Стратегический анализ внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:27, дипломная работа

Описание работы

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Теоретические и методические основы анализа внешней
среды организации………………………………………………………………… 7
1.1 Анализ внешней среды………………………………………………… 7

1.2 Анализ конкурентной среды…………………………………………… 15

1.3 Взаимоотношения между общей и конкурентной средой…………… 23

2. Анализ факторов влияющих на организацию………………………………… 26

2.1 Анализ макросреды организации………………………………………33

2.2 Микроуровень внешней среды организации…………………………. 41

2.3 Анализ влияния факторов внешней среды…………………………… 44

3. Рекомендации по созданию и оптимизации функционирования организации……………………………………………………………………………………65

4. Компьютерное обеспечение проекта……………………………………………68

5. Экономическая оценка проекта…………………………………………………70

6. Правовое обеспечение проекта………………………………………………….87

Заключение………………………………………………………………………….89

Список литературы…………………………………………………………………91

Приложение №1…………………………………………………………………….94

Приложение №2…………………………………………………………………….95

Приложение №3…………………………………………………………………….96

Приложение №4…………………………………………………………………….97

Приложение №5…………………………………………………………………….98

Приложение №6…………………………………………………………………….99

Приложение №7…………………………………………………………………….100

Приложение №8…………………………………………………………………….102

Приложение №9…………………………………………………………………….103

Приложение №10………………………………………………………………….. 104

Приложение №11………………………………………………………………….. 105

Приложение №12………………………………………………………………….. 106

Приложение №13…………………………………………………………………. 107

Приложение №14…………………………………………………………………. 108

Приложение №15…………………………………………………………………. 109

Приложение №16…………………………………………………………………. 110

Приложение №17…………………………………………………………………. 111

Приложение №18…………………………………………………………………. 112

Работа содержит 1 файл

Диплом МГЭИ3333.docx

— 156.40 Кб (Скачать)

 

Инфраструктура региона

 

      Инфраструктура  региона, где территориально расположена  фирма, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.

      К отраслям инфраструктуры относятся  следующие:

      – рыночная инфраструктура;

      – мониторинг окружающей природной среды:

      – здравоохранение;

      – наука и образование;

      – культура,

      – торговля;

      – общественное питание,

      – транспорт и связь;

      – пригородное сельское хозяйство;

      – строительство;

      – жилищно-коммунальное хозяйство;

      – бытовое обслуживание;

      – промышленность.

      Уровень развития, стабильность и эффективность  функционирования предприятий и  учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения.

      Очень трудно количественно измерить степень  взаимного влияния факторов инфраструктуры региона, где расположена фирма, так как это влияние носит сложный характер. Логическая цепочка здесь следующая. Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе (нет задержек на транспорте, в магазинах), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор открывает возможность развития региона. 

 

Связи фирмы 

      Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможность управлять. Конечно, чем больше удельный вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда будет оказывать большее влияние на фирму.

      Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают  ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги. Связи фирмы показаны на рис 1, [9].

Рис.1 Связи  фирмы с внешней средой 
 

На рис. 1 показаны прямые или косвенные  связи между фирмами внутри региона (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффективность и качество работы региона (3), факторов макросреды на устойчивость и эффективность работы фирмы (4) и факторов взаимодействия фирм разных регионов по различным вопросам (6). Односторонняя прямая связь между контуром факторов макросреды и инфраструктуры региона (3) означает законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страны на регион, косвенная двухсторонняя связь между этими контурами означает взаимное влияние по другим факторам (см.таблицу 3).

 

2.2. Микроуровень  внешней среды  организации

 

      К факторам прямого воздействия внешней  среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие:

      – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

      – потребители товара;

      – конкуренты;

      – контактные аудитории;

      – маркетинговые посредники;

      – законодательства по налоговой системе  и внешнеэкономической деятельности

      В таблице 4 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы. 

Таблица 4 Факторы  и показатели микросреды фирмы

Факторы микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
1. Поставщики (вход системы) 1.1. Интегральный  показатель качества поступающего  сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный  показатель качества (полезного  эффекта) комплектующих изделий,  оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный  показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный  показатель качества нормативно-методической  и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный  показатель качества подготовки  специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз  изменения условий поставок

2. Потребители  (выход системы) 2.1. Тенденции  изменения круга потребностей  основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения  параметров рынка по объему  и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения  доходов потребителей

2.4. Прогноз  изменения состава и значений  признаков сегментации рынка  внутри страны и в мире

3. Конкуренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности  товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных  конкурентов

3.3. Прогнозирование  конкурентоспособности и удельной  цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование  рыночной стратегии основных  конкурентов

4. Контактные  аудитории 4.1. Анализ отношения  к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка  мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые  посредники 5.1. Анализ структуры  и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание  контактов с агентствами по  оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление  связей с кредитно-финансовыми  учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.1. Формирование  банка данных по налоговой  системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния  ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка  предложений по совершенствованию  законодательства по налоговой  системе и внешнеэкономической деятельности.


 

    Определив факторы внешней среды влияющих на организацию как на микро так и на макроуровне целесообразным будет проанализировать их влияние на организацию. 
  Анализ влияния факторов внешней среды
 

          В практической части  данной работы необходимо провести критический  анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния.

          В связи с отсутствием  реальных и полных данных о работе и взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании такого влияния.

          В качестве примера  рассмотрим исследуемую организацию  ООО «Крафт».

          Предприятие “Крафт”  специализируется на реализации товаров  народного потребления. Предприятию  необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды имеет место.

    Макросреда  и микросреда, составляющие два уровня элементов, представляют внешнюю среду организации. Макросреда образуется из девяти элементов – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решение менеджеров и их действия, и, в конечном счёте, на внутреннюю структуру и процессы в организации.      

    Политико-правовые воздействия – это ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых фирма должна или желала бы действовать. Эти рамки налагают на ООО «Крафт» обязанности по защите прав потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, налоговых программ, установление минимального уровня заработной платы. Надо заметить, что заместитель генерального директора ООО «Крафт» Богатова Г. Н. Имеет юридическое образование. Её настольной литературой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон о защите прав потребителей, «Менеджмент в организации» и др.

    Социокультурные воздействия подвержены динамике. Социокультурные условия влияют на решение менеджера. Так они определяют то, как потребители примут товар, и какой товар они хотели бы принять.

    Демографическая среда. Демографические исследования являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов и при оценке различных факторов, которые могут повлиять на организацию. ООО «Крафт» демографических исследований не проводит, т.к. посёлок Редкино не столь велик и такие исследования не целесообразны.

    Изучение  непосредственного окружения ООО  «Крафт» направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, на которые организация может оказывать существенное влияние.

    Покупатели. Составляется «профиль» тех, кто покупает товары ООО «Крафт» по следующим характеристикам:

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности);
  • социально-психологические характеристики (вкусы, привычки, стиль поведения, положение в обществе).

    Численность населения пос. Редкино составляет 14 600 человек. Проведем анализ численности  населения пос. Редкино в 2000 году и в 2004 году. 

    Таблица 5 Численность населения пос. Редкино  в 2000 году

       2000 г.          Мужчины      Женщины       Дети
    Численность           7 300             4 672          2 628
    Процентное

    Содержание

           50%              32%            18%

    Таблица 6 Численность населения пос. Редкино  в 2004 году

     2004 г.     Мужчины     Женщины      Дети
Численность          7 400             4 526          2 674
Процентное

содержание

           51%              31%            18%

 

    Анализ  численности населения за 2000  г. и 2004 г., проживающих в пос. Редкино, но работающих в г. Москве (табл.7):

    Таблица 7 Численность населения за 2000 г  и 2004 г проживающих в пос. Редкино, но работающих в г. Москве

2000 год Проживающих и работающих в п.Редкино Проживающих в п.Редкино, а работающих в г.Москва 2004 год Проживающих и работающих в п.Редкино Проживающих

в п. Редкино, а работающих в . Москва

Мужчины     70%     30% Мужчины     30%     70%
Женщины     90%     10% Женщины     80%     20%

 

    Из  выше указанных таблиц видно, что  численность населения в 2000 году и в 2004 году и соотношение мужчин, женщин и детей практически не изменилось. Однако, за 4 года возросло количество людей, проживающих в п. Редкино, но работающих в г. Москва.

    ООО «Крафт» расположен в центре посёлка. Это местоположение очень удачное, т.к. рядом проходит центральная  дорога есть быстрый доступ в любой  район посёлка. Наиболее активными  группами потребления являются граждане от 20 лет и старше имеющие постоянный заработок. Большинство из них работают в Москве, а проживают в Редкино.

    Сравним среднюю заработную плату мужчин и женщин по поселку Редкино и  г. Москва. 

    Таблица 8 Средняя заработная плата мужчин и женщин по поселку Редкино и  г. Москва

 Категории  Средняя заработная плата  в п. Редкино (руб.)  Средняя заработная плата  в г. Москва

 (руб.)

    Мужчины  4 000 – 7 000  6 000 – 12 000
    Женщины  2 000 – 5 000  5 000 – 8 000

 

    Исходя  из таблицы видно, как повышается платежеспособность граждан, проживающих  в поселке  Редкино, и проживающих  в городе Москве.

    В целом на эти группы и ориентирован ассортимент ООО «Крафт». В отделе «Мебель» например, можно приобрести мягкую мебель от 3.000 рублей до 20.000 рублей. Для привлечения людей старших возрастов, по их заказу магазин принимает заявки на мебель разной комплектации (диван и одно кресло, кухни без навесных шкафов, и др.). Для тех, кто имеет прописку в п. Редкино предоставляется кредит, условия таковы: необходимо внести половину суммы стоимости товара, на остальную сумму оформляется кредит на три месяца плюс пять процентов, за предоставление кредита, от общей суммы стоимости товара. Скидок ООО «Крафт» не предоставляет. При предоставлении кредита населению между гражданином и магазином заключается договор, в котором указывается наименование товара, внесённые наличные деньги, паспортные данные поручителя, подписи обоих сторон, а также оговариваются взимания дополнительной суммы в случае несвоевременной оплаты кредита. Пример поручения обязательства ООО «Крафт» см. приложение 10.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды организации