В то
же время, при частом
С 2001 г.
под научным руководством
По данным
проведенных в школах опросов,
86% школьников поддерживают эту
инновацию. Среди опрошенных
Здоровьесберегающий эффект альтернативной структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:
• снижением острой заболеваемости;
• снижением в 3-5 раз числа неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы;
• сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
• меньшей
частотой случаев повышенной
и высокой степени
• более
устойчивым их
• повышением учебной успеваемости.
ОТДЫХ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ
Труд и отдых - две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых - состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М.Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.
Активный отдых - это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.
Механизмы активного отдыха, согласно одной из гипотез, связаны с явлениями индукции в нервных центрах: активные центры, управляющие деятельностью, используемой в качестве активного отдыха, «наводят», индуцируют и углубляют процессы торможения в утомленных центрах, чем способствуют более быстрому восстановлению их функциональных возможностей. Согласно другой гипотезе, эффекты активного отдыха развиваются в результате дополнительной афферентации от новых групп рецепторов, посредством чего повышается общий тонус ЦНС, ускоряются восстановительные процессы. Вероятно, обе эти гипотезы дополняют друг друга.
В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.
При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде.
Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается десинхроноз.
Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Восстановление - процесс возвращения показателей гомеостазиса и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ.
Восстановление исходного состояния происходит по принципу саморегуляции. При этом наблюдается гетерохрония в восстановлении функций различных систем организма. Установлено, например, что после работы средней тяжести величина потребления кислорода возвращается к исходному уровню раньше, чем снижается до нормы концентрация молочной кислоты в крови, а восстановление уровня резервной основности крови затягивается на более долгий срок.