Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение психологических особенностей часто болеющих детей.
Объект исследования - психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
1.3 Личностные особенности часто болеющих детей
1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список цитированной литературы

Работа содержит 1 файл

ЧДБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

"Вытеснение" отца из психологической жизни  ребенка может иметь несколько  причин. Это, прежде всего традиционное  культурно обусловленное перераспределение  функциональных обязанностей в  семье в ситуации болезни ребенка,  когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец - наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок: "Уходи, не мешай, мы лечимся"; 

образовательный уровень родителей больных детей  часто высокий. Это позволяет  предположить наличие в семьях часто  болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей. 

Внутрисемейная  атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью; 
 

в семьях часто болеющих детей не соблюдаются  режимы питания, сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает, что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективной позиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательный и культурный потенциал на благо ребенка. 

В целом, анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей младшего дошкольного  возраста в сравнении со здоровыми  сверстниками показывает, что больные  дети являются "принятыми" в среде  своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений. 

Анализ  микросоциальной среды развития часто болеющих детей среднего дошкольного  возраста показывает, что развитие психических функций, таких как мышление, память, внимание происходит в соответствии с возрастными закономерностями. Дети являются "принятыми" в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений. 

Образовательный уровень родителей высокий. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом, удовлетворенностью семейной жизнью. 

Микросоциальная среда часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуется  следующими особенностями. Дети являются "принятыми" в среде своих  сверстников. Внутрисемейная атмосфера  характеризуется сниженным эмоциональным микроклиматом (Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ливанова М.Н., 1997; Михеева А.А., 1999; Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982, Котова Е.В., 2004, Груздева О. В, 2004, Вылегжанина Г. Г, 2005; Ковалевский В. А, Урываев В.А., 2006). 

Выводы  по главе I  

На основании  данных литературы по изучению психологических  особенностей часто болеющих детей, можно сделать следующие выводы: 

1.  для  этих детей характерно занижение  уровня самооценки и повышенный  уровень тревожности; 

2.  внутрисемейная  атмосфера отличается сниженным  эмоциональным микроклиматом; 

3.  у  этих детей наблюдается более  раннее созревание психических  новообразований возраста, если  имеет место относительно легкое  течение заболевания. 

болеющий  ребенок дошкольный психологический 

Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников 2.1 Организация и методика исследования  

Настоящее исследование было проведено в детской  поликлинике г. Волжска. Всего в  исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание мочеполовой системы, один имеет заболевание органов пищеварения, двое - аллергические заболевания. У пятерых детей было зарегистрировано 4 случая ОРЗ за год, у шестерых - 5 случаев ОРЗ и у одного 6 случаев. 

Анкетирование родителей позволило установить, что большинство ЧБД проживают  в достаточно благополучных условиях: обследованные дети из полных, благополучных семей с высоким образовательным уровнем родителей и доходом в пределах прожиточного минимума. Большая часть детей родилась от молодых родителей, от 1-2 беременности, доношенными. 

Отрицательно  влияющими на состояния здоровья ЧБД можно считать следующие выявленные факторы: наличие у матери токсикоза во вторую половину беременности, грудное вскармливание менее 6 месяцев, раннее начало прикорма, отсутствие закаливающих процедур и частота заболеваний ребенка на первом году жизни, отсутствие занятий физической культурой вне ДОУ и дневного сна в выходные дни, нерегулярное употребление фруктов, овощей и ягод. Восемь из исследуемых детей не посещают детсад 4-5 месяцев в году, четверо - 5-6 месяцев в году. 

Для исследования эмоционального состояния каждого ребенка использовали рисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”, методику “Рисунок несуществующего животного”. 

Рисуночный  тест Дж. Бака “Дом. Дерево. Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. 

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку  предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования  складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется “ДОМ”, на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа - соответственно “ДЕРЕВО" и “ЧЕЛОВЕК”, на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. 

Инструкция  для ребенка: “Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и  человека” На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует. 

Качественный  анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта. 

Для анализа  рисунков используются три аспекта  оценки - детали рисунков, их пропорции  и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание  и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. 

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую  значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые  непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении. 

Перспектива показывает более сложное отношение  человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы  внимание обращается на положение рисунка  на листе по отношению к зрителю (взгляд 

сверху  или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. 

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие  симптомокомплексы: 

1) незащищенность, 

2) тревожность, 

3) недоверие к себе, 

4) чувство  неполноценности, 

5) враждебность, 

6) конфликт (фрустрация), 

7) трудности  в общении, 

8) депрессивность (табл.1. в Приложении). 

При интерпретации  теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы. 

Методика  “Рисунок несуществующего животного” 

Инструкция  ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать  его несуществующим именем. Объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. 

Аспекты анализа рисунка разделяются  на формальные и содержательные. К  формальному аспекту относятся: 

а) семантика  расположения в пространстве; 

б) графологические  признаки; 

2.2 Результаты  исследования и их обсуждение  

Рисуночный  тест "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК" позволил оценить ряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние обследуемых детей: 

В таблице 2 (Приложение) представлены следующие  усредненные данные: по симптомокомплексу  “незащищенность" - 33% детей имеют  высокий уровень незащищенности, 58% детей имеют средний уровень  выраженности незащищенности и 8% детей - низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 50% детей, средний уровень тревожности имеют 42% детей и низкий уровень - 8% детей группы.25% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 75% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 8% детей имеют высокий уровень, 33 % детей - средний уровень выраженности, 58% детей - низкий уровень.17% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность”, 33% - средний уровень и 50% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация) ” имеют высокий уровень 8% детей, средний уровень 17% детей и низкий уровень имеют 75% детей. По симптомокомплексу “трудности общении" имеют высокий уровень 25% детей, средний уровень 50% человек и низкий уровень - 25% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность" имеют средний уровень 17% детей и 83% детей из всей группы имеют низкий уровень. 

Анализируя  результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности. 

Ниже  приведен анализ характерных рисунков некоторых детей Например, анализ рисунка Даниила К. (7 лет) показал  нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил  линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми и взрослыми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка. 

Информация о работе Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста