Учет и анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение формирования и значения сбытовой политики предприятия, бухгалтерский учет цикла выпуска и продажи продукции и анализ реализации произведенной продукции.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
охарактеризовать роль сбытовой политики в деятельности предприятия
рассмотреть учет готовой продукции и ее реализации на предприятии;
проанализировать выпуск, ассортимент, ритмичность реализации продажи готовой продукции
предложить рекомендации по созданию резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Роль сбытовой политики в деятельности предприятия
1.2 Методы прогнозирования спроса и стимулирования сбыта
1.3 Маркетинговые разработки сбытовой политики
1.4 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат»
2. УЧЕТ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Понятие готовой продукции и ее оценка
2.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции
2.3 Учет операций по отгрузке готовой продукции
2.4 Определение и отражение выручки в бухгалтерской отчетности
3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ»
3.1 Анализ выпуска и продажи готовой продукции
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
3.3 Анализ ритмичности производства и реализации продукции
3.4 Рекомендации по созданию резервов увеличения выпуска и реализации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Учет и анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО АвтоВАЗагрегат .doc

— 726.90 Кб (Скачать)

     Готовая продукция в основном предназначена  для реализации на сторону, но часть  ее может использоваться внутри своего предприятия.

     Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным  технологическим процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, в состав объема продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство.

     Предприятия, изготовляют продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству. При этом большое внимание уделяется увеличению ее объема, расширению ассортимента и улучшению качества.

     В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции  по договорам-поставкам как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.

     Таким образом, процесс реализации завершает  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т. п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.

     Кроме того, от объема реализации зависит  и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей  его деятельности.

     В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место  занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

  • постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  • полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  • своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
  • контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  • учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  • своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет.

     Для успешного выполнения этих задач  необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

     Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально  ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая  не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

     На  предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.

     Согласно  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается «часть МПЗ организации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатом производственного  процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством».

     В настоящее время применяются  следующие виды оценки готовой продукции:

  • по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, и основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства;
  • по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;
  • по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;
  • по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:
  • по сокращенной плановой производственной себестоимости;
  • по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, — при выполнении единичных заказов и работ;
  • по свободным рыночным ценам — при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.

     Фактическая производственная себестоимость в  качестве учетной цены продукции  применяется, как правило, при единичном  и мелкосерийном производстве, а  также при выпуске небольшой  номенклатуры продукции. Нормативную  себестоимость в качестве учетной  цены применяют в отраслях с массовым и серийным характером производства и при выпуске большой номенклатуры готовой продукции.

     На  предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» готовая продукция принимается  к бухгалтерскому учету по нормативной  производственной себестоимости.

     Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется по плановой производственной себестоимости, называемым учетной.

     Каждая  из них, т.е. плановая себестоимость  или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

     10 июня 2007 г. было выпущено 100 единиц продукции. Нормативная себестоимость единицы продукции составляет 6000 руб. 20 июня 2007 г. готовая продукция была отгружена ОАО «АВТОВАЗ» в количестве 70 единиц. 30 июня 2007 г. бухгалтерия получила сведения о фактической себестоимости выпущенной продукции, которая составила 650 000 руб.

     В бухгалтерии ОАО «АвтоВАЗагрегат» отражены операции в учете следующим образом: 

Содержание  операции Дебет Кредит Сумма, руб.
10 июня 2007 г.
Отражена  нормативная себестоимость  
продукции (100 ед. х 6000 руб.)
43 20 600 000
20 июня 2007 г.
Списана нормативная себестоимость  
реализованной продукции  
(70 ед. х 6000 руб.)
90-2 43 420 000
30 июня 2007 г.
Отражена  сумма отклонений фактической себестоимости  продукции от нормативной 
(650 000 - 600 000) руб.
43 20 50 000
Списана сумма отклонений фактической себестоимости от нормативной по  
реализованной за месяц продукции <6>
90-2 43 35 000
 

     Указанные отклонения на ОАО «АвтоВАЗагрегат» учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются предприятием исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости.

     Разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете "Готовая продукция" по отдельному субсчету "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости". Отклонения на этом субсчете учитываются в разрезе номенклатуры, либо отдельных групп готовой продукции, либо по организации в целом [24, 139;].

 

     2.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции

 

     Учет  выпуска готовой продукции находится  под постоянным контролем бухгалтерии  организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

     По  показателям выпуска готовой  продукции определяется результат работы организации в процессе производства - экономия или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же выпуск расценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции.

     Учет  наличия и движения готовой продукции  осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями  отраслей материального производства. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается.

     Синтетический учет готовой продукции может  осуществляться в двух вариантах: без  использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

     На  ОАО «АвтоВАЗагрегат» готовая продукция  оценивается по фактической производственной себестоимости, ее учет ведется на счете 43 "Готовая продукция" без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

     Аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, по учетным ценам -плановой себестоимости с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.

     Синтетический учет готовой продукции отгруженной на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» ведется на счете 45 «Товары отгруженные», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции, выручки от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.

     Готовая продукция отгруженная учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции. Дебетуется счет 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция» в соответствии с оформленными документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий или передаче их для комиссионной продажи.

     Счет 45 «Товары отгруженные» применяется  в двух случаях. Во-первых, он используется после отгрузки товаров покупателю, когда выручка от их продажи не может быть признана к бухгалтерскому учету.

     ОАО «АвтоВАЗагрегат» в соответствии с договором 29 сентября 2008 г. отгрузил ОАО «АВТОВАЗу» партию комплектующих изделий. Стоимость этой партии - 118 000 тыс.руб. без учета НДС.

     Себестоимость произведенной продукции составила 75 000 тыс.руб. ОАО «АВТОВАЗ» оплатил указанную продукцию 15 октября 2008 г. По условиям договора право собственности на продукцию переходит от поставщика к покупателю после оплаты. ОАО «АвтоВАЗагрегат» признает доходы и расходы методом начисления.

     На  дату отгрузки продукции в бухгалтерском учете ОАО «АвтоВАЗагрегат» была сделана проводка:

Информация о работе Учет и анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат»