Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. Объектом исследования является Октябрьское Райпо.
Предметом исследования является организация инновационной деятельности на данном предприятии.
Состоит из введения,3 глав,заключения,списка литературы,приложений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Основные понятия и теоретические основы инноваций на современном этапе развития экономики РФ…………………………………………………………………………………….7
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций ……………………………..7
1.2 Виды, типы и классификация инноваций …………………………………....14
1.3 Задачи и функции инноваций………………………………………………....27
2 анализ коммерческой и инновационной деятельности Октябрьского районного потребительского общества ……………………………….……….34
2.1 Организационно – экономическая характеристика ...……………………….34
2.2 Анализ коммерческой деятельности …………………………..………..……46
2.3 Анализ и проблемы инновационной деятельности …………………………54
3 использование инновационных технологий в Октябрьском Райпо ……………………………………………..……….59
3.1 Оценка внедрения инновационного проекта.....…………...………………...59
3.2 Совершенствование механизма инновационной деятельности ……………70
Заключение …………………………………………………..……………...77
Список литературы ……………………………………….....…………..79
Приложения……………………………………….………………….…….83

Работа содержит 1 файл

Дипломная Райпо.doc

— 702.50 Кб (Скачать)

 

    1.  Организационно – экономическая характеристика

 

Октябрьское потребительское  общество под названием «Хлеб» было организовано 17 февраля 1931 года.

В настоящее  время это – некоммерческая организация, созданная для удовлетворения материальных и социальных потребностей своих  членов и не ставящая своей целью извлечение прибыли в отличие от коммерческих структур. Попытки развалить потребкооперацию принимались неоднократно, однако в условиях жесткой конкуренции она снова выстояла.

По-прежнему в  сельской местности потребкооперация занимает наибольший удельный вес в товарообороте района. Сильно изменилась структура розничной потребкооперации. Если в 1990 году доля продовольственных товаров была 48%, то сейчас больше 80%.

Сущность потребкооперации состоит в неразрывном единстве ее хозяйственной  и социальной деятельности, кроме того, она является исправным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней. В сложившейся ситуации основную ставку потребкооперация делает на село.    

На территории района по состоянию на конец 2009 года количество населённых пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, составило 19. Октябрьская потребкооперация обслуживает около 20,0 тыс. человек, что по сравнению с предыдущими годами заметно сократилось. Это связано с тем, что  частный сектор становится более распространённым и занимает в настоящее время наибольший удельный вес среди всех торговых предприятий. 

Октябрьское районное потребительское общество является добровольным объединением пайщиков, которых по состоянию на начало 2010 года насчитывается 15 240 человек, с паевым фондом 192,1 тыс. руб.

Управление  Октябрьским потребительским обществом  осуществляет общее собрание уполномоченных пайщиков и Совет. (Рисунок 1)

Высшим органом  управления потребительского общества является общее собрание, которое  правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Оно собирается не реже одного раза в год.

Совет потребительского общества подотчётен общему собранию. Председатель Совета и его члены  избираются общим собранием уполномоченных пайщиков сроком на 5 лет. Совет проводит свою работу согласно плану и собирается не реже 1 раза в месяц, а также осуществляет управление обществом в период между общими собраниями. Совет райпо строит свою работу согласно действующему закону «О потребительской кооперации» и наказов уполномоченных пайщиков.

На уровне Совета функционирует  Ревизионная комиссия, которая  также избирается и подотчётна общему собранию.

Исполнительным  органом потребительского общества является Правление. В его ведении находятся все подразделения и предприятия райпо.

В состав Октябрьского райпо входят следующие подразделения: Рынок; Объединение общественного питания и 4 торговых кооперативных предприятий.

Основная цель потребкооперации района направлена на удовлетворение нужд и потребностей как сельского, так и городского населения в товарах первой необходимости при функционировании всех имеющихся отраслей.

Работа Октябрьского райпо осуществляется по четырем  направлениям. Первоначальным направлением является торговля. В коммерческой деятельности потребкооперации есть свои особенности. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, ставка делается на товары первой необходимости и повседневного спроса: крупы, соль, сахар, макаронные изделия, спички и другие. Эти товары закреплены ассортиментным перечнем, который имеется в каждом магазине (Приложение  А).

 





 


 



 

 

 

Рисунок 1 –  Схема управления Октябрьским райпо.

 

Вторым после  торговли приоритетным направлением в  работе райпо остается общественное питание. Торговая сеть полностью обеспечивается за счет собственного производства: хлебобулочными, кондитерскими, макаронными изделиями, сельдью, колбасой.

Третьей и, наверное, основной отраслью в системе райпо  является собственное производство продовольственных товаров. Производство всегда являлось самой высоко рентабельной отраслью потребкооперации.

На протяжении многих лет Октябрьское райпо  по закупу товаров работает с разными  производителями и крупными коммерческими  фирмами. В 2009 году райпо заключило 63 договора на поставку товаров народного потребления и сырья для собственного производства. Самыми надежными являются Саратовская мебельная фабрика №2, ОАО «Свет», ОАО «Оргсинтез» г. Уфа по поставке лампочек, пластмассовой посуды, ОАО «Анвал» г. Набережные Челны (карнизы), г. Похвистнево (мебель), г. Пенза (велосипеды и мотоколяски). В основном среди поставщиков – это производители непродовольственных промышленных товаров. Но есть и поставщики некоторых продовольственных товаров. Среди них ресторан «Оренбург» по поставке кондитерских изделий, ОАО «Сода» Башкирия, ОАО «Илецк – соль». Продолжается целевая связь только с одним местным товаропроизводителем: Молкомбинатом.

Рынок  - является четвертым направлением в работе райпо, где основным видом деятельности является сдача торговых площадей в аренду частным предпринимателям.

В связи с  переходом на рыночные условия потребительская кооперация Октябрьского райпо значительно утратила свои позиции на рынке. Если в 1999 году, доля товарооборота райпо в общем обороте района занимала 68,9%, то в 2009 году этот показатель составил лишь 19%. Далеко ушло то время, когда потребкооперация была монополистом в своём районе по торговле. В настоящий момент потребкооперация имеет конкурентов в лице частных предпринимателей, коммерсантов, акционерных обществ (открытых и закрытых), товариществ (с ограниченной ответственностью и без ограничения) и других.

В центре села ёмкую  конкуренцию оказывает райпо  магазин «Магнит», который специализируется в основном на продуктах питания.

Однако райпо  не только не боится конкуренции, но и, не имея достаточных оборотных средств, всё же стремится не подражать им, а чётко выдерживать свою тактику при работе с покупателями, ориентируясь на продажу товаров только отечественного и собственного производства.

Материально-техническая  база Октябрьского Райпо представлена широкой сетью торговых предприятий, предприятий общественного питания и производства.

Материально техническая  база райпо в течение периода 2007 года по 2009 год претерпела две  структурных реорганизации. В ходе них менялась не только структура, но и состав предприятий, входящих в подразделения райпо. Так в 2007 году сельское население обслуживало 4 сельских кооперативных предприятия:

  1. Нижнегумбетовское к.п. обслуживает 2 667 человек;
  2. Марьевское к.п. обслуживает 2 241 человек;
  3. Уранбашское к.п. обслуживает 3 399 человек;
  4. Булановское к. п. обслуживает 3 033 человека.

Таким образом, торговая сеть на 01.01.2010 года объединяет 51 магазин, из них 34 магазина расположены в селах района.

Сеть магазинов  имеет торговую площадь 7 481 м², обеспеченность жителей торговыми  площадями составляет 117,2%. Радиус удалённости магазинов от центра – 75 км.

Кроме того, в  систему Октябрьского райпо входит объединение общественного питания, которое располагает сетью из 19 предприятий, в числе которых 3 столовых («Уран», «Березка», «Пельменная»). Здесь одновременно могут обслуживаться 342 человека; 8 цехов по выработке продукции собственного производства: кондитерский, печёночный, карамельный, макаронный, хлебопекарный, колбасный, по переработке рыбы и консервной продукции, мельница.

В системе райпо  имеется рынок. Он в своём ведении имеет сеть из 8 крытых павильонов, каждый из которых имеет полезную площадь 24 м², кабину для примерки верхней одежды, цех по обработке пиломатериалов, 2 холодильные камеры общей ёмкостью 1,5 тонны.

Анализ материально-технической базы любого торгового предприятия начинается с изучения движения основных средств в течение исследуемого периода, расчета среднегодовой стоимости основных фондов, изучается её динамика. В заключении проводится оценка эффективности использования основных средств.

2007 год характеризуется  значительным выбытием основных  средств из оборота. Если на  начало отчетного года их сумма  составляла 22 843 тыс. руб., то в  конце – 22 414 тыс. руб. (Таблица 1). Это связано с выходом из строя транспортных средств, машин и оборудования на общую сумму 238 тыс. руб. Кроме этого в начале года были вложены денежные средства в незавершенное строительство на сумму 154 тыс. руб. К концу 2009 года строительство было закончено.

Таблица 1 – Движение основных фондов Октябрьского райпо за 2007 год, тыс. руб.

Наименование

На начало года

Поступило (введено)

Выбыло

На конец года

А

1

2

3

4

Здания

20 008

-

329

19 679

Сооружения

330

-

-

330

Машины и  оборудование

1 518

61

173

1 406

Транспортные  средства

969

17

65

921

Производственный  и хозяйственный инвентарь

18

60

-

78

Итого:

22 843

138

567

22 414

Незавершенное производство

1

154

-

155

Всего:

22 844

292

567

22 569


 

В 2008 году было закуплено машин и оборудования на сумму 18 тыс. руб., транспортных средств  на сумму 571 тыс. руб., производственного и хозяйственного инвентаря на сумму 459 тыс. руб. (Таблица 2). Таким образом, на конец отчетного 2008 года стоимость всех основных фондов составила 23 047 тыс. руб., что на 478 тыс. руб. превысило их стоимость в сравнении с прошлым годом.

Таблица 2 –Движение основных фондов Октябрьского райпо за 2008 год, тыс. руб.

наименование

на начало года

поступило (введено)

выбыло

на конец  года

А

1

2

3

4

Здания

19 679

161

615

19 225

Сооружения

330

-

-

330

Машины и  оборудование

1 406

18

-

1 424

Транспортные  средства

921

571

-

1 492

Производственный  и хозяйственный инвентарь

78

459

-

530

Итого:

22 414

1 202

615

23 001

Незавершенное производство

155

-

109

46

Всего:

22 569

1 202

724

23 047


 

В 2009 году стоимость основных фондов снизилась, на что в первую очередь повлияло, как указывалось выше, завершение строительных работ. Она составила на конец периода 22 926 тыс. руб. (Таблица 3). В течение этого года в отличие от прошлого шло постоянное поступление машин и оборудования, транспортных средств, покупка нового производственного инвентаря на общую сумму 538 тыс. руб. и одновременное их выбытие на сумму 659 тыс. руб.

Таблица 3 – Движение основных фондов Октябрьского райпо за 2009 год, тыс. руб.

наименование

на начало года

поступило (введено)

выбыло

на конец  года

А

1

2

3

4

Здания

19 225

12

445

18 792

Сооружения

330

-

-

330

Машины и  оборудование

1 424

222

32

1 614

Транспортные  средства

1 492

207

57

1642

Информация о работе Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо