Автор: p*****@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и
девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к
источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками
являются реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и
популярная, художественная литература, произведения искусства, печать,
телевидение.
Контрольная:
Контрольная работа
по психологии по теме:
Моральные суждения
школьников
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО
ВЫБОРА В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и
девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к
источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками
являются реальные,
многообразные и сложные
популярная, художественная литература, произведения искусства, печать,
телевидение.
Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали
юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония,
порядочности и беспринципности. Современной юности не свойственны ни
детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм.
Большинство юношей и девушек утвердились в иной нравственной позиции,
которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не
выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это,
скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый в
суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой , чтобы приносить
пользу как можно большому числу людей».
Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она
воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково». Современные
старшеклассники в
большинстве своем принцип
каждого - по возможностям, каждому – по его делам или реальному вкладу в
общее благополучие людей».
Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для
старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к
сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне
реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные
поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Юноши и девушки в
большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и
заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и
подростков.
К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей,
практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и устойчивой
моралью, которая на ряду со способностями, мотивами и чертами характера
представляет собой важнейшее личностное новообразование. В возникновении
потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких
взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия
между мальчиками и девочками. У девочек потребность в дружеских отношениях
возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. У многих молодых людей
возникает чувство любви.
МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что
существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их
возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой
способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в
решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также
стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.
В своих исследованиях особенностей моральных суждений школьников Н.Э.Фокина
и ее помощники выделяют
следующие изменения в
учащихся старших классов и учащихся первых классов: «1. Обогащение,
усложнение воссоздаваемого детьми причинно-мотивационного содержания
ситуации поступка. Это выражается , например, в том, что многие
старшеклассники выдвигают одновременно по несколько возможных мотивов
поведения и отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче. Их ответы
более развернуты . 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях
которых проявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. У
старшеклассников исчезают ответы, где в основе моральной оценки лежит
отношение к правилу как таковому, без его опосредования нравственной целью.4.
Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила связывается с
поведением человека в целом, с его нравственными качествами.5. Значительно
увеличивается количество суждений, в которых выдвигаются требования,
специфические для каждого возраста. Эти моральные требования отражают
стремление и умение старших школьников учитывать интересы другого человека».
Экспериментальная часть.
Цель исследования
– выявить особенности
Обследуемые: 10 человек(5 детей из 1а класса в возрасте 6-8 лет и 5 детей из
6б класса в возрасте 11-13 лет) ср. школы №8 г. Мелеуза.
Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны
различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме
диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию.
Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их
собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её
анализа ребёнком.
Содержание первого вопроса, заданного детям, было следующим: «Идёт
контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты
выполнил работу правильно. Что ты сделаешь? ». На основе ответов учащихся
составлена таблица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выяснилось, что маленькие школьники часто затрудняются
дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что
им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его
основе мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он
вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив
более понятным им. Суждения младших школьников о степени нравственности
поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от
учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой
собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о
нравственных нормах и ценностях.
Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не
велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда
добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.
У старшеклассников необходимо воспитание чувства собственного достоинства,
уважения чужого труда и стыда за его присвоение, искоренение подхалимства.
В сегодняшнее время повального нигилизма в среде старшеклассников необходимы
также меры предупреждения такого отношения ко всему.
В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли
личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах
детей безупречным.
Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся,
- это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое
отношение к растущему человеку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Просвещение, 1994.
2. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.:
Педагогика,1985.
3. Фокина
Н.Э. Особенности развития
школьников и подростков.//Сов.
4. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших
школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.
5. Липкина
А.И. О нравственной жизни