Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.

Объект исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.

Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- изучение понятия, сущности, основных средств (инструментов) территориального маркетинга;

- рассмотрение видов территориального маркетинга;

- проведение маркетингового анализа муниципального образования г. Орск;

- выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6

1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6

1.2 Основные средства (инструменты) территориального

маркетинга 11

1.3 Виды территориального маркетинга 14

Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19

2.1 SWOT-анализ территории 19

2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24

2.3 Экономика. Среда обитания, инфраструктура и жилищно-
коммунальное хозяйство г. Орска 28
Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального

образования г. Орск 32

3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы

города 32

3.2 Совершенствование маркетинговой стратегии г. Орска 34

Заключение 39

Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Территориальный маркетинг(муниципального образования).doc

— 421.00 Кб (Скачать)

     Маркетинг привлекательности позволяет повысить привлекательность данного региона  для человека в силу лучшего набора гуманитарных преимуществ. При этом акцент может делаться на экономические  и экологические преимущества, природные достопримечательности, высокое качество специального образования и медицинской помощи, историко-архитектурные памятники, развитую сеть объектов туризма, отдыха и развлечений.

     В качестве механизма развития и популяризации  особых свойств территории, гарантирующих ее конкурентные преимущества, рассматривается ориентация на человека, учет стилей жизни и потребностей отдельных целевых групп и аудиторий. В основном это мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории для человека, ее гуманизацию.

     Маркетинг привлекательности для бизнеса  является, по сути, маркетингом инфраструктуры, которая формирует экономический  каркас региона и способствует развитию конкурентных преимуществ регионального  бизнеса.

     Инфраструктура сама по себе представляет бизнес в сфере торговли, финансов, науки, производства, строительства, сельского хозяйства, сервиса, информации и т.д. Наличие развитой, соответствующей мировым требованиям инфраструктуры - основа регионального экономического роста. Безусловно, что ни самая масштабная деятельность по формированию имиджа территории, ни даже насыщение, ее особенными объектами притяжения, включая экзотические, не заменит планомерной работы по обеспечению эффективного функционирования и по развитию территорий в целом.

     Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории - степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для  этого нужно, прежде всего, развивать  инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру [9, с.53].

     Территория  реализует комплекс политических, правовых, научно-технических и других действий и акций, направленных на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни территории, соответствующей  инфраструктуры. Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей, подразделяются на две большие группы: аргументы функционирования и аргументы развития.

     К основным аргументам функционирования территории относятся: обеспечение  личной безопасности и охрана общественного порядка; состояние и эксплуатация жилищного (в том числе гостиничного) фонда; состояние дорог, транспортное обслуживание; водо -, газо -, тепло-, электроснабжение; уборка мусора; наличие парков, благоустройство; наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений (особенно - для резидентов). Для бизнеса это - налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т.п.

     К специфическим инструментам маркетинга территории относятся: выставки, ярмарки, в том числе постоянно действующие; тематические парки; декады, месячники культуры и искусства; гостиничное дело и туризм; конференции, симпозиумы; транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; учреждения образования, культуры, здравоохранения и отдыха, спорта.

     Маркетинг населения, персонала. Территории, характеризуемые  разным состоянием дел, проблемами и  потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Так, территории с низким уровнем занятости и  дешевой рабочей силой могут  выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации. Наконец, в ряде случаев территории предпочитают демонстрировать противодействующий маркетинг, например, если вузы перегружены студентами, города - ищущими заработок приезжими и т.п.

     Маркетинг привлекательности для квалифицированного персонала и специалистов состоит в повышении привлекательности региона для рабочей силы определенного профиля, специализации и квалификации, а также для отдельных категорий граждан по признакам профессиональной, этнической, религиозной и иной принадлежности с предоставлением возможности постоянного проживания.

     Эта разновидность регионального маркетинга реализуется через развитие и  популяризацию высокого уровня занятости  в сфере науки и образования, качества образования детей и  высококвалифицированной медицинской  помощи, обеспечение личной безопасности граждан, охраны имущества, относительной дешевизны и комфортности проживания, возможности реализации нестандартных потребностей.

     Одна  из задач этой разновидности маркетинга состоит в создании атмосферы  доброжелательности, поддержки и  помощи граждан по отношению к прибывшим людям и членам их семей. Негативное отношение к новым жителям, демонстрации недружелюбия и неприязни к приезжим может свести к нулю все ожидаемые экономические преимущества региона. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 

     2.1 SWOT-анализ территории 

     Площадь Орска в границах городского поселения  составляет 57,4 тыс. га, а в границах муниципального образования (городского округа) – 142,65 тыс. га; размеры территории Орска сопоставимы с площадью российских мегаполисов - Москвы (108,1 тыс. га) и Санкт-Петербурга (143,9 тыс. га). Город имеет огромные резервы земельных ресурсов для создания промышленных зон, технопарков, складских и транспортно-логистических комплексов. Этот ресурс будет привлекать внимание инвесторов, если обеспечить даже минимальную подготовку площадок для развития. Орск образует единую полицентрическую агломерацию с близлежащим городом Новотроицком (территория 30,5 тыс. га, население - 111,3 тыс. человек). В Орске крайне мала площадь лесов и земель рекреационного назначения.

     Орск  – самый большой город Восточного Оренбуржья, в силу этого объективно выполняющий административно-обслуживающие функции для соседних городов и районов. Уровень жизни в этих поселениях ниже, что обуславливает миграционный поток в Орск на учебу и работу.

     Природно-ресурсный  потенциал.

      Орский  городской округ обладает мощным природно-ресурсным потенциалом: наличие  богатейших месторождений полезных ископаемых (никель, хром, асбест, туфы, глины, титан, доломиты, марганец, яшма), используемых в металлургии, промышленности строительных материалов, строительстве, создании предметов искусства и сувениров. Однако большая часть этих ресурсов относится к невозобновимым видам. Наличие на территории Орского городского округа значительных водных ресурсов является серьезным позитивным моментом в плане создания благоприятных условий для развития экономики и обеспечения высокого качества жизни населения.

     Таблица 2.1

Стратегический  SWOT-анализ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

SWOT – анализ

Сильные стороны (СИ)

  Выгодное  пригранич-ное геополитическое положение

  Развитая  транспорт-ная инфраструктура

  Большая территория, наличие с/хозяйственных  угодий

  Высокий уровень развития и диверси-фицированный характер производственной базы

  Развитая  инженерная инфраструктура, высо-кий уровень обеспечен-ности всеми видами сырьевых ресурсов

  Cохранение извест-ности торговых марок ряда популярных среди потребителей товаров

  Высокий уровень раз-вития малого бизнеса

  Наличие опыта подго-товки кадров, готовность вкладывать средства в трудовые ресурсы

  Наличие ресурсов для строительной индустрии

  Город многонациона-лен и неконфликтен

Слабые  стороны (СЛ)

  Падение численности населения города, отток  молодежи

  Дисбаланс на рынке труда

  Суровые климатичес-кие условия, высокий процент подтопления территории при павод-ках, неблагоприятная экологическая обстанов-ка

  Плохое  состояние автодорог и нехватка путепроводов через р. Урал, плохое транспорт-ное сообщение между районами

  Отсутствие  инфра-структуры обеспечения инновационного и инвес-тиционного процессов

  Низкий  уровень опла-ты труда и социальных гарантий

  Высокий уровень за-болеваемости и инвалид-ности населения

  Большая протяжен-ность и высокий износ инженерных сетей и оборудования

  Слабая  материальная база объектов социаль-ной сферы

  Низкая степень пере-работки добываемых полезных ископаемых

Возможности (В)

1. Наличие сильных,  стабильных и динамично развивающихся соседей

2. Мировые цен  на энергоресурсы и цветные  металлы

3. Вступление  России в ВТО

4. Отношения  России и Казахстана; России и стран Азии

5. Приток квалифицированных  специалистов за счет миграции

6. Инновационная  трансформация экономики

7. Участие в  региональных и федеральных целевых программах

  В1,3,4 - СИ1,2,7 – Раз-витие транспортно-ло-гистических услуг, ориентированных на обслуживание трансгра-ничных потоков грузов и людей

  В2,3,5 - СИ4,5 – Укрепление основных существующих градооб-разующих промышлен-ных предприятий

  В2,3,6,5 – СИ3,5,8,6,9 - Развитие существую-щих и создание новых предприятий и объектов инфраструктуры на сво-бодных территориях

  В3 – СИ3,6 - Развитие сельского хозяйства, пищевой промышлен-ности

  В5 – СЛ1,2 – Регули-рование миграционных процессов, создание ме-ханизмов государствен-но-частного партнерства в системе профес-сиональной подготовки кадров

  В3 – СЛ1,2,5 – Со-действие развитию мало-го бизнеса в сфере услуг, досуга, развлечений, физкультуры, торговли

  В3,6 – СЛ10,5 – Соз-дание промышленных кластеров

  В7 – СЛ8,9 – Модер-низация объектов и сетей инженерной инфраструк-туры

  В7 – СЛ7,8,9 – Раз-витие объектов социаль-ной инфраструктуры, в т.ч. в сфере здраво-охранения, физической культуры и досуга

УГРОЗЫ (У)

1. Приграничное  положение

2. Уход из  города транзитных транспортных потоков

3. Обострение  конкурентной борьбы за ресурсы  развития с соседними городами, районами и странами

4. Нестабильность  цен на топливно-энергетические  и природные ресурсы

5. Экологические,  техногенные катастрофы

  У1 – СИ1,2 – Даль-нейшее обустройство го-сударственной границы, укрепление пригранич-ного взаимодействия

  У1 – СИ1,10 – Соз-дание в Орске центра российско-казахстанской дружбы и сотрудни-чества

  У1,3 – СИ1,10 – Раз-витие административно-организующих функций города как в рамках Восточного Оренбуржья, так и в сфере российско-казахстанского сотруд-ничества и евразийских инициатив

  У2 – СЛ4 – Модер-низация транспортной инфраструктуры

  У5 – СЛ1,3,7 – Внедрение современных  природоохранных техно-логий на промышленных и коммунальных пред-приятиях, завершение строительства городских очистных и защитных сооружений

  У3,4 - С8,3 – Внед-рение энерго- и ресурсо-сберегающих технологий на промышленных и коммунальных предприя-тиях

  
 

     

Рис. 2.1 Возможности для роста и развития

     Трудовые  ресурсы.

      В 2010 г. среднегодовая численность занятых в экономике в Орске составила 109,1 тыс. чел. (43,3% от общей численности населения). Орск располагает квалифицированными трудовыми ресурсами при невысокой стоимости рабочей силы. В городе накоплен опыт подготовки кадров, есть готовность вкладывать средства в трудовые ресурсы. Происходит сокращение численности населения Орска в связи естественной убылью населения, которое не компенсируется полностью миграционным приростом.

      Прогнозы  указывают на угрозу продолжающегося снижения численности и ухудшение качества населения города. Наиболее активные и мобильные люди будут уезжать, возможно только частичное замещение за счет притока мигрантов, как правило, низкоквалифицированных и малообразованных. Необходимы меры по удержанию населения и снижению смертности. Приток населения возможен из Восточного Оренбуржья, целесообразно совместно с предприятиями создавать возможности для проживания (общежития) и повышения квалификации мигрантов. Наблюдается существенный дисбаланс на рынке труда, завышенные ожидания молодежи по отношению к содержанию труда и зарплате, что приводит к структурной безработице – у предприятий не хватает кадров, а молодежь не готова занять предлагаемые рабочие места.

      Молодежь  и наиболее квалифицированные кадры стремятся уехать из Орска в более привлекательные города. По данным опроса населения около 50% жителей хотели бы уехать из Орска. Основной, причиной желания уехать 68% назвали плохую экологию; следующие три причины: отсутствие безопасности, работы и перспектив для профессионального роста (рис. 2.2).

     

Рис. 2.2 Причины желания уехать из г. Орска 

     Наиболее  острые текущие проблемы города:

     - экологическое состояние города, загрязнение воздуха;

     - низкий уровень заработной платы;

     - отток квалифицированных кадров и молодежи;

     - бюрократизм и коррупция в органах власти, недостаток доверия населения к власти;

     - недостаточный уровень активности населения, слабость гражданского общества;

     - преступность, наркомания;

     - низкая инвестиционная активность.

     Таблица 2.2

Основные противоречия развития

Возможности Препятствия
     Устойчивый спрос  на продукцию основных градообразующих предприятий.

     Растущий  спрос на транспортно-логистические  услуги.

     Резервы территориальных ресурсов для развития существующих и создание новых предприятий и объектов инфраструктуры.

     Природно-ресурсный  потенциал для дальнейшего развития добывающих, металлургических, нефтехимических  и машиностроительных предприятий.

     Благоприятные отношения России и Казахстана.

     Высокий уровень мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ и цветные металлы.

     Успешная  реализация национальных проектов.

     Участие в региональных и федеральных целевых программах.

     Наличие энергосберегающих технологий и технологий по охране окружающей среды.

     Падение численности и качества населения города.

     Дисбаланс на рынке труда. Низкий престиж рабочих  специальностей.

     Исчерпание  потенциала загрязнения окружающей среды.

     Обострение  конкурентной борьбы за ресурсы развития с соседними городами и районами Оренбургской области и Казахстана.

     Неразвитость предпринимательских качеств, «иждивенческое сознание» у населения; малый бизнес неконкурентоспособен, не хватает идей и умения составления бизнес-планов.

     Неблагоприятные условия вступления России в ВТО.

 

     2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера

      Численность населения г. Орска с подчиненными его администрации населенными пунктами на начало 2010 г. составила 251,5 тыс. человек. В течение 2005-2010 гг. наблюдалось сокращение населения моложе трудоспособного возраста (с 22,2% до 17%) и рост населения старше трудоспособного возраста (с 18,8% до 20%), т.е. происходит старение населения. В Орске сложилась крайне неблагоприятная ситуация со смертностью, особенно младенческой, и продолжительностью жизни (особенно мужчин). Общий коэффициент смертности в течение 2005-2010 гг. вырос на 35% и составил 18,9, что существенно превышает средние показатели по России, Приволжскому ФО и Оренбургской области. Уровень оплаты труда в Орске отстает от среднероссийского примерно на 20%, но в последние годы происходит некоторое сокращение этого отставания.

Информация о работе Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск