Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. Объектом исследования является Октябрьское Райпо.
Предметом исследования является организация инновационной деятельности на данном предприятии.
Состоит из введения,3 глав,заключения,списка литературы,приложений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Основные понятия и теоретические основы инноваций на современном этапе развития экономики РФ…………………………………………………………………………………….7
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций ……………………………..7
1.2 Виды, типы и классификация инноваций …………………………………....14
1.3 Задачи и функции инноваций………………………………………………....27
2 анализ коммерческой и инновационной деятельности Октябрьского районного потребительского общества ……………………………….……….34
2.1 Организационно – экономическая характеристика ...……………………….34
2.2 Анализ коммерческой деятельности …………………………..………..……46
2.3 Анализ и проблемы инновационной деятельности …………………………54
3 использование инновационных технологий в Октябрьском Райпо ……………………………………………..……….59
3.1 Оценка внедрения инновационного проекта.....…………...………………...59
3.2 Совершенствование механизма инновационной деятельности ……………70
Заключение …………………………………………………..……………...77
Список литературы ……………………………………….....…………..79
Приложения……………………………………….………………….…….83

Работа содержит 1 файл

Дипломная Райпо.doc

— 702.50 Кб (Скачать)

С точки зрения экономической практики инновационная  деятельность может осуществляться как один из видов деятельности существующих предприятий, банков и других субъектов, так и специализированными юридическими лицами (инновационными предприятиями, банками, фондами, консорциумами и т.п.), создаваемыми для реализации конкретного инновационного проекта или программы либо имеющими инновационную деятельность в качестве основной.

Продуктами (результатами) инновационных процессов, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между её субъектами, могут быть:

инновационные проекты, определяющие технологию и  результаты освоения конкретных инноваций (промежуточный результат, находящий  отражение в бизнес-плане);

освоенные в  производстве технологические процессы, обеспечивающие социально-экономический  и экологический эффект при реализации конечной продукции);

принципиально новые, новые и улучшенные продукты (товары и услуги), являющиеся результатом использования научно-технических достижений.

В процессе инновационной  деятельности может осуществляться защита интеллектуальной собственности  на основе законодательства об авторском  и патентном праве.

В. Глухов, С. Коробко, Т. Маринина предлагают классификацию инноваций по следующим признакам:

1. Значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации).

2. Направленность (заменяющие рационализирующие, расширяющие).

3. Место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления).

4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род).

5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами).

6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях).

7. Место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические).

8. Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности).

9. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям).

10. Время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации последователи).

11. Причина возникновения (реактивные, стратегические).

12. Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д.).

По научно-технической  значимости и новизне различают:

  • базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и научно-технические разработки. Они становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике;
  • улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий, чаще декоративного характера (форма, цвет), которые по своей сути тормозят технический прогресс. [19, с. 87]

За этим разделением  стоят два типа инновационных  процессов: пионерный и догоняющий. [14, с. 113]

Т. Меркулова  считает, что в рамках стратегии  «пионера» или «первопроходца» компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью, как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющие (нацелены на глубокое проникновение  в различные отрасли и рынки  имеющихся базисных инноваций), рационализирующие (по сути близки к видоизменениям) и заменяющие (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений  позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

- регенерирование  первоначальных свойств системы,  сохранение и обновление ее существующих функций;

- изменение  количественных свойств системы;

- перегруппировка  составных частей системы с  целью улучшения ее функционирования;

- адаптивные  изменения элементов производственной  системы с целью приспособления друг к другу;

- новый вариант  - простейшее качественное изменение,  выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

- новое поколение  - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

- новый вид  - качественное изменение первоначальных  свойств системы, первоначальной  концепции без изменения функционального принципа;

- новый род  - высшее изменение в функциональных  свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип.

Предприятие может  осуществлять НИОКР, как собственными силами, так и с привлечением внешних  организаций, отсюда деление по отношению  к разработке на инновации, разработанные силами предприятия и внешними силами.

По масштабам  распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру  удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени  новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или  быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям.

По причинам возникновения инновации можно  разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция  на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Анализ перечисленных  выше признаков и соответствующих  им видов инноваций позволяет сделать общий вывод, что приведенные классификации инноваций, несмотря на значительное количество классификационных признаков, фрагментарны и не позволяют сформировать целостную концепцию управления инновациями как процессно-результативным явлением.

В методических документах, утвержденных на федеральном  уровне, прописаны следующие определения продуктовых, технологических и процессных инноваций: [3]

Продуктовые инновации  представляют собой разработку и  внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.

Технологические (процессные) возникают при применении новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов улучшенных.

Процессные  инновации могут быть основаны на использовании нового производственного  оборудования, новых методов организации  производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Организационные инновации (организационно-управленческие изменения) – тип инноваций, не имеющий отношения к технологическим инновациям и осуществляемым в их рамках нововведениям в организации производственных процессов или маркетинговым исследованиям, связанным с разработкой и реализацией технологических инноваций. Организационные инновации могут происходить по следующим направлениям:

а) разработка и  реализация новой или значительно  измененной корпоративной (акционерной) стратегии в организации (группе организаций);

б) внедрение  современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота, информационно-справочных систем и т. п.);

в) разработка и  внедрение новых или значительно  измененных организационных структур в организации;

г) нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;

д) применение современных  систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), включая использование  современных отечественных и  зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества;

е) разработка новых  или значительно измененных методов  и приемов организации труда в организации;

д) внедрение  современных систем логистики и  поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок») и т. п., имеется в виду широко используемая за рубежом система бесперебойного материально-технического обеспечения производственных процессов непосредственно «с колес», минуя складские хозяйства в организации;

ж) создание специализированных подразделений по проведению научных  исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);

з) организация  и совершенствование маркетинговой  службы в организации, включая как создание специализированных групп и подразделений, так и формирование фундаментальной концепции (стратегии) маркетинга организации;

и) прочие организационно-управленческие изменения.

С. Ильенкова  полагает, что различные виды инноваций  находятся в тесной взаимосвязи  и предъявляют специфические  требования к инновационному механизму. Технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. [21, с.52]

Как видим, в  приведенной выше классификации достаточно определенно прослеживается организационный и, более широко – управленческий подход к инновациям.

Как мы видим, в  зарубежной и отечественной литературе по инноватике выделяется большое число  видов классификаций инноваций, имеющих различные наборы переменных и создающих целостные системы по определенным признакам.

Однако все  представленные отечественными авторами классификации носят во многом или  общий характер, или ярко выраженное обоснование поставленных целей исследования, не учитывающие специфики нововведений с точки зрения их двойственности и присущих им особенностей формирования, развития и реализации.

Большинство классификаций  инноваций осуществляется по формальным признакам. Такое расхождение во взглядах обусловливает необходимость формирования собственной совокупности классификационных признаков инноваций во взаимосвязи с методами и инструментами управления региональных органов.

А. Решетников справедливо  отмечает, что в региональной экономике  осуществленные инновации представляют собой ключевое конкурентное преимущество, так как ведут к росту прибыли, увеличению притока денежных средств, снижению себестоимости продукции и рыночных цен, созданию новых потребностей, повышению рейтинга производителя новых продуктов, освоению новых рынков сбыта.

О. Ломовцева  считает, что для корректной диагностики  уровня и качества развития инноваций не только в рамках интересов региональных экономик, но и в соотнесении с развитием объективных общемировых тенденций, необходимо учитывать стадии развития экономики и особенности инновационных циклов. Для этого вполне применима классификация Н. Кондратьева, используемая в анализе социально-экономических процессов России

В своем большинстве  инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. При этом необходимо вкладывать капитал в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или, же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то инновации могут создать устойчивые конкурентные преимущества.

Информация о работе Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо