Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:15, дипломная работа
Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке /1/.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………. 4
Сущность, принципы и методы маркетинговой деятельности……….. 4
Цели и функции маркетинга…………………………………………….. 8
Организация маркетинговых исследований…………………………….11
Порядок проведения маркетинговых исследований……………………13
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ (ОФИСНЫХ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПО РФ)…. 29
2.1. Состояние казахстанского и российского рынка товаров для офиса
(на примере бумажно - беловых товаров)……………………………… 29
2.2. Маркетинговые исследования поведения потребителей и каналов распределения в области канцелярского………………………………. 39
2.3. Коммуникационная политика на рынке канцелярских товаров………. 47
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………. 55
3.1. Необходимость развития системы маркетинговых исследований в РК...55
3.2. Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга………………………………………………………………… 56
3.3. Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.
Анализ
рассмотренных выше достоинств и
недостатков различных способов
связи с аудиторией, с одной стороны,
а также особенностей аудитории, содержания
опроса и возможностей исследователей,
с другой стороны, позволяет выбрать наиболее
рациональный способ связи с аудиторией
при проведении опроса. Решение этой задачи
позволяет исследователям приступить
непосредственно к разработке анкеты,
представляющей собой перечень вопросов,
на которые опрашиваемому предстоит дать
ответы.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки опрашиваемым вопросов, не соответствующие целям исследования. Основным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа и прежде всего на вопросы личного характера.
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, "Укажите важные для Вас характеристики компьютера").
Закрытые
вопросы предоставляют
Открытые вопросы предпочтительней при предварительных исследованиях, направленных на выяснение характера проблемы. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:
Состав
и последовательность вопросов анкеты
также не должна носить произвольного
характера и при их определении
следует руководствоваться
После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее доработку, т.е. лучше адаптировать ее к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.
Организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос.
Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:
— труднодоступность
некоторых категорий
— отказы опрашиваемых участвовать в опросе;
— неискренность или пристрастность опрашиваемых;
— неискренность или пристрастность интервьюера. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля за ними.
Организация сбора информации включает:
В процессе непосредственного сбора данных важное значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные поправки в организацию этой работы.
После
завершения сбора данных, а иногда
и в процессе их поступления производится
их систематизация и анализ.
4) Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего в табличной).
Анализ
информации заключается в оценке
уже систематизированной
Завершающим
этапом исследования является представление
отчета о его результатах, который
нередко сопровождается выступлением
исполнителя с докладом перед представителями
заказчика.
5)
Представление полученных
Как
правило, отчет о результатах
исследования готовится в двух вариантах:
подробном и сокращенном. Подробный
вариант представляет собой полностью
документированный отчет технического
характера, предназначенный для специалистов
отдела маркетинга фирмы. Сокращенный
вариант отчета предназначен для руководителей
фирмы и содержит подробное изложение
основных результатов исследования, выводов
и выработанных рекомендаций. При этом
он не отягощен информацией технического
и методического характера, первичными
документами и т.п.
Обычно содержание отчета и основные требования к нему предварительно согласуются с заказчиком и поэтому могут иметь специфику и особенности. Тем не менее существуют общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании, предусматривающие обязательное включение в него следующих вопросов /5, с.252/:
В заключении следует подчеркнуть, что успешное проведение исследования требует тесного контакта между исследовательским коллективом и руководством фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования.
Это
позволит исследователям четче сориентировать
свои усилия на проблемах, стоящих перед
фирмой и избежать неожиданных расхождений
позиций с руководством фирмы по различным
вопросам на последнем этапе исследования,
а руководству фирмы глубже понять результаты
исследований и убедиться в их корректности
и объективности /10, 11/.
Из
различных литературных источников
были взяты сведения о проведении маркетинговых
исследований (таблица 1).
Таблица
1.
Результаты
опросов зарубежных
фирм о проведении
ими различных
видов маркетинговых
исследований
Область и вид маркетингового исследования | Доля фирм, проводящих исследование, в % (по сведениям различных литературных источников) | ||||
[4, с.69] | |||||
потреби-тельские товары | продукция производст-венного назначения | [6, с.118] | [5, с.78] | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Исследование рынка | |||||
1.1.
Определение рыночного |
99 | 99 | 93 | не менее 60 | |
1.2. Определение
характеристик рынка и их |
— | — | 93 | не менее 60 | |
1.3. Анализ распределения долей рынка между фирмами | — | — | 92 | не менее 60 | |
1 .4. Изучение экспортных рынков | — | — | 51 | не менее 40 | |
2. Исследование потребительских свойств товаров | |||||
2.1.
Исследование реакции |
89 | 73 | 84 | не менее 60 | |
2.2. Испытание и тестирование новых товаров | — | — | 75 | не менее 60 | |
2.3. Анализ товаров конкурентов | — | — | 85 | не менее 60 | |
2.4. Исследование упаковки | 91 | 61 | 60 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2.5. Изучение товарной номенклатуры | — | — | 51 | ||
2.6. Изучение воздействия на окружающую среду | 37 | 35 | 33 | ||
3. Экономический
анализ коммерческой |
|||||
3.1. Краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры | 96 | 94 | 85 | не менее 60 | |
3.2. Долгосрочное
прогнозирование сбыта и |
96 | 94 | 82 | не менее 60 | |
3.3. Анализ политики цен | 94 | 90 | 81 | — | |
3.4. Изучение тенденции
внутриотраслевой деловой |
— | — | 86 | не менее 60 | |
4. Исследование сбыта | |||||
4. 1 . Анализ сбыта | 98 | 99 | 89 | не менее 60 | |
4.2. Анализ каналов распределения | 89 | 83 | 69 | — | |
4.3. Анализ издержек распределения | 83 | 73 | — | не менее 40 | |
4.4. Анализ размещения предприятий и складов | — | — | 71 | не менее 40 | |
4.5. Пробный маркетинг | — | — | 54 | — | |
4.6. Определение квот и территорий сбыта | — | — | 75 | — | |
5. Исследование рекламы, стимулирование сбыта и "Паблик рилейшинз" | |||||
5.1.
Исследование эффективности |
86 | 67 | 67 | не менее 40 | |
5.2. Изучение средств рекламы | — | — | 61 | не менее 40 | |
5.3. Исследование рекламных текстов | — | — | 49 | не менее 40 | |
5.4. Исследование
стратегий и инструментов |
86 | 67 | 52 | не менее 40 | |
5.5. Исследование методов стимулирования труда торговых работников | — | — | — | не менее 40 | |
5.6. Исследование потребительских мотиваций | — | — | 48 | — | |
5.7. Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта | — | — | 51 | — | |
5.8. Изучение общественных
ценностей и проблем |
— | — | 40 | — | |
5.9. Изучение проблем информирования потребителей | — | — | 26 | — | |