Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат
Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.
1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература
Таким образом, различия между умственным и физическим утомлением имеют относительный характер. Поэтому и в методах профилактики утомления при различных видах труда много общего.
Образовательные
технологии оцениваются как
• разработана
и реализуется система
• в содержание
и организацию преподавания
• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);
• обучение
строится по единицам, а не
по элементам, отдается
• учтены
индивидуальные особенности
• учащиеся
стимулируются к
• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
• учебно-воспитательный
процесс ориентирован на
• обеспечивается
предупреждение переутомления
• вся
образовательная технология
• учитель
использует показатель
• оценка
деятельности ученика
• учебный
процесс ориентирован на
• обеспечивается
достаточный уровень общей и
коммуникативной культуры
Показателями
рациональной организации
• объем
учебной нагрузки — количество
уроков и их продолжительность,
• нагрузка
от дополнительных занятий в
школе: факультативов,
•„ нагрузка
от занятий активно-
Главное
внимание — рационально
Физиолого-гигиенические
требования к составлению
Ухудшение работоспо обности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову)
|№ п/п |Предмет
|1 |Математика
|2 |Русский (национальный) язык |7 |
|3 |Природоведение
|4 |Русская (национальная) литература |5 |
|5 |История
(4 класс)
|6 |Рисование
и музыка
|7 |Труд
|8 |Физкультура
Таблица 2
Шкала трудности предметов для старших классов (по И.Г. Сивкову)
|№ п/п |Предмет
|1 |Математика, русский язык (национальная школа) |11
|2 |Иностранный язык |10 |
|3 |Физика,
химия
|4 |История
|5 |Родной язык, литература |7 |
|6 |Естествознание, география, ОБЖ |6 |
|7 |Физкультура
|8 |Труд
|9 |Черчение
|10 |Рисование
|11 |Пение
Наиболее
трудные предметы
Дневная
динамика работоспособности
Недельная
динамика изменения
В течение
учебного года динамику
Школьное
расписание оценивается
При 5-дневной
учебной недели нагрузка
В период
снижения работоспособности
• неполной компенсации;
• конечного порыва;
• прогрессирующего утомления.
Начало
урока, учебной недели, четверти,
года должно быть облегченным,
так как продуктивность
Плотность
занятия — это отношение
Таблица 3
Максимально допустимое количество часов в учебную неделю (при разной ее продолжительности)
|Классы |Максимально допустимая нагрузка, ч |
| |при 6-дневной неделе |при 5-дневной неделе |
| 3-летняя начальная школа |
|1-3
|25
|
|1 |22 |20 |
|2-4 |25 |22 |
|5
|31
|28
|6
|32
|29
|7
|34
|8-9
|35
|32
|10-11
|36
|33
Часы факультативных, групповых
и индивидуальных занятий в школах
должны входить в объем максимально
допустимой нагрузки учащихся.
Гигиенически
регламентируется и