Моральные суждения школьников

Автор: p*****@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и
девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы об­ращаются к
источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками
являются реальные, многообразные и сложные человеческие отно­шения, научная и
популярная, художественная литература, произведения искусства, печать,
телевидение.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 16.65 Кб (Скачать)

Контрольная: Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников 
 

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО  ВЫБОРА В РАННЕЙ ЮНОСТИ 

  

Ранняя  юность –  время реального перехода к настоящей  взрослости. Юноши и

девушки в поисках  правильного  ответа на нравственные вопросы об­ращаются к

источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками

являются реальные, многообразные и сложные человеческие отно­шения, научная и

популярная, художественная  литература, произведения искусства, печать,

телевидение.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков  вол­новали

юношество, находятся  проблемы добра и зла, справедливости и беззакония,

порядочности  и  беспринципности.  Современной юности не свойственны ни

детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм.

Большинство юношей и девушек  утвердились в иной нравственной по­зиции,

которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не

выражает собой  модель вседозволенности и нравственного  беспредела. Это,

скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый в

суждении: «правда  не абсолютна, она должна быть такой , чтобы приносить

пользу как можно  большому числу людей».

Справедливость  юношами и девушками также  понимается уже не так, как она

воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково». Современные

старшеклассники в  большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «от

каждого  - по возможностям, каждому – по его делам или  реальному вкладу в

общее благополучие  людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для

старшеклассников, с  одной стороны, овеян романтичностью, утрачи­ваемой, к

сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне

реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются  действительные

поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Юноши  и девушки в

большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и

заботой, что менее  характерно для детей младшего школьного  возраста и

подростков.

К окончанию школы  большая часть юношей и девушек представляет собой людей,

практически нравственно  сформированных, обладающих зрелой и  устойчивой

моралью, которая  на ряду со способностями, мотивами и чертами характера

представляет собой  важнейшее  личностное  новообразование. В воз­никновении

потребности в юношеской  дружбе, в стремлении  к  установлению близких

взаимоотношений с  людьми в этом возрасте наблюдаются  определен­ные различия

между мальчиками и  девочками. У девочек потребность  в дружеских отношениях

возникает на полтора-два  года раньше, чем у мальчиков. У  многих молодых людей

возникает чувство  любви.

МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В  ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что

существует сложная  связь между интеллектуальным развитием  школьников и их

возможностями в  построении суждений на моральную тему. При развитой

способности действовать  «в уме» дети обнаруживают самостоятельность  в

решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также

стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

В своих исследованиях  особенностей моральных суждений школьников Н.Э.Фокина

и ее помощники выделяют следующие изменения в содержании моральных суждений

учащихся старших  классов и учащихся первых классов: «1. Обогащение,

усложнение воссоздаваемого  детьми причинно-мотивационного содержания

ситуации поступка. Это выражается , например, в том, что многие

старшеклассники выдвигают  одновременно по несколько возможных  мотивов

поведения и отношения  к поступку.  Содержание их мотивов  богаче. Их ответы

более развернуты . 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях

которых проявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. У

старшеклассников  исчезают ответы, где в основе моральной  оценки лежит

отношение к правилу  как таковому, без его опосредования нравственной целью.4.

Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила  связывается с

поведением человека в целом, с его нравственными  качествами.5. Значительно

увеличивается количество суждений, в которых выдвигаются  требования,

специфические для каждого возраста. Эти моральные требования отражают

стремление и умение старших школьников учитывать интересы другого человека».

Экспериментальная часть.

Цель исследования – выявить особенности моральных  суждений школьников.

Обследуемые: 10 человек(5 детей из 1а класса в возрасте 6-8 лет и 5 детей  из

6б класса  в  возрасте 11-13 лет) ср. школы №8  г. Мелеуза.

Для получения материала  об особенностях моральных суждений детей разработаны

различные методики. В их основе лежит анкетирование  или беседа в форме

диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию.

Школьниками высказываются  мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их

собственное понимание  ситуации  и отношение к ней, выявляются способы её

анализа ребёнком.

Содержание первого  вопроса, заданного детям, было следующим: «Идёт

контрольная работа. Твой товарищ не знает материала  и просит дать списать. Ты

выполнил работу правильно. Что ты сделаешь? ». На основе ответов учащихся

составлена таблица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования выяснилось, что маленькие школьники  часто затрудняются

дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что

им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его

основе мотив. Поэтому  они обычно судят о поступке не по намерению, которым он

вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив

более понятным им. Суждения младших школьников о степени  нравственности

поступка, их оценки являются в большей мере результатом  усвоенного от

учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими  сквозь свой

собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических  знаний о

нравственных нормах и ценностях.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что  хотя он и не

велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда

добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

У старшеклассников необходимо воспитание чувства собственного достоинства,

уважения чужого труда и стыда за  его   присвоение, искоренение подхалимства.

В сегодняшнее время  повального нигилизма в среде  старшеклассников необходимы

также меры предупреждения такого отношения ко всему.

В связи со сказанным  большое значение приобретает проблема воспитывающей роли

личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах

детей безупречным.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя  к каждому учащемуся,

- это глубокая  вера в человека, в его возможности,  гуманное, оптимистическое

отношение к растущему  человеку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Немов  Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Просвещение, 1994.

2.     Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.:

Педагогика,1985.

3.     Фокина  Н.Э. Особенности развития моральных  суждений у младших

школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.

4.     Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших

школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.

5.     Липкина  А.И. О нравственной жизни школьника.  М., «Знание»,1978.

    

Информация о работе Моральные суждения школьников