Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 04:07, курсовая работа
Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими, вавилонскими писцами-вычислителями (ХХ -VI вв. до н. э.), имела расчетный характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями, требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения алгебраического компонента и его независимого изучения.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1
Определение понятия уравнение……………………………………….5
Неравенства .......................................................................................7
Равносильность и логическое следование...................................................8
Понятие системы уравнений и неравенств……………………………...9
Классификация преобразований уравнений, неравенств и их систем….12
Изучение основных типов уравнений, неравенств, систем……………..13
Методика изучения основных классов уравнений, неравенств и их систем............................................................................................................16
Линейные уравнения с одним неизвестным…………………………..17
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными…………19
Квадратные уравнения...........................................................................21
Изучение неравенств…………………………………………………...22
Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства…...23
Глава 2
2.1 Решение целых рациональных уравнений........................................................26
2.1.1 Линейные уравнения……………………………………………………26
2.1.2.Квадратные уравнения…………………………………………………26
2.1.3. Уравнения высших степеней…………………………………………..27
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений………………………………….30
2.3. Решение иррациональных уравнений………………………………………..31
2.4.Решение целых рациональных неравенств…………………………………..34
2.5. Решение дробных неравенств……………………………………………….36
2.6 Решение иррациональных неравенств……………………………………….37
2.7. Показательные уравнения и неравенства………………………………….39
2.8.Логарифмические уравнения и неравенства………………………………...41
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства……………………………43
2.10. Уравнения с параметром…………………………………………………...45
Заключение………..……………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..47
Содержание
Введение.....................
Глава 1
Глава 2
2.1
Решение целых рациональных
уравнений.....................
2.1.1
Линейные уравнения……………………………………………………
2.1.2.Квадратные уравнения…………………………………………………26
2.1.3. Уравнения высших степеней…………………………………………..27
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений………………………………….30
2.3. Решение иррациональных уравнений………………………………………..31
2.4.Решение целых рациональных неравенств…………………………………..34
2.5.
Решение дробных неравенств……………………………………………….
2.6 Решение иррациональных неравенств……………………………………….37
2.7. Показательные уравнения и неравенства………………………………….39
2.8.Логарифмические уравнения и неравенства………………………………...41
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства……………………………43
2.10.
Уравнения с параметром………………………………………………….
Заключение………..………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………..
Введение
Материал,
связанный с уравнениями и
неравенствами, составляет значительную
часть школьного курса
Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими, вавилонскими писцами-вычислителями (ХХ -VI вв. до н. э.), имела расчетный характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями, требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения алгебраического компонента и его независимого изучения.
Это изучение осуществлялось уже в другую эпоху сначала арабскими математиками (VI —Х вв. н. э.), выделившими характерные действия, посредством которых уравнения приводились к стандартному виду (приведение подобных членов, перенос членов из одной части уравнения в другую с переменой знака) , а затем европейскими математиками Возрождения, в итоге длительного поиска создавшими язык современной алгебры (использование букв, введение символов арифметических операций, скобок и т.д.). На рубеже ХVI—ХVII вв. алгебра как специфическая часть математики, обладающая своим предметом, методом, областями приложения, была уже сформирована. Дальнейшее ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с понятиями других разделов математики. В этом процессе все яснее становилась важность роли, которую играло понятие уравнения в системе алгебраических понятий.
Таким образом, уравнение как общематематическое понятие многоаспектно, причем ни один из аспектов нельзя исключить из рассмотрения, особенно если речь идет о проблемах школьного математического образования.
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения, его изучения в современной методике математике организовано в содержательно-методическую линию— линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой, функциональной и другими линиями школьного курса математики.
Линия
уравнений и неравенств тесно
связано с функциональной линией.
Одна из важнейших таких связей –
приложение методов, разрабатываемых
в линии уравнения и
Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к числу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, педагогическую, психологическую, общедидактическую и математическую подготовку. Эти знания студентов систематически используются в курсе методики преподавания математики и находят свой выход в практике обучения школьников.
Моя курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются подходы к изучению линии уравнений и неравенств. Во второй главе приведены основные примеры решений уравнений, неравенств и их систем. Также рассмотрены два примера решений уравнений с параметром.
Значительное место в курсовой работе занимают вопросы, связанные с формированием творческого подхода к обучению математике, умением оценивать различные системы изложения материала с точки зрения педагогики, психологии, дидактики.
Уравнения
и неравенства изучаются на протяжении
всего курса школьной математики.
Главная задача учителя научить
алгоритму их решения. Если это достигнуто,
то у учащихся не возникнет проблем.
Глава 1
Понятие
уравнения относится к
В различных определениях понятия уравнения - в некоторых явно, в некоторых в более скрытой форме – оно трактуется как символическая запись задачи о разыскании таких систем значений аргументов x1 , x2, . . . , xn функции f(x1 , x2, . . . , xn) и φ(x1 , x2, . . . , xn), при которых значение функции f и φ равны. При такой трактовке понятия уравнения отчетливо заметна независимость уравнения и тождества и неправомерность рассмотрения тождества как частного случая уравнения.
Определение отдельных видов уравнений (неравенств) – линейных, квадратных, вообще n-ой степени, рациональных, иррациональных, простейших тригонометрических, показательных, логарифмических – вводятся в связи с изучением соответствующих функций.
Кстати, остановимся на вопросе о классификации уравнений и неравенств. Уравнения (неравенства) классифицируются по виду функций, представляющих левую и правую части уравнения(неравенства).
Уравнение f(x)= φ(x)(неравенства f (x)≥φ(x), f(x)≤φ(x), f(x)<φ(x), f(x)>φ(x)) называется:
Уравнение P(x)=0, где P(x) – многочлен стандартного вида, называется линейным (первой степени), квадратным (второй степени), кубичным (третьей степени), четвертой степени и вообще n-ой степени, если многочлен P(x) имеет соответственно первую, вторую, третью, четвертую и вообще n-ю степень.
Дадим другие определения понятия уравнения.
Логико-математическое определение уравнения можно привести такой форме: пусть на множестве М зафиксирован набор математических операций, x – переменная на М, тогда уравнением на множестве М относительно x называется предикат вида а(х)=b(x), где а(х) и b(x) – термы относительно заданных операций, в запись которых входит символ х. Аналогично определяется уравнение от двух переменных и т.д.[4]
Принятым
в логике терминам «терм» и «предикат»
соответствуют термины школьной
математики «выражение» и «предложение
с переменной». Поэтому наиболее
близко к приведенному формальному
определению следующее
Возможность
использования в школьном обучении
подхода к понятию уравнения,
включающего явно упоминание о предложении
с переменной, зависит от присутствия
этого термина и терминов «истина»,
«ложь» в обязательном курсе школьной
математики. Если их нет, то привести подобное
определение невозможно. В этом случае
смысловой компонент понятия
уравнения переходит в
Часто, особенно в начале систематического курса алгебры, понятие уравнения вводится посредством выделения его из алгебраического метода решения задач. В этом случае независимо от того, каков текст определения существенным оказывается подход к понятию уравнения, при котором оно представляет косвенную форму задания некоторого неизвестного числа, имеющего в соответствии с сюжетом задачи конкретную интерпретацию. Например, в [1] понятие уравнения вводится на материале текстовой задачи: «конверт с новогодней открыткой стоит 17 копеек. Конверт дешевле открытки на 5 копеек. Найти стоимость открытки». Переход к определению уравнения осуществляется на основе анализа некоторых формальных особенностей записи x+(x – 5)=17, выражающей содержание данной задачи в алгебраической форме. С помощью этого же сюжета вводится понятие и корня уравнения. Вот эти определения: «равенство, содержащее неизвестное число, выраженное буквой, называется уравнением. Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство».
В школьном курсе математики большую роль играет компонент, при котором уравнение трактуется как равенство двух функций. Его роль проявляется в изучении графического метода решения уравнений.
Еще один подход к определению понятия уравнения получается при сопоставлении области определения уравнения и множества его корней. Обычно множество корней уравнения – собственное подмножество его области определения. С другой стороны, при решении уравнения приходится использовать преобразования, которые опираются на тождества, т.е. на равенства истинные на всей области определения. Выделенное здесь противопоставление тождества и уравнения может быть положено в основу определения уравнения: «Буквенное равенство, которое не обязательно превращается в верное численное равенство при допустимых наборах букв, называется уравнением». [11]