Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 04:07, курсовая работа
Истоки алгебраических методов решения практических задач связаны с наукой древнего мира. Как известно из истории математики, значительная часть задач математического характера, решаемых египетскими, шумерскими, вавилонскими писцами-вычислителями (ХХ -VI вв. до н. э.), имела расчетный характер. Однако уже тогда время от времени возникали задачи, в которых искомое значение величины задавалось некоторыми косвенными условиями, требующими, с нашей современной точки зрения, составления уравнения или системы уравнений. Первоначально для решения таких задач применялись арифметические методы. В дальнейшем начали формироваться начатки алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения алгебраического компонента и его независимого изучения.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1
Определение понятия уравнение……………………………………….5
Неравенства .......................................................................................7
Равносильность и логическое следование...................................................8
Понятие системы уравнений и неравенств……………………………...9
Классификация преобразований уравнений, неравенств и их систем….12
Изучение основных типов уравнений, неравенств, систем……………..13
Методика изучения основных классов уравнений, неравенств и их систем............................................................................................................16
Линейные уравнения с одним неизвестным…………………………..17
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными…………19
Квадратные уравнения...........................................................................21
Изучение неравенств…………………………………………………...22
Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства…...23
Глава 2
2.1 Решение целых рациональных уравнений........................................................26
2.1.1 Линейные уравнения……………………………………………………26
2.1.2.Квадратные уравнения…………………………………………………26
2.1.3. Уравнения высших степеней…………………………………………..27
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений………………………………….30
2.3. Решение иррациональных уравнений………………………………………..31
2.4.Решение целых рациональных неравенств…………………………………..34
2.5. Решение дробных неравенств……………………………………………….36
2.6 Решение иррациональных неравенств……………………………………….37
2.7. Показательные уравнения и неравенства………………………………….39
2.8.Логарифмические уравнения и неравенства………………………………...41
2.9. Тригонометрические уравнения и неравенства……………………………43
2.10. Уравнения с параметром…………………………………………………...45
Заключение………..……………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..47
Решение конкретных квадратных уравнений проводится следующим образом: сначала вычисляется дискриминант, сравнивается с нулем, и если он неотрицателен, то применяются формулы для нахождения корней.
В ряде учебников кроме основной формулы для корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0, приводятся еще формулы корней уравнения x2+рx+q=0 или x2+2рx+q=0.
При изучении темы « Квадратные уравнения» рассматриваются и неполные квадратные уравнения. Обычно они изучаются перед выводом корней общего квадратного уравнения.
Важным
моментом в изучении квадратных уравнений
является рассмотрение теоремы Виета,
которая утверждает наличие зависимости
между корнями и коэффициентами
квадратного уравнения. Сложность
усвоения теоремы Виета связана
с несколькими
Владение
теорией квадратных уравнений существенно
расширяет возможности решения
уравнений методами, изучаемыми в
курсе алгебры. Прямо сводятся к
квадратным дробно-рациональные уравнения
вида
и биквадратное уравнение.
В целом изучение неравенств в школьном курсе математики организовано так же, как и уравнений. В частности, они проходят те же этапы изучения.
Не рассматривая здесь уже описанные общие закономерности, отметим ряд особенностей изучения неравенств.
Указанные особенности могут быть использованы для обоснования расположения материала, относящегося к неравенствам, количества заданий, необходимых для усвоения программного минимума.
В школьном курсе математики ограничиваются изучением только неравенств основных классов; задания, которые требуют сведения к основным классам, встречаются сравнительно редко. Например, не изучаются биквадратные неравенства.
Из числа типов заданий, в которых проявляется прикладная роль неравенств в курсе алгебры, отметим нахождение области определения функции и исследование корней уравнений в зависимости от параметров.
Определение
различных классов
Каждый
простейший класс тесно связан с
классом соответствующих
Специфика иррациональных уравнений. Здесь применяется характерное преобразование – «освобождение неизвестного из-под знака корня», обычно состоящая в возведении обеих частей уравнения в одинаковую степень. Необходимо довести до понимания учащихся причины возможного появления при этом посторонних корней. Они появляются при возведении в четную степень, так как получаемое при этом уравнение – логическое следствие данного, но может быть и неравносильным ему. Кроме того, посторонние корни могут появиться при переходе к выражениям с большей областью определения.
При
решении таких уравнений
↔.
На простых примерах полезно проводить сравнение этих двух способов.
Специфика
трансцендентных уравнений и
неравенств. При рассмотрении различных
классов трансцендентных
Здесь,
как и при решении
; ; ;
; . Использование этих тождеств слева направо может привести к потере корней, а справа налево – к появлению посторонних корней.
Хотя преобразования, сужающие область определения, встречаются в школьной практике нечасто, но и для них необходимо отметить общий вывод. Он может быть сформулирован так: если используемое преобразование сужает область определения задания, то в числовом множестве, исключенном этим преобразованием, необходимо выделить корни исходного задания (уравнения или неравенства).
Особенности тригонометрических уравнений и неравенств. В отличие от иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств, где в каждом классе имеется по одному типу простейших, здесь приходится рассматривать три (а в некоторых учебниках и четыре) типа простейших уравнений: sin x=a, cos x=a, tg x=a (ctg x=a) – и соответствующие тины неравенств. Изучение этих типов уравнений требует введение новых функций – обратных тригонометрических функций, что представляет собой самостоятельную сложную задачу. Корме того, приходится рассматривать наряду с общими формулами решения многочисленные частные случаи. Например, для уравнения sin x=a к числу основных для усвоения фактов относятся:
Широкое использование графиков составляет заметную черту изучения простейших классов тригонометрических уравнений и неравенств. Графическая наглядность позволяет смягчить недостаточно уверенное владение учащимися обратными тригонометрическими функциями, которые, по существу, только здесь и применяются. В решении неравенств роль графиков особенно велика, причем изучаются в школьном курсе только простейшие типы неравенств.
Тригонометрические уравнения изучаются с большей глубиной, здесь изучение доводится до выделения нескольких стандартных методов решения, укажем два из них:
Глава 2
2.1.1. Линейные уравнения
Уравнение первой степени имеет вид ax+b=0 и называется линейным, где b – свободный член. Найти его корни просто и заострять внимание на большом количестве примеров не стоит.
Пример
1:
Пример
2:
Это
уравнение нужно привести к стандартному
виду:
Далее решается как пример 1 и получается ответ:
Вывод:
общее решение линейных уравнений
имеет вид: .
2.1.2. Квадратные уравнения
Общий вид: ax2+bx+c=0.
Методы решения:
D>0 –2 решения; D=0 – 1 решение; D<0 – нет решений.
- корни уравнения.
x2+bx+c=0;
x1+x2=-b;
x1∙x2=c.
(*)если a+b+c=0, то x1=1, x2=;
(**)если a+c=b x1= - 1, x2= .
Пример 3:
y2-180y+8000=0
Этот пример можно также решить, используя теорему Виета:
y1+y2=180
y1∙y2=8000,
отсюда получаем .
Пример 4:
2x2+3x – 5=0
x1=1
и x2=.
Если уравнение высших степеней разрешимо, то при решении используются:
Пример
5:
.
Сделаем замену:
,
тогда
(t+1)t=12
(по теореме Виета)
(использовано (*)).
Пример 6:
(x – 2)(x – 1)(x +2)(x+3)=60
(x2+x-6)(x2+x – 2)=60.
Сделаем замену:
x2+x=t
(t
– 6)(t – 2)=60
.