Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение психологических особенностей часто болеющих детей.
Объект исследования - психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
1.3 Личностные особенности часто болеющих детей
1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список цитированной литературы

Работа содержит 1 файл

ЧДБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

При анализе  рисунка Димы Е. (7 лет) заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руке держит саблю). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. 

Также в рисунках многих детей наблюдаются  элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Таня Т., Ксении У. (6 лет) Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, украшений. Такая степень украшенности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе. 

Анализ  еще одного рисунка показал немного  другой результат. Это рисунок Даши Н. (7 лет) По рисунку можно сказать, что у Даши наблюдаются трудности в общении с детьми группы. 

При исследовании рисунка также можно сказать  о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого  типа, т.е. можно предположить, что  у Даши Н. возможно проявление демонстративности по типу “бегства в воображение”. Ребенок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается воспитателем). 

Рисуя человека, ребенок с таким видом  демонстративности компенсирует свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однако на рисунке Даши Н элементы декорированности носят более сдержанный характер, чем декорированность фигур на рисунках Тани Т. и Ксении У. На рисунке есть некоторые показатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Одна из отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер - прорисовка ног. 

В первом случае девочки рисовали длинное  платье и выглядывающие из под него нарядные туфельки. При компенсаторной демонстративности на рисунке Даши Н. ноги нарисованы с нарушением пропорций. Дети с компенсаторной демонстративностью, если и рисуют обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры, как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека. 

В процессе рисования Даша часто обращалась за поддержкой, переспрашивала или  правильно она рисует и все  ли она правильно делает. При рисовании  сильно нажимала на карандаш. На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделать вывод, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу). Отсутствие кисти рук свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. 

Рисунок Артема В. (6 лет) показывает наличие  у ребенка тревоги, эмоциональной  зависимости, чувство дискомфорта  и скованности, недостаток веры в  себя, т.к. все три рисунка очень  маленькие и изображены в самом низу листа. Линии рисунка неуверенные. А также изменчивый нажим может говорить об эмоциональной нестабильности. Во время рисования ребенок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать. 

Изображение человека: руки человека короткие, отсутствуют кисти, что свидетельствует о сниженной практике общения ребенка. Потребность в общении не удовлетворяется. У ребенка возможно отсутствие стремления к общению и проявление чувства неадекватности. Рисунок дерева: ветки нарисованы вверх, одной линией, т.е. возможно ребенок старается избегать неприятностей реальности, приукрашивание реальности. При рассмотрении рисунка дома - отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребенка, возникающие трудности в общении. 

Изучая  рисунок Руслана А. (7 лет) видно следующие особенности: сильная линия нажима карандаша при рисовании, неуверенная линия рисунка, в рисунке человека выделил ноги используя сильную штриховку, а также прорисовка глаз - признаки тревожности. Видны элементы агрессии, т.е. изображение кистей рук в виде кулаков. Изображены непропорционально длинные ноги - возможно у мальчика сильная потребность в независимости и стремление к ней. 

В рисунке  дерева можно сказать о таких  особенностях: ствол изображен двумя  линиями с нажимом, что говорит  о решительности и активности ребенка. Веток нет. Круглая крона говорит о эмоциональности ребенка. В рисунке дома отсутствует дверь, но ребенок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что ребенок чувствует недостаток в общении, хотя сам тянется к общению и взаимодействию с другими детьми. 

Анализируя  рисунок Лиля Х. (7 лет), мы также видим  некоторые проявления тревожности, а именно это - очень сильный нажим  на карандаш при рисовании. В изображении  человека: руки у человека очень  длинные с отсутствием кистей, что говорит о стремлении и потребности девочки к самостоятельности, автономности. Руки изображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также в изображении человека есть некоторые элементы демонстративности. В изображении дерева: круглая крона - показывает эмоциональность ребенка. 

Исследования  рисунка Наташи С. (7 лет) можно сделать  следующие выводы: возможно проявление признаков агрессии, так как в  рисунке человека мы видим, что Наташа изобразила мальчика. Об признаках  агрессии может говорить и изображение пальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы, что говорит о повышенном уровне тревожности. В рисунке человека руки очень короткие, это говорит о том, что у девочки возможно отсутствия стремления вместе с чувством неадекватности. В рисунке дома отсутствует труба - это говорит о том, что девочка возможно чувствует нехватку психологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. 

Станислав Ф. (7 лет) - по анализу рисунка можно сказать о проявлении признаков агрессии, а именно: сильные руки, одна рука спрятана за спину, что может говорить о чувстве вины, неуверенности в себе. Другая рука сильно вытянута вперед, пальцы крупные и длинные, похожи на гвозди, что говорит о враждебности, открытая агрессия. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачернен, что может указывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, подозрительность, может быть скрытая агрессия. 

Для рисунка  дерева характерна размашистая штриховка, особенно выделены ветки деревьев, которые направлены вверх - проявление тревожности и одновременно - порыв, стремление к власти. В рисунке дома - окна сильно открыты, может быть ребенок ведет себя несколько развязно и прямолинейно, отсутствие двери, т.е. возможны трудности в общении. Из трубы показана тоненькая струйка дыма, что указывает на чувство недостатка эмоциональной теплоты дома, что скорее всего и является причиной агрессии ребенка. 

Для изучения эмоциональной сферы детей использован метод “Рисунок несуществующего животного”. В результате проведенного эксперимента мы имеем следующие показатели, например: 

Анализируя  рисунок Димы Е., отмечаются элементы агрессии, которые проявляются в  таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Я могу говорить об агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр - острозуб. Также в рисунке мы видим признаки тревожности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рукой рисунок. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунок получился очень крупный, также можно сказать, что рисунок как бы “запачканный”, что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности. 

Анализируя  рисунок Лили Х. также можно сказать  о существующих элементах агрессии, так как на рисунке животного  Лили изобразила длинный пальцы с  острыми когтями. Несколько раз  стирала рисунок, не знала как  расположить. При рисовании девочка  немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. У девочки возможно есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется (т.к. из-за болезни часто не посещает детский сад и общается только с мамой или бабушкой). 

Наташа  С. назвала свое животное кобра. Такое  название говорит о некоторых  признаках агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо, прикрывала рукой рисунок, чтобы другие не могли увидеть, что она рисует Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе. 

А вот  например Таня Т. изобразила свой рисунок  в левом нижнем углу листа, рисунок не очень большой. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает небольшое чувство неуверенности в себе, возможна заниженная самооценка, подавленность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением. Вместо животного девочка изобразила человека - инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также на рисунке видны некоторые признаки тревожности - сильный нажим на карандаш во время рисования. 

Ксюша У. назвала свой рисунок человек - конь. Рисунок изображен немного  ниже от средней линии листа, что  возможно связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день, так  как девочка до рисования целый  день капризничала, не хотела играть с  детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Также можно сказать по анализу рисунка о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов, глаза - пустые глазницы. 

Станислав Ф. назвал свое нарисованное животное динозавр. Заметны на рисунке признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал. 

Таким образом, на основании проведенного исследования часто болеющих детей, можно отметить некоторые их психоэмоциональные особенности: 

у большей  части детей имеет место низкий уровень самооценки и незащищенности; 

у половины обследованных детей отмечается высокий уровень тревожности  и "недоверия к себе"; 

выявлены  связи тревожности и чувства неполноценности, что ведет к трудностям общения со сверстниками. 

Выводы  

Часто болеющие дети имеют низкую устойчивость функциональных систем к стрессовым воздействиям, что проявляется: 

высокой тревожностью, недостаточной эмоциональной  приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям. 

эмоциональным неблагополучием: среди ЧБД меньше детей с благополучным эмоциональным  состоянием. 

Изменения со стороны психоэмоционального  статуса и общего реактивного  потенциала организма в наибольшей степени выражены у часто и длительно болеющих детей, они проявляются при наблюдений за их деятельностью астеническими реакциями: повышенная утомляемость, снижение психической и физической работоспособности. 

Список  цитированной литературы  

1.  Альбицкий  В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты. Пути оздоровления В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. Саратов: Радуга, 1986.183с. 

2.  Арина  Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие  дети. Какие они? Г.А. Арина,  Н.А. Коваленко Школа здоровья. 1995. Т.2.3.116-125. 

3.  Божович  Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.468с. 

4.  Бурмистрова  Н.Н. Особенности поведения детей  и педагогическая работа с  ними при некоторых острых  детских инфекциях (скарлатина, корь): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1996. - 23 с. 

5.  Валлон  А. Ландшафт детской души: Юнгианское  консультирование в школах и  клиниках М.: ПЕР СЭ, 2006. - 217 с. 

6.  Волкова  Е. Трудные дети; или трудные  родители? Е. Волкова. М.: Педагогика; 19921-96с. 

7.  Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития: Монография О.В. Груздева. Красноярск: РИО КГПУ им.В.П. Астафьева, 2004.160с. 

Информация о работе Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста