Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 04:07, курсовая работа
Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими, вавилонскими писцами-вычислителями (ХХ -VI вв. до н. э.), имела расчетный характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями, требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения алгебраического компонента и его независимого изучения.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1
Определение понятия уравнение……………………………………….5
Неравенства .......................................................................................7
Равносильность и логическое следование...................................................8
Понятие системы уравнений и неравенств……………………………...9
Классификация преобразований уравнений, неравенств и их систем….12
Изучение основных типов уравнений, неравенств, систем……………..13
Методика изучения основных классов уравнений, неравенств и их систем............................................................................................................16
Линейные уравнения с одним неизвестным…………………………..17
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными…………19
Квадратные уравнения...........................................................................21
Изучение неравенств…………………………………………………...22
Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства…...23
Глава 2
2.1 Решение целых рациональных уравнений........................................................26
2.1.1 Линейные уравнения……………………………………………………26
2.1.2.Квадратные уравнения…………………………………………………26
2.1.3. Уравнения высших степеней…………………………………………..27
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений………………………………….30
2.3. Решение иррациональных уравнений………………………………………..31
2.4.Решение целых рациональных неравенств…………………………………..34
2.5. Решение дробных неравенств……………………………………………….36
2.6 Решение иррациональных неравенств……………………………………….37
2.7. Показательные уравнения и неравенства………………………………….39
2.8.Логарифмические уравнения и неравенства………………………………...41
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства……………………………43
2.10. Уравнения с параметром…………………………………………………...45
Заключение………..……………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..47
Ответ:
II
вид – подкоренное выражение
сравнивается с подкоренным
Пример
42:
Ответ:
III
вид – подкоренное выражение
меньше другого выражения
Пример
43:
Ответ: .
Пример
44:
Ответ:
IV
вид – подкоренное выражение
больше другого выражения
Пример
45:
Ответ:
Более
сложные неравенства можно
Пример
46:
Ответ:
Рассмотрим обобщенный метод интервалов.
Пример 47:
; ОДЗ:
Показательные уравнения можно разбить на несколько видов.
I вид – простейшие – . Решение имеет вид: f(x)=g(x).
Пример
48:
II
вид – «приводимые к
Пример
49:
III вид – «однородные».
Пример
50:
Пример
51:
Неравенства решаются почти, как и уравнения.
Пример
52:
Ответ:
Пример53:
Ответ:
Пример
54:
Ответ:
2.8. Логарифмические уравнения и неравенства
Разделим данные уравнения на виды по методам решения.
Пример
55:
Пример
56:
Ответ:
Пример 57:
Пример 58:
Пример
59:
Пример
60:
Неравенства решаются аналогично.
Пример
61:
Пример
62:
Ответ:
Пример
63:
Ответ:
Пример
64:
Ответ:
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства
Углубляться в решение тригонометрических уравнений и неравенств не будем, поэтому рассмотрим решение лишь простейших. Для их решения необходимо знать функции арккосинуса, арксинуса, арктангенса и арккотангенса.
Пример 65:
Пример 66:
Пример 67:
Пример 68:
Пример 69:
Пример 70:
Пример 71:
Пример 72:
Пример 73:
2.10. Уравнения с параметром
Уравнения с параметрами в школьном курсе математики рассматриваются очень мало, поэтому большинство примеров разбирается на дополнительных занятиях. Данные уравнения вызывают много сложностей при решении у учащихся. Рассмотрим несколько примеров решений уравнений с параметрами.
Пример
74:
Для a=0 уравнение не определено. На множестве {a∣a≠0} исходное уравнение равносильно
обращается в нуль для a= -6. Соответствующее уравнение 3x+1=0 имеет единственное решение
На множестве {a∣a≠-6;0} уравнения являются квадратными с дискриминантом Дискриминант для a= -5 и a= 3.
Пусть a= -5, соответствующее уравнение имеет двукратный корень x=-1. Для a= 3 соответствующее уравнение имеет двукратный корень . На числовой прямой отметим найденные значения параметра и на каждом из полученных промежутков установим знак дискриминанта.
Если , то соответствующие уравнения не имеют решений. Для значений параметра из уравнения имеют два различных корня, их общие решения
Ответ: если a=0, то уравнение не определено; если {a∣a≠-6}, то{x∣}; если {a∣a=-5}, то {x∣x=-1}; если {a∣a=3}, то {x∣}; если {a∣a∊(-5;0)(0;3)}, то решений нет; если , то {x∣}.
Пример 75: при каких значениях параметра p корни уравнения действительны и имеют разные знаки?
Допустимые значения параметра p∊ℝ .
Рассмотрим функцию
Требование задачи выполняется, если корни уравнения лежат по разные стороны от нуля, то есть при , то есть .
Ответ:p∊(0;3).
Заключение
Содержание линии уравнений и неравенств развертывается на протяжении всего курса математики. Учитывая важность и обширность материала этой линии, целесообразно на заключительных этапах обучения предлагать достаточно разнообразные и сложные задания, рассчитанные на активизацию наиболее существенных компонентов этой линии, основных понятий и основных приемов решения, исследования и обоснования решения.
В этой работе были разобраны основные понятия: уравнения, неравенства и их системы. Было показано, что большинство уравнений полезно решать при помощи равносильного перехода. Некоторые учащиеся отказываются решать таким способом, считая его более громоздким. Выбирают, по их мнению, наиболее простые, хотя это не совсем так. Задача учителя показать преимущества равносильного перехода и научить им пользоваться.
Решая неравенства учащиеся сталкиваются с проблемой «закрашенных» и «выколотых» точек. Необходимо тренировать внимание, чтобы у учащихся не возникло проблем с ответом.
На
системы не было уделено особое внимание,
поскольку при решении
При решении уравнений и неравенств некоторых примеров были использованы совокупности. Необходимо научить учащихся отличать совокупности от систем, поскольку они дают разные ответы при решении.
В данной работе не был рассмотрен еще один класс алгебраических уравнений, который разложением на множители может быть сведен к линейным и квадратным уравнениям. Богатство и разнообразие приемов, имеющихся у учащихся, овладевших сведением различных уравнений к квадратным, служат необходимой предпосылкой перехода к завершающему этапу освоения методов решения уравнений. Особенно это сказывается на приложении к алгебраическому методу решения текстовых задач. Сюжеты их становятся более разнообразными, возрастает также сложность перевода на язык математики.
В
целом можно сказать, что освоение
линии уравнений и неравенств
поднимает учащихся на более высокую
ступень овладения содержанием
школьной математики.
Список использованной литературы