Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. Объектом исследования является Октябрьское Райпо.
Предметом исследования является организация инновационной деятельности на данном предприятии.
Состоит из введения,3 глав,заключения,списка литературы,приложений.
Введение …………………………………………………………………………4
1 Основные понятия и теоретические основы инноваций на современном этапе развития экономики РФ…………………………………………………………………………………….7
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций ……………………………..7
1.2 Виды, типы и классификация инноваций …………………………………....14
1.3 Задачи и функции инноваций………………………………………………....27
2 анализ коммерческой и инновационной деятельности Октябрьского районного потребительского общества ……………………………….……….34
2.1 Организационно – экономическая характеристика ...……………………….34
2.2 Анализ коммерческой деятельности …………………………..………..……46
2.3 Анализ и проблемы инновационной деятельности …………………………54
3 использование инновационных технологий в Октябрьском Райпо ……………………………………………..……….59
3.1 Оценка внедрения инновационного проекта.....…………...………………...59
3.2 Совершенствование механизма инновационной деятельности ……………70
Заключение …………………………………………………..……………...77
Список литературы ……………………………………….....…………..79
Приложения……………………………………….………………….…….83
Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Октябрьского Райпо
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………4
1 Основные понятия и
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций ……………………………..7
1.2 Виды, типы и классификация инноваций …………………………………....14
1.3 Задачи и функции инноваций………………………………………………...
2 анализ коммерческой и инновационной деятельности Октябрьского районного потребительского общества ……………………………….……….34
2.1 Организационно – экономическая характеристика ...……………………….34
2.2 Анализ коммерческой деятельности …………………………..………..……46
2.3 Анализ и проблемы инновационной деятельности …………………………54
3 использование инновационных технологий в Октябрьском Райпо ……………………………………………..……….59
3.1 Оценка внедрения инновационного проекта.....…………...………………...59
3.2 Совершенствование механизма инновационной деятельности ……………70
Заключение …………………………………………………..……………...
Список литературы ……………………………………….....…………..79
Приложения……………………………………….…………
Введение
Актуальность темы исследования. Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Причём речь идёт не об информации вообще, а, прежде всего, о знании, т.е. информации, воплощённой в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, а так же социальных отношений.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики. Создание, распространение и внедрение новых продуктов, услуг, технологических процессов выступают как составная часть промышленной деятельности и реализуются посредством различных форм передачи (приобретения) технологий – овеществленных (в виде машин и оборудования) и невещественных (патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).
В то же время, инновационная
активность предприятий сдерживается
многочисленными причинами
Таким образом, анализ и прогнозирование развития экономики становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по её видам и источникам финансирования, объёма инновационной продукции.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности на предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. На основании сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является Октябрьское Райпо.
Предметом исследования является организация инновационной деятельности на данном предприятии.
Степень разработанности проблемы. Проблемам исследования и теоретического обоснования инноваций, способов стимулирования инновационной активности посвящено значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационной деятельности в один из решающих факторов экономического роста на мега -, макро-, мезо- и микроуровне.
Источниковая база исследования. Оценивая степень разработанности темы, необходимо отметить значительный вклад в развитие теории инновационных процессов таких авторов, как: Л. Водачек, О. Водачкова, П. Друкер, Г. Менш, Э. Мэндсвилд, Б. Санто, Б. Твисс, Р. Фостер, Ф. Фридмен, Х. Хейке, Й. Шумпетер, С. Янч.
В отечественной экономической литературе анализ инновационных процессов, в том числе на мезоуровне, приводится в работах А. Аганбегяна, Ю.Анискина, А. Анчишкина, С. Валдайцева, А. Варшавского, С. Глазьева, Л. Гнатовского, П. Завлина, В. Ивантера, А. Ильенковой, Н. Кондратьева, Э. Короткова, С. Пирогова, А. Пригожина, И. Лифица, А. Румянцева, Б. Смирнова, Р. Фатхутдинова, Л. Хацкевича.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения, а также практические рекомендации могут быть использованы при выработке стратегий инновационного развития предприятий.
1 Основные понятия и
1.1 Экономическая природа и сущность инноваций
Тенденция развития
ведущих индустриальных стран последнего
десятилетия всё нагляднее
В условиях рынка
важнейшим признаком инновации
выступает новизна
Определяя стратегию своего развития и выживания в конкурентной борьбе, фирма должна все время держать в поле своего внимания один из определяющих вопросов стратегического плана — разработка новых продуктов и инновации. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы развития компании и уровень ее доходности есть единственный способ — это непрерывное внедрение новшеств. Однако необходимо помнить, что способность компании к инновационной деятельности, к умению быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке и в окружающей фирму среде, определяется не только соответствующими знаниями. Она подкрепляется постоянным обучением персонала, изменениями организационной структуры и своеобразной организационной культурой, которой должны следовать все работники фирмы от топ менеджмента до рядового сотрудника.
В инновационной организации слабо выражена формализация поведения, специалисты, объединенные в функциональные подразделения, одновременно принимают участие в проектных группах, деятельность которых регулируется менеджерами-интеграторами. Инновационная организация должна избегать бюрократической структуры управления, жесткого разделения труда, высоко формализованного поведения, опоры на системы планирования и контроля. В инновационной организации информационные процессы и процессы принятия решений протекают гибко и неформально, не соблюдается единоначалие и, в случае необходимости, возможно прерывание властных полномочий. В литературных источниках инновационную организацию часто называют — адхократия. [21. c 156]
При изучении инновационного менеджмента необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: отношение менеджеров к инновациям и степень зрелости компании по отношению к нововведениям; признание инновации в качестве приоритетной области деятельности; необходимость постоянной оценки трудностей, возникающих на пути внедрения новшеств, и поиск способов их преодоления.
Основоположником учения об инновациях считается Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим. По мнению Шумпетера, инновации – это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Следует отметить,
что в настоящее время
Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации.
В литературе не найдется единственного определения термина инновация. Так Питер Дойль [14, с. 19-21] определяет термин инновация в менеджменте как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Если в результате изменений внешней рыночной среды у потребителей появляются новые потребности или новые способы удовлетворения существующих потребностей, то для соответствующих организаций создаются благоприятные возможности для инноваций. Изменения же внешней среды происходят непрерывно и из-за перемен в уровне и образе жизни людей, изменений технологий и веяний моды. Вместе с этими изменениями появляются и новые потребности. Появляется необходимость в новых знаниях и возможность реализации новых решений, которые могут удовлетворить новые потребности потенциальных потребителей. Новые знания позволяют не только совершенствовать продукты и услуги, но и снижать их себестоимость и улучшать их качество. При этом расширяются рынки сбыта, увеличиваются объемы продаж, что способствует росту компаний, повышению их конкурентоспособности и реализации их потенциала. Менеджеры должны постоянно анализировать и оценивать те изменения, которые происходят вокруг, оценивать смысл происходящих перемен, выделять главные экономические и технологические изменения и их значение для потребителей, конкурентов и своей компании.
При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение — это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и изобретение не превращается в инновацию, пока оно не достигнет рынка. Инновация же — это новая выгода для потребителей, которые нуждаются не в новом продукте или технологии, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Также следует разграничивать понятия новшество и инновация. Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или разработок в какой либо сфере деятельности. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, выполнить НИОКР, осуществить подготовку производства, начать производство и оформить результаты. Конечным результатом внедрения новшества с целью получения желаемого результата будет инновация. Новшества разрабатываются как для собственных нужд, так и на продажу, они могут также накапливаться в организации и ждать соответствующих условий для внедрения. Новшества могут разрабатываться внутри организации и могут покупаться для превращения в инновацию.
Следует обратить внимание, что инновация вначале материализуется в виде новой продукции, услуге, технологии или организации труда, а затем уже коммерциализуется, превращаясь в источник дохода. Кроме того, понятия новшество и нововведение имеют определенные различия. Первоначально возникает новшество в виде изобретения или нового метода.
Если это новшество используется, то появляется нововведение, а когда оно используется в широком масштабе, то становится инновацией. Следовательно, инновация должна обладать новизной, удовлетворять спросу потребителей на рынке и должна приносить прибыль производителю. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как:
Уникальность (выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих):
Устойчивость (новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка). К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика.
Многие компании часто предлагают на рынок новые товары, которые не отвечают некоторым из этих критериев и терпят неудачу. Так, например, если решающий голос в принятии решения имеет изобретатель, который озабочен лишь технической или технологической новизной изделия и мало интересуется маркетингом, то, хотя техническая новизна может быть уникальной, успех на рынке в этом случае проблематичен. Фактически большинство инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но они эффективно решают насущные проблемы потребителей.
Информация о работе Виды инноваций и сферы их использования в торговле на примере Райпо