Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.
Объект исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.
Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение понятия, сущности, основных средств (инструментов) территориального маркетинга;
- рассмотрение видов территориального маркетинга;
- проведение маркетингового анализа муниципального образования г. Орск;
- выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6
1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6
1.2 Основные средства (инструменты) территориального
маркетинга 11
1.3 Виды территориального маркетинга 14
Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19
2.1 SWOT-анализ территории 19
2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24
2.3 Экономика. Среда обитания, инфраструктура и жилищно-
коммунальное хозяйство г. Орска 28
Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального
образования г. Орск 32
3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы
города 32
3.2 Совершенствование маркетинговой стратегии г. Орска 34
Заключение 39
Список использованных источников 42
Развитие административно-организующих функций, как в рамках восточного Оренбуржья, так и в рамках российско-казахстанского сотрудничества в сочетании с выгодным географическим положением, интеграцией в мировую экономику, сделают город одним из ключевых российских центров транспортно-логистических услуг, ориентированных на обслуживание трансграничных потоков грузов и людей. Кроме того, в этот период должны быть созданы предпосылки для развития отраслей информационных и других современных технологий. В результате структура экономики Орска будет иметь более сбалансированный характер.
Технологическое перевооружение промышленных и коммунальных предприятий, внедрение современных природоохранных технологий и развитие инфраструктуры, позволят снизить нагрузку на окружающую среду и повысить качество городской среды, обеспечив комфортные условия для проживания различных категорий граждан.
Необходимыми условиями для этого являются:
- диверсификация экономики, активная политика в решении вопросов привлечения, удержания и профессиональной подготовки кадров;
- активная политика по закреплению талантливой молодежи воспитанию предпринимательских качеств и созданию условий для самореализации;
- обеспечение экологической безопасности и поддержание инфраструктуры;
- развитие социального партнерства, укрепление гражданского общества.
Конкретизация идеологии развития Орска до 2017 г. в табл. 3.1 представлена на основе ранжирования приоритетов развития по времени (+++ - наибольшая актуальность в данный период времени).
Таблица 3.1
Ранжирование приоритетов развития Орска по отдельным периодам
№ | Сферы муниципального образования | 2011-2014 гг. | 2014-2017 гг. |
1 | Экология | +++ | + |
2 | Здоровье | +++ | + |
3 | Снижение смертности | +++ | + |
4 | Повышение рождаемости | ++ | ++ |
5 | Профессиональное образование, кадры | +++ | ++ |
6 | Удержание молодежи в городе, строительство жилья для молодежи | ++ | + |
7 | Малый бизнес | + | + |
8 | Транспортно-логистический комплекс | + | ++ |
9 | Промышленность | + | + |
10 | Новая экономика (инновации) | + | + |
11 | Приграничное сотрудничество | ++ | ++ |
12 | Управление развитием | + | + |
13 | Реформа ЖКХ | + | + |
14 | Сельское хозяйство и пищевое производство | + | + |
15 | Маркетинг города | ++ | ++ |
3.2
Совершенствование
Главной целью развития общества и социальной сферы является создание возможностей для физического, духовно-нравственного и культурного развития, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Достижение главной цели обеспечивается через реализацию следующих целей и задач.
Цель 1. Формирование качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда.
Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели являются:
- создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения в соответствии с потребностями экономики Орска;
- повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов, закрепление молодых кадров на предприятиях, повышение уровня оплаты труда и социальных гарантий, защиты прав трудящихся;
- совершенствование структуры и качества профессиональной подготовки для обеспечения экономики Орска необходимыми кадрами и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по рабочим и специалистам различной квалификации;
- совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования и развития рынка труда.
Цель 2. Создание необходимых условий для укрепления здоровья всех слоев населения города.
Основные задачи:
- обеспечение равной доступности и своевременности предоставления всех видов услуг здравоохранения, включая высокотехнологичные, снижение уровня социальных заболеваний до социально незначимого, обеспечение качества охраны материнства и детства и здоровья пожилых людей;
- формирование эффективной системы социальной защиты для нуждающихся категорий граждан с применением высоких технологий и спектра мер по социальной реабилитации для лиц, входящих в эти категории;
- повышение безопасности труда на предприятиях, ликвидация причин, приводящих к травматизму и инвалидности;
- формирование культуры досуга граждан – продвижение идеи здорового образа жизни, укрепление важных человеческих ценностей («семья», «дети» и др.) на основе вовлечения жителей города в активные занятия физической культурой и спортом, культурно-развлекательную сферу.
Цель 3. Создание благоприятных условий для формирования физически здоровой, духовно развитой молодежи и обеспечение широких возможностей для ее самореализации.
Основные задачи:
- обеспечение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- воспитание гражданственности и патриотизма, профилактика правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних и молодежи, безнадзорности несовершеннолетних;
- обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи;
- решение жилищных проблем молодежи;
- поддержка молодежных инициатив и деятельности молодежных и детских общественных объединений; развитие творчества и организация досуга молодежи; организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи.
Проведенный анализ накопленного потенциала, тенденций, перспектив и проблем функционирования хозяйственного комплекса Орска позволил сформулировать главную цель развития экономики: повышение уровня конкурентоспособности экономики и обеспечение динамичного устойчивого роста объемов производства, как основы стабильного улучшения качества жизни населения.
Достижение главной стратегической цели развития экономики Орска обеспечивается через реализацию следующих целей.
Цель 1. Обеспечение диверсификации и формирование более сбалансированной структуры хозяйственного комплекса.
Основные задачи:
- создание условий для активизации процессов образования новых современных производств, выпускающих высокотехнологичную продукцию;
- обеспечение опережающих темпов развития транспорта, стройиндустрии, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, секторов оказания финансово-банковских, правовых и иных услуг;
- поддержка и развитие перспективных направлений хозяйственной деятельности, связанных с более эффективным использованием выгодного геополитического положения Орска (транспортно-логистическое обслуживание, оказание разнообразных услуг жителям районов Восточного Оренбуржья, активизация сотрудничества с казахстанскими предприятиями, конгрессно-выставочная деятельность и пр.);
- активизация инновационной деятельности, организация производства новых видов продукции (услуг) с более глубокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью на металлургических, нефтеперерабатывающих и машиностроительных предприятиях с использованием передовых современных технологий.
Цель 2. Создание благоприятного хозяйственного климата и увеличение объемов привлекаемых инвестиций.
Основные задачи:
- качественное улучшение административного регулирования инвестиционной деятельности;
- ознакомление потенциальных инвесторов с возможностями Орска, улучшение инвестиционного имиджа города;
- привлечение в экономику города капиталов за счет более эффективного использования инструментов фондового рынка;
- получение инвестиционного и кредитного рейтинга;
- обеспечение притока инвестиций из федерального и регионального бюджетов для финансирования наиболее важных проектов и программ на территории Орска.
Цель 3. Поддержка развития предпринимательства.
Основные задачи:
- формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- обеспечение большей доступности для бизнеса основных ресурсов развития города (территории, объектов муниципальной собственности, квалифицированных трудовых ресурсов, инвестиций, отдельных видов природных ресурсов);
- повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления, общественных организаций и предпринимательских структур.
Цель 4. Увеличение местного бюджета и повышение эффективности его использования.
Основные задачи:
- поэтапное внедрение системы программно-целевого бюджетирования;
- обеспечение преимущественно конкурсного размещения муниципального заказа;
- оптимизация сети бюджетных учреждений;
- формирование реестра и стандартов муниципальных услуг.
Цель
5. Повышение эффективности
Основные задачи:
- завершение процессов разграничения государственной собственности, включая земельные участки;
- вовлечение большей части муниципальной собственности в хозяйственный оборот;
- совершенствование системы управления муниципальной собственностью.
Заключение
Вопросы, связанные с проблемами вовлечения муниципальных образований в рыночные процессы, невозможно решить без использования маркетинга как технологии эффективного рыночного взаимодействия. Маркетинг здесь может выступать как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и как новая функция управления муниципальным образованием. Целесообразность применения маркетинга как базовой рыночной технологии в практической деятельности органов муниципальных образований обусловлена следующими причинами:
- наличие органов местного самоуправления подразумевает, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются также и муниципальные интересы, то есть интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, а властные институты являются системой организации сервиса для граждан, ориентированной на удовлетворение их социальных коллективных потребностей;
- децентрализация власти способствует передаче многих важных полномочий и функций, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;
- возрастание неудовлетворенности граждан деятельностью органов муниципальных образований в виду недостаточного уровня качества оказываемых услуг по обслуживанию потребностей населения;
- усиление конкуренции с частным сектором, деятельность которого более ориентирована на захват рынков сферы государственного управления;
Все перечисленные причины свидетельствуют о необходимости и целесообразности применения в практической деятельности администраций муниципальных образований рыночных методов и механизмов, к числу которых относится и маркетинговый подход. Использование технологии маркетинга в управлении развитием муниципальных образований привлекательно для руководителей муниципалитетов по ряду причин:
Информация о работе Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск