Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:15, дипломная работа
Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке /1/.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………. 4
Сущность, принципы и методы маркетинговой деятельности……….. 4
Цели и функции маркетинга…………………………………………….. 8
Организация маркетинговых исследований…………………………….11
Порядок проведения маркетинговых исследований……………………13
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ (ОФИСНЫХ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПО РФ)…. 29
2.1. Состояние казахстанского и российского рынка товаров для офиса
(на примере бумажно - беловых товаров)……………………………… 29
2.2. Маркетинговые исследования поведения потребителей и каналов распределения в области канцелярского………………………………. 39
2.3. Коммуникационная политика на рынке канцелярских товаров………. 47
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………. 55
3.1. Необходимость развития системы маркетинговых исследований в РК...55
3.2. Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга………………………………………………………………… 56
3.3. Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
По таблице видно, что пик продаж приходится на послеобеденное время, когда школьники возвращаются с уроков.
В магазине "Графика M" , пожалуй, самый большой выбор товаров импортного производства. В продаже имеются все перечисленные в анкете товары, отмечается хорошее качество обслуживания. Пик продаж приходится на вторую половину дня (с 15 до 18 час.).
Из
перечисленных товаров
Наибольшим спросом среди блокнотов пользуются - на спирали А-6, затем А-5, А-4 и в последнюю очередь - на клею.
Следует учесть, что в некоторых магазинах представлен не весь перечисленный выше товар и эти ниши следует заполнить / 13 /.
Подводя итоги, хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые, на мой взгляд, могут помочь при реализации товаров.
Прежде всего, нужно использовать стимулирование сбыта:
-
предоставление скидки при большом объеме
купленного товара; использование купонов
в различных печатных изданиях; привлечь
покупателя, используя рекламу в месте
продажи конкретных магазинов и ярких
вывесок; при покупке свыше определенного
числа товара можно предоставить небольшой
подарок от фирмы.
Маркетинговые исследования каналов распределения.
В данном случае попытаемся провести локальное маркетинговое исследование, касающееся уровня удовлетворения запросов потребителей (оптовиков, оптовых конечных потребителей) в сфере канцелярских товаров (офисных принадлежностей).
Следует отметить, что анкетирование - очень удобный способ сбора информации, позволяющий улавливать сдвиги в структуре потребительского спроса и тем самым быстро реагировать на новую систему запросов потребителей.
В нашей анкете присутствуют в основном закрытые вопросы (рейтинговая шкала, семантическая дифференциация).
Опрос проводился в часы работы фирм-оптовиков. Учитывался объем закупок и качество поставляемых товаров, проводилось ранжирование конкурентов и оценка ассортимента канцелярских товаров, оценивалась надежность поставок, сравнивались цены закупок.
Опрашиваемыми
были руководящие работники фирм-
В результате анкетирования были получены следующие результаты:
В отношении конкурентов при рассмотрении главных конкурентов и сравниваемой фирмы следует отметить, что на данный момент по конкурентоспособности фирмы-участники анкетирования достигли одинакового уровня.
Лидеров нет, так как все фирмы работают приблизительно с одними тем же ассортиментом товаров. Следует отметить, что недостаточно анализировать продукцию конкурентов, чтобы увидеть свои сравнительные преимущества. Сравнение проводилось и по уровню оказания услуг: кредитование поставки, бесплатная транспортировка, рекламная поддержка, стимулирование сбыта.
Оценивая ассортимент компаний-поставщиков, отметим их достаточно широкий выбор.
Были получены результаты по следующим показателям:
а) оценка качества товаров
Большинство фирм продает импортные товары с достаточно высоким качеством (сменные блоки, тетради, кубарики, post-it) и т.д.
б) оценка услуг
В данном вопросе следует разделить канцелярские товары на 2 категории:
-высокое качество = высокая оценка = достаточно высокий уровень услуг;
-среднее качество = умеренная цена = средний уровень услуг.
Ни одна не охарактеризовала уровень услуг как низкий, что является достижением по сравнению с прошлыми годами.
в) оценка цен
Большинство фирм оценило цены как умеренные и соответствующие качеству товаров.
г) оценка количества закупаемой продукции
-тетради школьные (очень высокое),
-сменные блоки (очень высокое),
-блокноты
на спирали (достаточно
- блокноты на клею (достаточно высокое ),
-альбом для рисования (среднее),
-тетради для нот (достаточно низкое),
-дневники (среднее),
-кубарики (очень высокое),
-post-it (очень высокое).
д) Выводы и рекомендации
Большинство опрошенных фирм не отнеслось с достаточной серьезностью к теме опроса, хотя отмечают недостатки информационного обеспечения. Следует заметить, что опрашиваемые давали информацию с неохотой относительно своей деятельности, не могли четко ответить на вопросы, касающиеся конкурентов.
Большинство фирм учитывает качество услуг только по оформлению и цене продукции, не уделяется внимание рекламной поддержке и стимулированию сбыта. Зато следует отметить достаточно высокий уровень кредитования поставок и высокую надежность поставок продукции / 14, 16 /.
С
учетом растущего спроса на высококачественные
канцелярские товары и растущую в
будущем конкуренцию между
Для того чтобы точнее выявить силу конкурентов и обнаружить свои сравнительные преимущества, необходимо получить данные о других аспектах деятельности конкурентов: финансовом положении, целях на конкретном рынке, особенностях управления.
Необходимо
знать, имеется ли у конкурентов
особая стратегия в области рекламы
и в чем она выражается, на какие
организации ориентируются
Предприятиям - оптовикам необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его в магазине (на складе), контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах и постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии различных управленческих решений, контролировать реализацию товара и анализировать недостатки, принимать оперативно решения по устранению недостатков /17, 18/.
Уделять
большое внимание вопросам обучения
кадров, так как этот момент является принципиальным
в достижении успеха фирмы.
2.3. Коммуникационная политика на рынке канцелярских товаров
Реклама. Ситуация на казахстанском и российском рынках пока не устоялась, она постоянно меняется. Но некоторые тенденции на этом рынке можно проследить достаточно четко.
Во-первых, отечественные производители и поставщики, работающие сегодня в условиях жесткой конкуренции, начинают все отчетливей понимать, что без рекламы успешное продвижение товара на рынке не возможно. Хотя многие из них все еще воспринимают затраты на рекламу как досадную необходимость и относят их к разделу текущих расходов, тогда как западные фирмы - к разряду долгосрочных инвестиций. Соответственно, отечественные фирмы стремяться как можно меньше потратить на рекламу, но получить быстрый эффект.
Итак, реклама - необходимое и выгодное вложение средств. Определить эту выгодность задача не простая. Есть, конечно, исследования рекламного рынка , но для компаний, работающих на специализированных секторах рынка, подобные общие исследования не дают полного представления об их конкретной деятельности. Например в таком специфическом бизнесе как оптовая продажа канцтоваров (офисных) принадлежностей, невозможно вычисление целевой аудитории: покупателями здесь выступают не отдельные потребители, а фирмы, где решение о покупке принимают несколько человек / 19, 20 /.
Можно только отметить, что при рекламе специфических услуг массовость, подобная натиску “Procter & Gambel” на ТВ, и услуги “баингов” - посредников в рекламной деятельности, заинтересованных в выгодном для себя размещении рекламы, а не в удовлетворении запросов клиента, - бесполезны, а нередко и вредны.
Вторая тенденция связана со структированием товарного рынка, выделением специализированных фирм, выполняющих строго определенные функции, и появлением обслуживающих их компаний, изданий, агентств. Это хорошо видно на примере рынка кацелярских товаров.
Таким фирмам чаще всего общенациональные рекламные кампании вовсе не нужны. Их результат - кучи бумажного мусора в подъездах жилых домов и забитые мусорные корзины в офисах. Таким фирмам достаточно разместить свою рекламу в специализированном издании или разослать ее потенциальным потребителям с помощью direсt maile (почтовой рассылки).
Реклама - двигатель торговли, - это
лозунг, помнится, был хорошо известен
еще в доперестроечные времена.
Многие фирмы уже заявили о себе на рынке канцелярских (офисных) принадлежностей. А именно: Интерканцопт, С-Планер, “Тика-Квазар”, ”ПроБюро”, КУБК, ООО ”Зенит”, ”Джагимбек и С” и др.
Первое, что обращает на себя внимание, это ориентация на оптовую торговлю и работу с регионами. Такова политика большинства фирм, как крупных так и мелких. И эта политика во многом определяет и взгляд на рекламу.
Из всех видов рекламы - самая большая роль отводится печатным изданиям. В перечень вошли: “Товары и цены”, “Оптовик”, журнал “Рынок”, каталог “Центр”, ежегодник “Желтые страницы”. Центральная пресса и, в частности, газета “Московский комсомолец”, не вызывает никакого интереса. А самый высокий рейтинг получили “Товары и цены” и “Оптовик”. Эти издания пользуются огромным спросом у предпринимателей не только потому, что распространяется по всей России и имеет большой тираж. Главное, к примеру “Товары и цены”, по мнению большинства, - очень грамотно и профессионально точно скомпонованы. Словом, “Товары и цены” - оптимальный вариант для размещения рекламы. А, кроме того, данное издание является, своего рода, “ярмаркой тщеславия”, неучастие в которой означает, что у фирмы есть какие-то проблемы. И наоборот: реклама в “Товарах и ценах” - демонстрация благополучия. И, хотя это достаточно субъективное мнение, но оно не лишено смысла при существующей конкуренции в бизнесе /14, 15 /.
Такие виды рекламы, как выставки и книжные ярмарки, также получили высокую оценку. С разной периодичностью, но, в целом, все фирмы принимают участие в этих мероприятиях. В основном, речь идет о международных книжных ярмарках и московских выставках, из которых наибольшей популярностью пользуется “Банк и Офис”. Эта выставка - главный плацдарм для состязаний в достижениях, а еще - эффективная форма демонстрации имиджа фирмы. Со стороны многих предпринимателей, заметно стремление к наращиванию с каждым разом площадей в выставке на Красной Пресне. К ней серьезно готовятся все участники. А некоторые из них даже специально делают сувенирные изделия к продукции, которую выставляют.
А сама по себе сувенирная реклама, как разновидность вообще рекламы, используется не очень широко. Правда, никто не отрицает возможность обращения к ней в будущем. Почти то же самое можно повторить и о наружной рекламе. Щиты, плакаты, машины с изображением товаров - все это встречается крайне редко.
Гораздо большее внимание уделяется прямой почтовой рассылке по конкретным адресам. И статистика звонков, которую ведут фирмы, пользующиеся данным видом рекламы, свидетельствует об ощутимом результате. Так что, почтовая рассылка - это просто, удобно, эффективно.