Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования: определить и разработать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня мышления школьников 5-9 классов.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
1.Изучить состояние проблемы развития мышления школьников 5-9 классов на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Изучить уровень мышления школьников 5-9 классов.
Введение 3
Глава 1 Мышление у учеников 5-9 класса 5
1.История развития теории мышления 5
2.Психология мыслительного процесса и его фазы 6
3.Виды мышления 8
4.Возрастные особенности мышления школьников 5-9 классов 10
Глава 2 Исследование мышления школьников 5-9 класса. 26
2.1 Исследование уровня интеллекта школьников по Айзенку 26
2.2 Результаты наблюдения за школьниками во время занятий 27
2.3 Результаты беседы с учителями по поводу мышления школьников 27
2.4 Выводы по результатам исследования 28
Заключение 29
Список литературы 30
Содержание:
Введение
Глава
1 Мышление у учеников 5-9 класса
Глава 2 Исследование мышления школьников 5-9 класса. 26
2.1 Исследование уровня интеллекта школьников по Айзенку 26
2.2 Результаты наблюдения за школьниками во время занятий 27
2.3 Результаты беседы с учителями по поводу мышления школьников 27
2.4 Выводы
по результатам исследования
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность исследования. Мышление – это важнейший механизм психики, который позволяет нам осознавать текущую реальность. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления – наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности процесса развития мышления и своевременной его диагностики зависят в будущем способности человека.
Проблема развития мышления является ключевой проблемой в психологии. В начале двадцатого столетия в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. Гештальт-психология в лице М.Вертгеймера, К.Дункера, К.Кофка занималась исследованиями продуктивного мышления. В советской школе психологии (Л.С. Выгодский и др.) развитие мышление отождествлялось с развитием речи.
В процессе обучения в школе у ребенка происходит развитие мышления: он развивает способность формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. К ученикам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать свою точку зрения. Однако этот процесс развития мышления не всегда происходит достаточно эффективно. На практике в процессе обучения школьников обычно делается акцент на развития памяти и механическом запоминании материал, а не на развитии мышления. Очевидно, что такой подход абсолютно неправильный.
Возникает противоречие между:
Из противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в подборе методик, направленных на развитие мышления школьников 5-9 классов и разработке психологических рекомендаций для их родителей и учителей.
Объект исследования: развитие мышления.
Предмет исследования: развитие мышления школьников 5-9 классов.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие мышления школьников 5-9 классов будет осуществляться более эффективно, если будут:
Цель исследования: определить и разработать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня мышления школьников 5-9 классов.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
Теоретической
базой исследования
являются: труды отечественных психологов
в области исследования мышления (Гальперин
П.Я., Калмыкова З.И., Выготский Л.С., Рубенштейн
С.Л.), особенности развития подростков
(Реан А.А., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н.,
), развития способностей к мышлению (Никитин
Б.Н,, Пиаже Ж.).
Глава
1 Мышление у учеников 5-9
классов.
Психология мышления, как направление,
появилась лишь в 20 веке. До
этого господствовала
Проблемы мышления стали
Вюрцбургская школа, в противовес сенсуализму, выдвинула положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному. Вюрцбургская школа выдвинула положение о предметной направленности мысли и, в противовес механицизму ассоциативной теории, подчеркивала направленный характер мышления.
Представители
Вюрцбургской школы выдвинули концепцию
"детерминирующих тенденций",
которые и направляют ассоциативные
процессы к решению задачи. Таким
образом, задаче невольно приписывалась
способность к самореализации.(
К.Коффка, представляющий школу
Советская школа во главе с
Л.С.Выготским отождествляла развитие
мышления с развитием языка и речи. Безусловно,
между речью и мышлением существует взаимосвязь,
и "кто ясно мыслит, тот ясно излагает"
и наоборот, но само мышление, как ситуативное,
так и теоретическое, обычно протекает
вдалеке от вербальных форм. Очевидно,
что не слово образует понятие, а понятие
можно с большей или меньшей точностью
выразить в слове. [3, 8]
1.2.
Психология мыслительного
процесса и его
фазы
Мышление начинается с
Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но как правило он, кроме понятий, включает в себя также образы. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.
Применение правил включает
- Определить, какое именно правило привлечь для решения.
- Применение
общего правила к частным
Автоматизированные схемы
Когда
заканчивается проверка мыслительный
процесс переходит к
Процесс познания на уровне мышления,
процесс соотнесения объектов, образов,
понятий и символов может быть развернутым
и хорошо осознаваемым в силу того, что
сознанию уже представлены объекты, с
которыми производятся операции. Процесс
мышления иногда развернут во времени
так, что он не может остаться незамеченным,
и, наконец, часто он субъективно переживается
именно как действие, деятельность, труд,
иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный,
но, в то же время, приносящий ни с чем не
сопоставимое удовлетворение и восторг,
когда в результате него достигается понимание
или обнаруживается решение проблемы.
Мышление
как психический аппарат
Для того чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе.