Совершенствования управления маркетинговыми исследованиями с целью повышения эффективности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке /1/.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………. 4

Сущность, принципы и методы маркетинговой деятельности……….. 4
Цели и функции маркетинга…………………………………………….. 8
Организация маркетинговых исследований…………………………….11
Порядок проведения маркетинговых исследований……………………13


Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ (ОФИСНЫХ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПО РФ)…. 29

2.1. Состояние казахстанского и российского рынка товаров для офиса

(на примере бумажно - беловых товаров)……………………………… 29

2.2. Маркетинговые исследования поведения потребителей и каналов распределения в области канцелярского………………………………. 39

2.3. Коммуникационная политика на рынке канцелярских товаров………. 47


Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………. 55

3.1. Необходимость развития системы маркетинговых исследований в РК...55
3.2. Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга………………………………………………………………… 56

3.3. Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль………………57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ .doc

— 492.50 Кб (Скачать)
 

 

     

        Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И          КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ (ОФИСНЫХ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ  (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ПО РФ). 

     2.1. Состояние казахстанского и российского  рынка товаров для офиса 

     (на  примере бумажно - беловых товаров) 

     Прилавки  канцелярских магазинов сегодня  пестрят разнообразием форм и  расцветок канцелярских (офисных) принадлежностей, создавая у покупателей праздничное настроение. Но внешняя легкость, яркость, игривость товара - совсем не означает, что заниматься его продажей значительно проще, чем, например, торговать автомобилями или мебелью. Канцелярский бизнес – это, прежде всего именно бизнес  и подходить к нему надо ответственно, а, следовательно, проводить маркетинговые исследования для получения полной информации о состоянии рынка.

     Маркетинговые исследования могут касаться различных  сфер деятельности и решать следующие  задачи: изучение политики цен, анализ сбыта, изучение каналов распределения и стимулирования сбыта, изучение средств рекламы, и ее эффективности и т.д.

     Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных невозможен без выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных  показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения / 6 /.

      

     С тех пор, как советские времена  канули в лету, существенным и не представимым ранее переменам подверглись многие секторы рынка. Не исключением является и рынок бумажно-беловых товаров, в особенности тех, что ориентированы на школьников и студентов.

     Если  ранее школьники и их родители имели выбор лишь между тетрадкой  с «макулатурной» зеленой обложкой и обложкой глянцевой, «лощеной» (в  обоих случаях единственным изображением на обложке был штамп «Тетрадь для работ по...»), то в последнее время выбор настолько широк, что не только школьнику, но и продавцу разобраться в нем зачастую сложно. Импортные и отечественные, дешевые и дорогие, примитивные и высококлассные, школьные тетрадки из самых разных источников начинают заполнять оптовый рынок, чтобы через пару недель наводнить рынок розничный и дойти до конечного потребителя. Цель этого исследования попытаться дать  видение ситуации на рынке, описать структуру предложения на оптовом рынке и, в определенной степени, структуру спроса среди конечных потребителей.

     Тут в первую очередь необходима классификация  тетрадей с точки зрения производителя  и качества продукта. Начнем, пожалуй, с наиболее привычной (с советских  времен) тетрадки, «зеленой» и дешевой. Здесь лидерами производства и продаж являются старые, выстоявшие в период реформ, советские фабрики, такие как Кувшиновская, Полотняно-заводская и Добрушская тетрадные фабрики, «Бумизделия», «Кондровобумпром», 13 типография, Рыбинский Дом печати, Ярославский полиграфкомбинат и другие. Для этой группы тетрадок основным критерием является цена (в оптовых партиях это от 3 до 5 центов, включая НДС, за 12-листовую тетрадь). Так как понятие качества в последнее время все более определяется в связи с тетрадями высокого класса, а в плане цены безусловным лидером является кувшиновская тетрадка, которую фабрика производит из собственной макулатурной бумаги. Надо отдать должное руководству фабрики, сумевшему построить прибыльное тетрадное производство на базе начинавшего умирать «вюричной» бумаги. Да и в целом для этой группы производителей можно отметить прямую зависимость успеха от источников сырья. Так, полотяно-заводская тетрадная фабрика, имеет хорошо известное «взаимное проникновение» с Торговым домом «Бумага», а в случае с «Кондровобумпром» название говорит само за себя. И, наоборот, АО «Бумизделия» или ТОО «Модуль» предлагает явно завышенные цены на свои тетради именно из-за того, что при покупке бумаги действует, что называется, на общих основаниях. Мы приводим здесь не всех производителей, ибо для нас прежде всего важна тенденция развития рынка, а она такова, что рынок «зеленых» тетрадей, оставаясь по-прежнему самым объемным, стремительно сокращается / 12 /.

     Начавшийся  всего три-четыре года назад процесс внедрения на рынок качественных тетрадей с цветной, полнокрасочной обложкой, сегодня набрал солидные обороты и, пожалуй, нынешний сезон грозит быть переломным. Подобные процессы происходили и в других странах бывшего социалистического лагеря. Самый характерный пример - Польша.

     Семь  лет назад 100 % рынка было занято «зелеными» тетрадями, сегодня 100% рынка - это тетради с цветной качественной обложкой и бумагой высокой степени белизны. Причем первыми в этом процессе в Польше были именно местные, быстро перестроившиеся производители. Примерно тоже самое происходит в России и Казахстане, с поправкой на специфические условия. Как это ни парадоксально, к такому переходу подталкивают и именно эти специфические условия, в частности... государственные стандарты. Именно последние требуют от производителей высокого качества внутренней бумаги, а она-то и составляет основную часть себестоимости тетрадки.

     При соответствии стандартам по внутренней бумаге, «зеленая» тетрадь перестает быть коммерчески привлекательной для клиентов, ибо слишком дорога для дешевой тетради.

     В то же время отслеживание стандартов на тетради становится все более строгим. И самым важным фактором здесь является бумага внутреннего блока. В конце мая 1998 года Отдел госнадзора РОСТЕСТ города Москвы провел проверку магазинов «Канцтовары» (ранее «Журналист»), «Досуг», «Омега-2», «Книга» и «Мир» и, забраковав, изъял из продажи большое количество тетрадей. Фактически, все имевшиеся в продаже школьные и общие тетради Полотняно-заводской и Добрушской тетрадных фабрик, 13-ой типографии, Рыбинского дома печати и Ярославского полиграфкомбинат были признаны не соответствующими российским стандартам именно из-за бумаги внутреннего блока: она совершенно не держала чернил. Другим важным фактором является размер тетради. По стандартам он должен быть 170 х 205 мм с отклонениями не более + 1 мм. Этого требует большинство школ, поскольку на одной строчке тетради должно умещаться определенное количество букв и математических символов - так учителя приучают школьников к правильному письму. Кроме того, на первой странице обложки должны быть линеечки для записи данных учащегося. Строго говоря их должно быть шесть, но по минимуму - четыре. На задней странице обложки весьма желательно наличие таблицы умножения и метрической системы мер (для тетрадей в клетку) или русского алфавита (для тетрадей в линейку). Сразу оговоримся, что подавляющее большинство импортных тетрадей этому критерию не удовлетворяют. И оптовый покупатель, и товаровед магазина, и конечный покупатель должны понимать, что, покупая тетрадку, которая не удовлетворяет основным требованиям государственных стандартов, он рискует иметь  неприятности со стороны как РОСТЕСТа, так и администрации школы. И хотя по закону тетради обязательной сертификации не подлежат, соответствие стандартам производитель и продавец обеспечить обязан.

     Перейдем  теперь к тетрадям более высоких  классов, с цветной обложкой и более белой бумагой внутреннего блока. Здесь можно выделить три подгруппы тетрадей. Во-первых, это тетради экстра класса. Их характеризует высокое качество бумаги внутреннего блока (степень белизны от 94 % ), яркая красочная обложка с хорошим современным дизайном, напечатанная на плотной мелованной бумаге или картоне, защищенная ламинатом, ультрафиолетовым или офсетным лаком, закругленные уголки и хорошо исполненный квадратный корешок тетради. Впервые такие тетради появились в наших странах четыре года назад. Это были импортные тетради, в основном итальянские. Основной брэнд - PIGNA. Производитель, Cartiero Paopla Pigna, - итальянская фабрика со 150-летней историей. Это действительно мировой лидер в производстве тетрадей высокого класса. Основными дилерами PIGNA за прошедшие годы были московские фирмы «Арт-трейдинг», «ДЕЛО» и «Офис-Премьер». Всего за прошедший год было продано около пяти миллионов тетрадей с маркой PIGNA. Это конечно не так много, но, тем не менее, во-первых, ни один брэнд не способен покрыть весь российский рынок, даже высококлассных тетрадей, а во-вторых, тетради PIGNA все-таки слишком дороги. В оптовых партиях цена за 12-листовую тетрадь доходит до 20 центов (Таблица 2).  

    Таблица 2.

    Оптовые цены на тетради школьные (12 листов) в руб.

Наименование  фирмы  Тетрадь школьная

12листов (Россия)

Тетрадь школьная PIGNA 12 листов (Италия) Тетрадт школьная

12 листов

(Польша)

Тетрадь школьная

12 листов

(Малайзия)

Тика 0.21 ----- 0.81 0.85
Фарм 0.24 1.21 0.80 0.87
АМК ----- 1.24 0.78 0.85
Офис-Премьер 0.20 1.21 0.81 -----
Дело 0.23 1.20 0.79 0.89
Арт-Трейдинг 0.28 ----- 0.85 0.90
 

     В прошлом году PIGNA изготовила и поставила в Россию значительную партию тетрадей российского размера. Тем не менее, по целому ряду параметров эти тетради все еще не удовлетворяют российским стандартам. Эти тетради продавались и будут продаваться хорошо в определенных количествах, прежде всего за счет качества исполнения и популярности дизайнов (для младших школьников - прежде всего “Дисней”).

     В прошлом и, тем более, в этом году основным недостатком тетрадей PIGNA является их цена. И хотя стоимость тетради в 12 листов от PIGNA упала до 13 центов, в мелком опте цена такой тетради остается достаточно высокой при отсутствии важных элементов, делающих тетрадь соответствующей государственным стандартам.

     Судьба  тетрадей PIGNA омрачается еще и тем, что появились серьезные конкуренты, работающие в том же сегменте. Еще два года назад на рынке появились тетради производства Польши и стран Азии и Океании (Малайзия, Индонезия, Полинезия и др.), которые по качеству бумаги, обложки и дизайна мало уступают тетрадям PIGNA, а оптовая цена их ниже. Даже диснеевский дизайн доступен в польском варианте. А дизайны серии «Беверли Хиллз» в исполнении малайзийской фирмы «ТОР 2000» очень популярен среди более старших школьников. Сегодня высококлассную польскую тетрадь можно купить в опте за 13-15 центов (Таблица 2).  Итальянцы настолько опустить  цену вряд ли смогут. Однако у польских и азиатско-тихоокеанских тетрадей есть один общий недостаток - опять-таки злополучное несоответствие стандартам. И прежде всего в размере. Как правило, эти тетради имеют европейский стандарт А5, что делает их неприемлемыми   для российской  школы. Кроме того, у многих из этих тетрадей «хромает» и бумага. Стремясь снизить стоимость тетрадок, производители используют очень белую, но тонкую бумагу, всего 45-50 грамм на квадратный метр, а по стандартам она должна быть 60-65 г/кв. м. Нет на этих тетрадях и линеечек для записи данных учащихся, не говоря уже о таблице умножения и алфавите. Позже появилось польское предложение, в некоторой степени удовлетворяющее указанным требованиям стандартов, но эти тетради относятся к более низкому классу / 13 /.

     В 1998 году на рынке появилось и отечественное  предложение экстра класса. Дочерняя компания фирмы «Офис-Премьер», 000 «Полиграфика» в России, ТОО «Джагамбек и С» и «Айдын ЛТД» в Казахстане, начинают выпуск тетрадей этого класса на закупленном ими импортном оборудовании. Примерно половину ассортимента составляют высококачественные тетради с плотными обложками из мелованного картона, напечатанные, видимо, судя по высочайшему качеству полиграфического исполнения, где-то в Европе, а дизайн, не смотря на отсутствие уже начинающего приедаться “Диснея”, привлекателен и качественный. Виден и хороший уровень допечатной подготовки, чего нельзя сказать об их отечественных конкурентах. Обложки защищены глянцевым офсетным лаком, но при этом на передней странице обложки имеется место для записи данных учащихся, причем лак на этом месте отсутствует, так что чернила не растекаются. По размеру, наличию таблицы умножения, метрической системы мер и алфавитам тетради полностью соответствуют государственным стандартам. Углы тетради закруглены, что делает тетрадь еще более привлекательной. Покупая эти тетради, и оптовик и магазин могут быть спокойны.

Информация о работе Совершенствования управления маркетинговыми исследованиями с целью повышения эффективности деятельности предприятия