Утомление и переутомление школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Содержание

1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

гигиена 2.docx

— 74.76 Кб (Скачать)

Таким образом, различия между  умственным и физическим утомлением имеют относительный характер. Поэтому и в методах профилактики утомления при различных видах труда много общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования к организации школьной деятельности

 

      Образовательные  технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

      • разработана  и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся — мониторинг здоровья;

      • в содержание  и организацию преподавания всех  учебных предметов интегрированы  вопросы, связанные с охраной  здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

      • процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);

      • обучение  строится по единицам, а не  по элементам, отдается предпочтение  значимому, осмысленному материалу,  минимализуются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;

      • учтены  индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с  разными типами учащихся, особое  внимание — детям группа риска;

      • учащиеся  стимулируются к самостоятельному  выбору и использованию наиболее  значимых для них способов  проработки учебного материала,  что способствует их саморазвитию;

      • работой  всех учителей обеспечивается  достаточный уровень мотивации  учащихся, они эмоционально вовлечены  в процесс обучения, заинтересованы  в его результатах;

      • учебно-воспитательный  процесс ориентирован на формирование  представлений, а не на передачу  знаний, на развитие личности  ребенка как субъекта обучения;

      • обеспечивается  предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные  с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

      • вся  образовательная технология строится  на приоритете позитивных воздействий,  у ученика планомерно формируются  сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего  выбираются соответствующие по  сложности задания;

      • учитель  использует показатель успешности  ученика для развития позитивных  начал личности;

      • оценка  деятельности ученика выполняет  стимулирующую роль и осуществляется  не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, обращение к прошлому — только  в поисках позитивных моментов;

      • учебный  процесс ориентирован на развитие  творческого начала в учебной  деятельности учащихся;

      • обеспечивается  достаточный уровень общей и  коммуникативной культуры учителя,  что позволяет исключить элементы  дидактогенного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся

 

      Показателями  рациональной организации учебного  процесса являются:

      • объем  учебной нагрузки — количество  уроков и их продолжительность,  включая затраты времени на  выполнение домашних заданий;

      • нагрузка  от дополнительных занятий в  школе: факультативов, индивидуальных  занятий, занятий по выбору  и т.д. — их частота, продолжительность,  виды и формы работы;

      •„ нагрузка  от занятий активно-двигательного  характера: динамические паузы,  уроки физической культуры, спортивные  занятия и т.д. — их частота,  продолжительность, виды и формы  занятий.

      Главное  внимание — рационально составленному  расписанию учебных занятий. «Расписание  уроков, удобное для детей, а  не для преподавателей!» —  таким должен быть девиз администрации  школы.

      Физиолого-гигиенические  требования к составлению расписания  уроков в школе определяются  динамикой изменения физиологических  функций и работоспособностью  учащихся на протяжении учебного  дня и недели. В рационально  составленном школьном расписании  должны быть учтены сложность  предметов и преобладание динамического  или статического компонента  во время занятий. В качестве  одного из возможных способов  оценки уроков можно использовать  ранговую шкалу трудности предметов.

      Ухудшение  работоспо обности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.

 

 

Таблица 1

Шкала трудности предметов  для младших классов (по В.И. Агаркову)

 

|№ п/п    |Предмет                                                       |Баллы           |

|1        |Математика                                                     |8                    |

|2        |Русский  (национальный) язык                       |7                    |

|3        |Природоведение                                              |6                    |

|4        |Русская  (национальная) литература              |5                    |

|5        |История  (4 класс)                                             |4                    |

|6        |Рисование  и музыка                                         |3                    |

|7        |Труд                                                                   |2                    |

|8        |Физкультура                                                     |1                    |

 

 

Таблица 2

Шкала трудности предметов  для старших классов (по И.Г. Сивкову)

 

|№ п/п    |Предмет                                                        |Баллы            |

|1        |Математика, русский язык (национальная школа) |11                  

|2        |Иностранный  язык                                           |10                  |

|3        |Физика, химия                                                  |9                    |

|4        |История                                                             |8                    |

|5        |Родной  язык, литература                                |7                    |

|6        |Естествознание, география, ОБЖ                   |6                    |

|7        |Физкультура                                                      |5                    |

|8        |Труд                                                                    |4                    |

|9        |Черчение                                                            |3                    |

|10       |Рисование                                                          |2                    |

|11       |Пение                                                                 |1                    |

 

      Наиболее  трудные предметы рекомендуется  включать в расписание вторыми  или третьими уроками, но не  первыми и не последними. Нельзя  ставить 2 или 3 трудных урока  подряд, например физику, математику, иностранный язык, лучше чередовать  их с менее трудными, например с историей, географией. Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня (четвертыми или пятыми), но не в самом конце. Утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

      Дневная  динамика работоспособности учащихся  средних и старших классов  носит другой характер. На четвертом  уроке наблюдается значительное  снижение работоспособности. На  пятом уроке, благодаря включению  компенсаторных механизмов, возможно  повышение работоспособности, а  к шестому уроку она резко  падает.

      Недельная  динамика изменения работоспособности  выглядит следующим образом. В  понедельник происходит врабатывание  в учебный процесс, вторник  и среда — дни оптимальной  работоспособности, период оптимальной  регуляции физиологических функций.  В четверг работоспособность  падает, а наиболее низок ее  уровень в пятницу и субботу.

      В течение  учебного года динамику умственной  работоспособности рассматривают  по учебным четвертям. Работоспособность,  как правило, значительно снижается  к концу 2-й четверти, что связывают  с естественным снижением функциональных  возможностей организма. Отдых  во время зимних каникул способствует  восстановлению работоспособности  учащихся. Но врабатывание в учебный  процесс после новогодних каникул  на фоне неблагоприятных средовых  факторов зимы приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев для учащихся. В 4-й четверти умственная работоспособность школьников снова снижается.

      Школьное  расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним  подъемом — в среду и пятницу  или во вторник и среду, как  в дни самой высокой продуктивности, и считается нерациональным при  наибольшей сумме баллов в  понедельник или субботу, а  также при неравномерном распределении  нагрузок в недельном цикле.

      При 5-дневной  учебной недели нагрузка учащихся  в течение каждого учебного  дня не должна быть выше, чем  при 6-дневной неделе: не должны  увеличиваться количество занятий,  а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности  во время учебной деятельности. В начале она повышается — период врабатывания, затем устанавливается на высоком уровне — период снижения работоспособности и развития утомления (табл. 3).

      В период  снижения работоспособности выделяют 3 зоны:

      • неполной  компенсации;

      • конечного  порыва;

      • прогрессирующего  утомления.

      Начало  урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным,  так как продуктивность учебной  деятельности в это время снижена.  По завершении периода врабатывания  к учащимся можно предъявить  более высокие требования. В это  время рекомендуется давать новый  сложный материал, проводить контрольные  работы и др. В середине учебной  недели (вторник, среда), четверти  и года следует планировать  наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую  работу и т.д. По окончании  периода высокой работоспособности,  т.е. при появлении начальных  признаков утомления, если речь  идет об учебном дне, рекомендуется  проведение уроков труда, физкультуры  или других предметов, обеспечивающих  смену деятельности. В зоне прогрессивного  падения работоспособности нельзя  требовать выполнения интенсивных  нагрузок: происходит истощение  организма, что отрицательно сказывается  на состоянии здоровья школьников.

      Плотность  занятия — это отношение времени,  в течение которого учащийся  занят учебной работой, ко всей  продолжительности занятия, выраженное  в процентах. Ко времени занятости  относится время, затрачиваемое  на выполнение задания, слушание  объяснений учителя, наблюдение  за показом, а также время  на подготовку и уборку рабочего  места. На основе анализа хронометражных  наблюдений, сопоставления их с  данными функционального состояния  и работоспособности учащихся  базируется рациональное построение  режима дня детей, определяются  оптимальные учебно-воспитательные  и физические нагрузки, планируется  организация отдыха школьников.

 

Таблица 3

Максимально допустимое количество часов в учебную неделю (при  разной ее продолжительности)

|Классы         |Максимально допустимая нагрузка, ч                      |

|                      |при 6-дневной неделе       |при 5-дневной неделе   |

|                              3-летняя начальная школа                                  |

|1-3                 |25                                       |22                                     |

|                               4-летняя начальная школа                                 |

|1                    |22                                        |20                                   |

|2-4                  |25                                        |22                                   |

|5                     |31                                        |28                                   |

|6                     |32                                        |29                                   |

|7                     |34                                        |31                                  |

|8-9                  |35                                        |32                                  |

|10-11              |36                                      |33                                  |

 

Часы факультативных, групповых  и индивидуальных занятий в школах   должны входить в объем    максимально допустимой нагрузки учащихся.                                                     

      Гигиенически  регламентируется и продолжительность  перемен между уроками: она  должна быть не менее 10 мин;  большая перемена (после 2 или  3 урока) — 30 мин. Вместо одной  большой перемены допускаются  после 2 и 3 уроков две перемены  по 20 мин каждая. Перемены лучше  проводить в подвижных играх.

Информация о работе Утомление и переутомление школьников