Утомление и переутомление школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Содержание

1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

гигиена 2.docx

— 74.76 Кб (Скачать)

Процессы восстановления энергетических ресурсов в самой  скелетной мышце также протекают  гетерохронно. Например, содержание АТФ возвращается к исходному уровню через несколько секунд или минут, креатинфосфат восстанавливается несколько медленнее, для достижения исходного уровня гликогена требуются уже десятки минут, а иногда - несколько часов, содержание белков восстанавливается еще позже. Гетерохрония восстановительных процессов выражена тем более ярко, чем тяжелее функциональные нагрузки.

Различают текущее и послерабочее восстановление.

Текущее восстановление происходит во все периоды функциональной активности, обеспечивая развертывание функций в период врабатывания, сохранение работоспособности в ходе работы и отдаление сроков развития утомления. Оно осуществляется при взаимодействии нейрогуморальных механизмов регуляции и саморегуляции клеточных обменных процессов и синтеза белка. Так, например, гипоталамус обеспечивает развитие процессов восстановления в работающих органах и тканях за счет нейроэндокринных механизмов, мобилизующих функции гипофиза, надпочечников и других эндокринных желез. Особенно важно адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы, направленное на активацию работы скелетных мышц, ЦНС, сердечно-сосудистой системы. Большую роль в восстановительных процессах играет перераспределение кровотока, за счет чего увеличивается доставка к активно работающим органам и тканям кислорода, питательных веществ и ускоряется удаление конечных продуктов обмена.

Одной из характеристик изменений, вызываемых работой, является длительность восстановления - время, необходимое для возвращения частоты сердечных сокращений к исходному уровню. После легкой работы этот параметр возвращается к исходному уровню в течение 3 - 5 мин, после тяжелой работы восстанавливается очень длительно, до нескольких часов.

 

 Процессы расхода и восстановления энергетических запасов организма.

I - работа, II - отдых; 1 - расход; 2 - восстановление;

3 - сверхвосстановление; 4 - исходный уровень; 5 - возвращение к исходному уровню.

 

Оценить требования, предъявляемые  к сердечно-сосудистой системе конкретным видом работы, можно путем подсчета пульсовой суммы восстановления, которая представляет собой разницу между количеством сердечных сокращений за период восстановления и за такой же отрезок времени в исходном состоянии.

Послерабочее восстановление обеспечивает возвращение физического статуса организма или его органов к исходному состоянию после рабочей нагрузки. Важное значение в развитии послерабочего восстановления имеет состояние ЦНС. Показано, что в ЦНС после прекращения работы отмечается наличие «остаточного», или «послерабочего», возбуждения, проявляющегося в ускорении и увеличении силы условных и безусловных рефлексов. У тренированных лиц это явление кратковременно или отсутствует полностью. У нетренированных послерабочее возбуждение выражено ярко и зависит от тяжести выполняемой работы.

Послерабочее возбуждение сменяется периодом послерабочего восстановительного торможения, характеризующегося ослаблением рефлекторных реакций.

Сверхвосстановление. При определенной подготовленности организма через некоторое время после работы отмечается возникновение повышенной работоспособности.

Аналогичное явление сверх  исходного восстановления функций  наблюдается и в отдельных функциональных системах и органах. Сверхвосстановление бывает наиболее ярко выраженным после интенсивного функционирования системы или органа. Биохимические исследования восстановительных процессов в скелетных мышцах животных подтверждают фазное их течение. Восстановление содержания в мышце гликогена, креатинфосфата, белков происходит с периодом избыточного восстановления. Наличие периода сверхвосстановления служит определенным фактором надежности, обеспечивающим готовность организма к последующей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

При длительном применении определенных средств наступает  адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное  снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает  реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.

Отнюдь не всегда надо стремиться к искусственному стимулированию восстановления, тем более что регулярное или  слишком частое и массивное применение фармакологических и некоторых  физических средств может затормозить  естественное течение процесса восстановления.

Восстановительные мероприятия  следует включать в общий план рабочего или учебного дня как  составную его часть в тесной связи с общей организацией рабочего режима. Такие средства, как рациональное питание, витаминизация, гидропроцедуры, самомассаж, некоторые тепловые процедуры и прочие, не требующие сложной аппаратуры и особого наблюдения, могут использоваться самостоятельно при условии квалифицированного инструктажа и консультации врача.

За эффективностью восстановительных  средств нужен объективный контроль, поскольку исчезновение чувства  усталости еще далеко, не всегда означает наступление восстановления (восстановление работоспособности  не всегда совпадает во времени с  восстановлением отдельных функций). Контроль должен быть комплексным с  обязательным исследованием показателей, отражающий состояние основных для  обеспечения работоспособности  при определенном характере нагрузки функциональных систем, и реакции  организма на физическую нагрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература

 

  1. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма //Школа здоровья.
  2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина
  3. Шаталова Г.С. ''Здоровье человека: философия, физиология, профилактика''

 

  1. Бодров В.А., Розенблат В.В. Физиологические проблемы утомления

 

  1. Зимкин Н.В., Сологуб Е.Б., Давиденко Д.Н. Проблема утомления и функциональные резервы организма

 

  1. Кристьюхан Ю.А. Некоторые новые методы диагностики утомления

 

  1. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости.

 

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова.

 

 


Информация о работе Утомление и переутомление школьников