Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. Объектом исследования является Октябрьское Райпо.
Предметом исследования является организация инновационной деятельности на данном предприятии.
Состоит из введения,3 глав,заключения,списка литературы,приложений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Основные понятия и теоретические основы инноваций на современном этапе развития экономики РФ…………………………………………………………………………………….7
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций ……………………………..7
1.2 Виды, типы и классификация инноваций …………………………………....14
1.3 Задачи и функции инноваций………………………………………………....27
2 анализ коммерческой и инновационной деятельности Октябрьского районного потребительского общества ……………………………….……….34
2.1 Организационно – экономическая характеристика ...……………………….34
2.2 Анализ коммерческой деятельности …………………………..………..……46
2.3 Анализ и проблемы инновационной деятельности …………………………54
3 использование инновационных технологий в Октябрьском Райпо ……………………………………………..……….59
3.1 Оценка внедрения инновационного проекта.....…………...………………...59
3.2 Совершенствование механизма инновационной деятельности ……………70
Заключение …………………………………………………..……………...77
Список литературы ……………………………………….....…………..79
Приложения……………………………………….………………….…….83

Работа содержит 1 файл

Дипломная Райпо.doc

— 702.50 Кб (Скачать)

Практика бизнеса  постоянно заставляет каждую компанию вводить различные новшества  и рационализировать производство, так как постоянно изменяется внешняя среда, устаревают выпускаемые  продукты, поэтому значение инноваций все время растет.

Каждый товар  имеет свой жизненный цикл (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Смена  технологий, жесткая конкуренция  на рынке, изменения вкусов и предпочтений потребителей приводят к сокращению жизненного цикла товара. И если компания неспособна постоянно модернизировать производство, то она вынуждена будет уступить место на рынке более напористой организации, залог успеха которой — инновации. Ситуация может складываться так, что хотя компания постоянно модернизирует выпускаемые товары, но рынки, где она работает, могут войти в стадию спада, и компания, если она стремится к развитию, вынуждена будет искать новые рынки сбыта, а для этого непрерывно разрабатывать инновационные продукты.

В мировой экономической  литературе  «инновация» интерпретируется как превращение потенциального на-учно-технического прогресса в реальный, воплощаю-щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо-ваний НТП. [38, с.14]

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может  быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.  Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют  рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Он связан с  созданием и распространением инноваций. Инновационный процесс наиболее ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ «исследования — разработки — производство». Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение освоенной инновации в новых условиях.

Различают три  логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом  межорганизационном инновационном  процессе новшество выступает как  предмет купли-продажи. Такая форма  инновационного процесса означает отделение  функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Научно-технические разработки и изобретения являются частью инновационного процесса и обладающие следующими свойствами: обладают новизной; удовлетворяют рыночному спросу. Инновационный процесс невозможен без осуществления инновационной деятельности на предприятиях.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование результатов  научных исследований и разработок и их коммерциализацию, то есть эффективную  реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), которая состоит из создания, распространения и применения новых знаний.

Концепция НТД  разработана ЮНЕСКО и состоит  из научных исследований и разработок, научно-технического образования и  подготовки кадров, научно-технических  услуг. Научные исследования и разработки подразделяют на; научно-техническое направление — крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития отрасли науки и техники.

 

1.2 Виды, типы и классификация инноваций 

 

Менеджер должен уметь отличать инновации от несущественных изменений в продуктах или технологиях. В «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Можно сделать вывод, что основное содержание инновации составляют изменения, а инновационная деятельность есть функция изменений. По определению Й. Шумпетера изменения представляют собой:

• использование  новой техники или технологических  процессов, а так же рыночного  обеспечения реализации продукции;

• внедрение  на рынок продуктов с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения  в организации производства и  материально-технического обеспечения;

• новые рынки  сбыта. [28, с. 63]

Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре одной  из крупных консультационных компаний США показано, что 90% новых товаров это “хорошо забытое старое”. Большинство новинок модификации уже выпускаемых компанией товаров. Но нельзя рассматривать это как недостаток.

Продукты совершенствуются, специализация компаний расширяется, укрепляется хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка, и все это позволяет компании поддерживать на высоком уровне объемы продаж и рентабельность товара. Из оставшихся 10% инноваций, только 2% по настоящему новые продукты.

Оставшиеся 8% можно  разделить на новые старые товары, новые рынки и новые способы ведения коммерческой деятельности:

  • Новые старые товары — это новые способы применения знакомых потребителю продуктов.
  • Новые рынки — это новые группы потребителей товара.
  • Новые способы ведения коммерческой деятельности — это новые каналы распределения и новые способы обслуживания потребителей. Огромные инновационные возможности заложены в использовании информационных технологий.

Классификация инноваций проводится во многих научных  трудах по инноватике, но у различных авторов существуют свои подходы к классификации инноваций.

А. Пригожин предложил  следующую классификацию инноваций:

1. По распространенности: единичные; диффузные

2. По месту  в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату: локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:  радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Две последние  группы инноваций, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. [29, с.49]

П. Завлин и А. Васильев предлагают классификацию  инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций. [17, с. 21]

С точки зрения структурной характеристики инновации  могут подразделяться на три группы: инновации на «входе» в предприятие; инновации на «выходе» из предприятия; инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются  на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Р. Фатхутдинов  разработал классификацию инноваций, в основе которой лежат три признака: целевой; внешний; структурный.

Цель представляет собой замысел, т. е. заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак  классификации инноваций дает ответ  на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической). Эти две цели определяются причинами возникновения потребности в данной инновации.

Текущая потребность  в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы – выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта.

Стратегическая  потребность – это потребность  в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации в этом случае является повышение конкурентоспособности продукта и хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Таким образом, согласно целевому классификационному признаку, инновации бывают двух видов: кризисные и развития.

Внешний классификационный  признак указывает на форму реализации инновации. По внешнему классификационному признаку инновации бывают в формах продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в вещи (станок, товар, сырье и т.п.). Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям относятся: технологии производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договоры банковского счета, операции по поглощению других предприятий, операции по захвату рынка и т. д.

Структурный классификационный  признак показывает, для какой  отрасли экономики комплекса  или для какой сферы экономических  отношений предназначена данная инновация. Структурный классификационный признак определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства. По структурному классификационному признаку инновации бывают: производственно-торговые; социально-экономические; финансовые; управленческие.

Классификационная схема инноваций включает в себя вид и форму инновации. Вид инновации представляет собой совокупность отдельных инноваций, сведенных в единую группу по определенным признакам, позволяющим отличить эту группу инноваций от других групп. Например, в инновациях, выделенных по целевому признаку, видами инноваций являются кризисная инновация и инновация развития; в инновациях, выделенных по внешнему признаку, видами инноваций являются продукт и операция и т. п.

Вид инноваций  включает в себя разные формы инноваций. Форма инноваций – это группа инноваций, объединенных единым способом существования или единой сущностью какого-либо нововведения. Это новая техника, новый товар, новый страховой продукт, новый туристский продукт (тур, круиз, туристский маршрут и т. п.), новая технология производства продукции и т.п. [32, с. 64]

Информация о работе Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо