Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 04:07, курсовая работа
Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими, вавилонскими писцами-вычислителями (ХХ -VI вв. до н. э.), имела расчетный характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями, требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения алгебраического компонента и его независимого изучения.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1
Определение понятия уравнение……………………………………….5
Неравенства .......................................................................................7
Равносильность и логическое следование...................................................8
Понятие системы уравнений и неравенств……………………………...9
Классификация преобразований уравнений, неравенств и их систем….12
Изучение основных типов уравнений, неравенств, систем……………..13
Методика изучения основных классов уравнений, неравенств и их систем............................................................................................................16
Линейные уравнения с одним неизвестным…………………………..17
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными…………19
Квадратные уравнения...........................................................................21
Изучение неравенств…………………………………………………...22
Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства…...23
Глава 2
2.1 Решение целых рациональных уравнений........................................................26
2.1.1 Линейные уравнения……………………………………………………26
2.1.2.Квадратные уравнения…………………………………………………26
2.1.3. Уравнения высших степеней…………………………………………..27
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений………………………………….30
2.3. Решение иррациональных уравнений………………………………………..31
2.4.Решение целых рациональных неравенств…………………………………..34
2.5. Решение дробных неравенств……………………………………………….36
2.6 Решение иррациональных неравенств……………………………………….37
2.7. Показательные уравнения и неравенства………………………………….39
2.8.Логарифмические уравнения и неравенства………………………………...41
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства……………………………43
2.10. Уравнения с параметром…………………………………………………...45
Заключение………..……………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..47
Пример 7:
(x+2)(x+3)(x+8)(x+12)=4x2
(x2+14x+24)(x2+11x+24)
=4x2
(t+3)t=4
Пример 8:
x3 – x2 – 8x+12=0.
Решим его, используя схему Горнера, поскольку другие приемы не подходят. Выпишем делители свободного члена: ± 1,± 2, ± 3, ± 4, ±6, ±12. Первым подходящим является корень x=2, тогда поделим многочлен x3 – x2 – 8x+12 на многочлен x – 2 в столбик:
x3 – x2 – 8x+12 x – 2
x3 – 2x2 x2+x – 6
x2 – 8x+12
x2 – 2x
-6x+12
-6x+12
0
Получили многочлен:
(x-2)(x2+x – 6 )
x=2 или x2+x – 6=0
x1= - 3 и x2= 2.
Пример 9:
Симметрические уравнения:
2x5+3x4 – 5x3 – 5x2+3x+2=0.
2x5+3x4 – 5x3 – 5x2+3x+2 x+1
2x5+2x4
x4 – 5x3
x4 + x3
-6x3 - 5x2
-6x3 - 6x2
x 2+3x
x 2+x
2x+2
2x+2
(x+1)(2x4+x3 – 6x2+x+2)=0
x=-1
или 2x4+x3
– 6x2+x+2=0
2(y2 – 2)+y – 6=0
2y2+y
– 10=0
и
Замечание:
Пример10:
Однородные
уравнения:
Оно
не является однородным, приведем его
к стандартному виду:
.
Пример 11:
x6+9x3+8=0
x3=t
t2+9t+8=0
t1=-1 и t2=-8
x1=-1
и x2=-2.
Пример
12:
Пример
13:
D˂0→нет действительных корней
Пример
14:
Эти уравнения можно разбить на три вида. Рассмотрим первый вид:
Если n – четное, а при возведении в четную степень происходит расширение ОДЗ, следовательно, необходимо использовать равносильный переход:
Пример
15:
Ответом будет только
Рассмотрим теперь другой вид, в котором, решая, также необходимо использовать равносильный переход:
Пример
16:
Ответом будет только
Рассмотрим
теперь третий вид, когда в уравнении
встречается два или более
независимых подкоренных
Пример
17:
Проверка:
3 – является корнем данного уравнения.
Решая такого рода уравнения можно прибегать к методу введения новой переменной, тогда необходимо заменять все подкоренное выражение.
Пример
18:
Также,
решая такого рода уравнения, можно
вводить несколько переменных.
Пример
19:
Решим
теперь уравнение(1):
Найдем b:
Зная
b, найдем неизвестное x:
Сделаем
проверку:
6=6.
6=6.
6=6.
Рассмотрим еще один метод решения иррациональных уравнений – умножение на сопряженное.
Пример
20:
Проверка:
7=7.
7=7.
Если
подкоренное выражение можно
разложить на множители, то можно
воспользоваться и таким
Пример
21:
Ответом
будет x=1.
2.4. Решение целых рациональных неравенств
Решение целых рациональных неравенств не составляет труда, поэтому заострять внимание на них не стоит.
Начнем
рассматривать неравенства
Пример 22:
Ответ:
Пример 23:
Ответ:
Пример 24:
Ответ:
Пример 25:
Ответ:
Пример 26:
D=-16→нет действительных корней
Ответ: x∊ℝ.
Пример
27:
Ответ:
Пример
28:
Ответ:
Рассмотрим метод интервалов и напишем алгоритм решения неравенств с его помощью:
Пример 29:
Ответ:
Пример 30:
Ответ: .
Пример 31:
Ответ:
.
Данные неравенства решаются только методом интервалов. Запишем алгоритм:
2
Пример 32:
Ответ: .
Пример 33:
Ответ: .
Пример 34:
Ответ: .
Пример 35:
Ответ:
.
Условно можно разбить на несколько видов.
I вид – подкоренное выражение сравнивается с числом
Пример
36:
Ответ:
Пример
37:
Ответ: .
Пример
38:
Ответ: .
Пример
39:
Ответ: .
Пример
40:
Ответ: нет решений.
Пример
41: