Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить наиболее эффективные приемы изучения табличного умножения и деления.
Нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования;
- изучить методические основы табличного умножения и деления;
- рассмотреть различные методики изучения табличного умножения и деления;
- обобщить результаты экспериментальной работы.
Исследование проводилось с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, обобщение педагогического опыта.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет и задачи исследования. Основная часть работы разделена на два раздела. Первый раздел имеет теоретический характер. В нем рассматривается теоретические и методические основы табличного умножения и деления. Во второй части мы рассмотрели и проанализировали конспекты уроков по математике по теме исследования.
В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования.
Список используемой литературы включает наименования книг и статей по теме исследования.
Умножение чисел обладает следующими свойствами:
При этом всегда а • 0 = 0; a • 1 = а.
Коммутативное свойство умножения иначе называют переместительным свойством, а ассоциативное - сочетательным свойством. Переместительное свойство умножения в начальной школе изучают в виде правила: от перестановки множителей произведение не изменяется. Сочетательное свойство умножения изучают в виде правила умножения произведения на число: чтобы умножить произведение на число, нужно умножить на это число один из множителей, а затем результат умножить на другой множитель.
Дистрибутивное свойство умножения относительно сложения называют распределительным свойством умножения относительно сложения и изучают в начальной школе в виде правила умножения суммы на число: чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить.
По правилам построения аксиоматической теории определить умножение натуральных чисел можно, используя отношение «непосредственно следовать за» и понятия, введенные ранее.
Предварим
определение умножения
Отмеченные факты и положены в основу определения умножения натуральных чисел.
Деление при аксиоматическом построении теории натуральных чисел обычно определяется как операция, обратная умножению (Стойлова 1986: 20). Делением натуральных чисел а и b называется операция, удовлетворяющая условию:
а : b = с тогда и только тогда, когда b • с = а.
Число а : b называется частным чисел а и b, число а – делимым, число b – делителем.
Как известно, деление на множестве натуральных чисел существует не всегда, и такого удобного признака существования частного, какой существует для разности, нет. Есть только необходимое условие существования частного.
В
начальном обучении математике определение
деления как операции, обратной умножению,
в общем виде, как правило, не дается,
но им постоянно пользуются, начиная
с первых уроков ознакомления с делением.
Учащиеся должны хорошо понимать, что
деление связано с умножением, и использовать
эту взаимосвязь при вычислениях. Выполняя
деление, например, 48 на 16, учащиеся рассуждают
так: «Разделить 48 на 16 – это значит найти
такое число, при умножении которого на
16 получится 48; таким числом будет 3, так
как 16 • 3 = 48. следовательно, 48 : 16 = 3».
Умножение по таблицам впервые ввели вавилонские математики. Однако это было не традиционное умножение в десятичной системе счисления, а умножение по готовым таблицам шестидесятеричной системе счисления, не получившей широкого распространения среди народов мира.
Привычная
форма таблицы умножения
Табличное деление (в том смысле, которое рассматривается в современной начальной школе) фактически появляется одновременно с возникновением табличного умножения у индийцев. Однако на таблицу деления большинство математиков не обращали особого внимания, и ни один из авторов математических сочинений до конца XIX в. не помещал ее в своих книгах. Впервые в русские учебники таблица деления введена П.С. Гурьевым (1832), а необходимость ее применения более или менее подробно обоснована СИ. Шорох-Троцким (1903).
До 70-х годов XIX в. в школах России таблицы умножения и деления не изучались, а механически заучивались (зазубривались). Лишь с появлением «Методики арифметики» В.А. Евтушевского они стали именно изучаться, т.е. составляться тем или иным способом и усваиваться учащимися в процессе упражнений.
Вопросы формирования понятия учащихся об умножении и делении изложены в «Очерках по методике арифметики» Ф.А. Эрна. Вопросы взаимосвязи между умножением и делением, а также вопросы психологии усвоения учащимися умножения и деления в значительной мере раскрыты в «Методике арифметики» СИ. Шорох-Троцкого, а также в работе Н.А. Менчинской «Психология обучения арифметике».
Методы изучения таблиц умножения и деления были разработаны методистами А.И. Гольденбергом, В.К. Беллюстиным и др. Они широко проверены на опыте массовой школы.
Методика введения новых понятий в школе должна базироваться на научной теории соответствующего предмета. Так, широкую известность получили три способа введения понятия умножение:
1) с помощью системы аксиом;
2)
на основе операций над
3) на основе сложения одинаковых слагаемых.
Первый способ положен в основу введения понятия действия умножения в школьный курс как в ряде английских и немецких учебников, так и в некоторых советских, например, пособиях К.И. Нешкова и А.М. Пышкало.
Деление может вводиться следующими путями:
1) как действие, обратное умножению;
2)
на основе операций над
Различают две операции: деление на равные части и деление по содержанию (различная роль множимого и множителя порождает различные виды деления). Можно познакомить учеников сначала с делением по содержанию, а затем с делением на равные части. Возможен и обратный порядок.
Однако, какой бы путь ни избрал учитель, изучение табличного умножения и деления — это один из наиболее трудных вопросов начального курса математики.
В настоящее время существует много различных программ обучения математике, которые различаются по методике обучения умножению и делению. Рассмотрим подробнее, каким образом в различных программах изучается табличное умножение и деление.
В учебниках авторского коллектива под руководством М.И. Моро при изучении табличных случаев на 2 и на 3 (II класс) составляются две таблицы умножения. При введении последующих случаев умножения на 4 - 9 (3 класс) составляются две таблицы умножения и две таблицы деления. Из каждого случая умножения, например 2 • 5, выводится новый случай путем перестановки множителей 5 • 2 и два случая деления 10 : 2 = 5 и 10 : 5 = 2. Все результаты деления находят из соответствующей таблицы умножения. Сначала рассматриваются все табличные случаи умножения и соответствующие случаям деления с числами 2 и 3, затем 4, 5 и т.д.
Табличные случаи умножения и деления с каждым числом изучаются примерно по одному плану. Сначала составляется таблица умножения по постоянному первому множителю (3 • 3, 3 • 4, 3 • 5 и т.д.). В этом случае учащиеся легко находят результат следующего примера, пользуясь результатом предыдущего (3•5 = 5•3 + 3), но в этом случае в некоторых суммах будет много слагаемых (например, в случае 2 • 9 будет девять слагаемых). Если составлять таблицу по постоянному второму множителю (3 • 3, 4 • 3, 5 • 3 и т.д.), то слагаемых будет меньше. Эта таблица удобнее для запоминания наизусть, но зато при ее составлении труднее находить результат: слагаемые каждого следующего примера отличаются от слагаемых предыдущего примера (3-3 = 3 + 3 +3,4-3 = 4 + 4 + 4 и т.д.). Чтобы найти результат следующего примера, пользуясь предыдущим, придется рассуждать так: 4-3 = 3-3 + 3, 5-3 = 4-3 + 3.
Для нахождения результата умножения используют различные приемы:
— произведение заменяют суммой (3 • 4 = 3 + 3 + 3 + 3= 12);
— к результату предыдущего примера из таблицы прибавляют соответствующее число (3 • 4 = 12; 3 • 5 = 12 + 3 = 15);
— из известного результата вычитают соответствующее число (8 • 10 = 80, 8 • 9 = = 80-9 = 72).
После того как составлена таблица по постоянному первому множителю, из каждого примера на умножение учащиеся составляют еще один пример на умножение, переставляя множители, и два примера на деление, результат в которых находят на основе связи между компонентами и результатом умножения.
Составление каждой таблицы начинается с примера, в котором множители равны, например 3 • 3, и заканчивается случаем умножения на 9, например 3 • 9. Таким образом, ученики должны запомнить 36 табличных случаев умножения и затем использовать их для решения либо примеров с переставленными множителями, либо примеров на деление. Число новых случаев в каждой следующей таблице уменьшается. Учащиеся от таблицы к таблице проявляют больше самостоятельности при их состоянии.
В ходе составления и заучивания большое внимание уделяется упражнениям на запоминание табличных результатов, например:
— составь четыре примера на умножение и деление с одинаковыми числами (4 • 3 = 12, 3 • 4 = 12, 12 : 4 = 3, 12 : 3 = 4);
— повтори таблицы по порядку и вразбивку;
— составь по памяти таблицу умножения двух или на два, трех или на три и т.д.;
— замени число (например, 24) произведением соответствующих множителей (8 • 3, 6 • 4);
— отгадай задуманное число (если его умножили на 8 и получили 72).
Заметим, что заучиваются наизусть только результаты умножения, соответствующие же случаи деления учащиеся должны уметь быстро находить, пользуясь таблицей умножения. В процессе тренировки учащиеся должны твердо запомнить тройки чисел, например: 3, 7, 21; 9, 8, 72 и т.д.
В основе построения курса Н.Б. Истоминой лежит идея организации целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности (анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения и т.д.). Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи.
В
теме «Умножение» большое внимание
уделяется разъяснению
— выделение признаков сходства и различия данных выражений;
—
соотнесение рисунка и
— выбор числового выражения, соответствующего данному рисунку;
— запись числового выражения по данному рисунку и др.
Параллельно с усвоением предметного смысла умножения проводится работа по формированию навыков табличного умножения.
Важно, что составление и усвоение таблиц умножения (деления) органически включается в содержательную линию курса. В связи с этим в учебнике нет заголовков «Умножение на 2», «Умножение на 3» и т.д. Табличные случаи умножения усваивают в процессе изучения смысла умножения (тема «Умножение»), переместительного свойства умножения, понятия увеличить в несколько раз и тем «Площадь фигуры», «Измерение площади», «Сочетательное свойство умножения». Это позволяет предложить ученикам интересные содержательные упражнения, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения. Результаты работы по формированию табличных навыков умножения подводятся в теме «Таблица умножения», где учащимся дается задание, при выполнении которого они могут проверить, как каждый из них усвоил таблицу умножения. При этом работа, связанная с составлением и усвоением таблицы умножения, распределяется во времени.
Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. Это позволяет не только поупражнять школьников в сложении двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой, но и сосредоточить их внимание на более сложных для запоминания случаях табличного умножения (9 • 8, 9 • 6, 9 • 7, 8 • 7, 7 • 6).
Составление таблицы осуществляется небольшими порциями, каждая из которых сопровождается вариативными упражнениями, связанными с такими понятиями, как смысл умножения, переместительное свойство умножения, увеличение в несколько раз. Процесс выполнения каждого упражнения требует от учеников активного использования приемов умственной деятельности, что оказывает положительное влияние на непроизвольное запоминание табличных случаев умножения.