Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.

Объект исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.

Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- изучение понятия, сущности, основных средств (инструментов) территориального маркетинга;

- рассмотрение видов территориального маркетинга;

- проведение маркетингового анализа муниципального образования г. Орск;

- выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6

1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6

1.2 Основные средства (инструменты) территориального

маркетинга 11

1.3 Виды территориального маркетинга 14

Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19

2.1 SWOT-анализ территории 19

2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24

2.3 Экономика. Среда обитания, инфраструктура и жилищно-
коммунальное хозяйство г. Орска 28
Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального

образования г. Орск 32

3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы

города 32

3.2 Совершенствование маркетинговой стратегии г. Орска 34

Заключение 39

Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Территориальный маркетинг(муниципального образования).doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение 3

     Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6

             1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6

             1.2 Основные средства (инструменты) территориального

     маркетинга 11

             1.3 Виды территориального маркетинга 14

     Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19

             2.1 SWOT-анализ территории 19

             2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24

             2.3 Экономика. Среда обитания, инфраструктура и жилищно-

     коммунальное хозяйство г. Орска                                                                 28

     Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального

     образования г. Орск                                                                                         32

             3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы

     города                                                                                                                32

             3.2 Совершенствование маркетинговой  стратегии г. Орска 34

     Заключение 39

     Список  использованных источников 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу региона, но с  учетом особенностей собственно городского образа жизни.

     Одна  из них - высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в городах, особенно - в крупных. Именно этот показатель, наряду с обеспеченностью современными городскими удобствами и благами, выступает одним из ведущих.

     Территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах  территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:

     - маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами;

     - маркетинг на (внутри) территориях, объектом внимания которого являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемый в пределах территории.

     Муниципальные образования являются открытой хозяйственной системой, имеют возможность воздействовать на воспроизводственные процессы, имеют возможность реально управлять муниципальным социально-экономическим развитием.

     Таким образом, в России происходит формирование нового рынка - рынка муниципальных  образований (территорий), которые вступают в конкурентные отношения между собой.

     Главной проблемой формирования и развития рыночных отношений в РФ является обеспечение конкурентоспособности. Муниципальные образования вовлекаются  в рыночные процессы, и они способны в этих условиях выступать в качестве объекта рыночного обмена, т.е. - товара.

     Муниципальные образования могут предлагать на соответствующий рынок в качестве товара свой совокупный ресурсный потенциал. Поэтому вопросы, связанные с  проблемами вовлечения муниципальных  образований в рыночные процессы невозможно решить без использования маркетинга как технологии эффективного рыночного взаимодействия.

     Маркетинг здесь может выступать, как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и как новая функция управления муниципальным образованием.

     Муниципальное образование индустриальной территории может выступать как субъект и как объект маркетинговой деятельности. Выступая в качестве объекта, муниципальное образование предлагает внешним потребителям (инвесторам) свой совокупный ресурсный потенциал.

     В качестве субъекта муниципальное образование  может предоставлять роль потребителя  как самому себе, но в большей  степени другим субъектам, внутренним и внешним потребителям по отношению  к данной территории, и предлагать все то, что способно иметь инвестиционную привлекательность и ценность.

     Теоретической основой исследования явились работы, концепции ученых, послужившие базой исследования в курсовой работе, таких как: А.Г. Воронин, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, В.И. Кушлина, Е.П. Милюхина и др.

     Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.

     Объект  исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.

     Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.

     Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

     - изучение понятия, сущности, основных  средств (инструментов) территориального  маркетинга;

      - рассмотрение видов территориального маркетинга;

      - проведение маркетингового анализа  муниципального образования г.  Орск;

      - выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.

     Методы  исследования – анализ и синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей.

     Информационной базой исследования послужили публикации в научных изданиях по вопросам теории территориального маркетинга муниципального образования, результаты научных исследований, опубликованных в специальных журналах и сборниках.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 

     1.1 Понятие, сущность территориального  маркетинга 

     Государственное регулирование рыночной экономики  осуществляется с целью стабилизации существующей социально-экономической  системы в изменяющихся условиях. Одним из объектов государственного регулирования выступает региональная экономика, поскольку ограниченность рыночного механизма не позволяет решать весь комплекс экономических и социальных вопросов на уровне региона, что в свою очередь создает трудности и проблемы для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в регионе.

     Цели  региональной политики являются комплексными, предполагают достижение не только коммерческого, но также социального и бюджетного эффектов. Управление региональной экономикой в силу сложности задач целеполагания обладает более медленным адаптационным механизмом к изменениям внешней среды и предполагает достижение значительного количества компромиссов между субъектами рынка [4, с.29].

     В последние годы исследования в области регионального управления не только существенно расширили предмет анализа, но и результаты этих исследований стали востребованы государственными и муниципальными служащими, непосредственно реализующими государственное управление на региональном и муниципальном уровнях.

     Стратегический  менеджмент территории предполагает целенаправленную деятельность по упорядочиванию, регулированию  и созданию условия для развития объектов, расположенных на территории, и процессов, происходящих на территории в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Стратегический менеджмент территории призван обеспечить «выживаемость» территории сегодня и в перспективе, или как более сложная и привлекательная задача, - обеспечить устойчивой развитие территории в перспективе.

     Добиться  этой цели можно только при осуществлении  управления территорией с позиций  маркетинга. Одним из наиболее интересных и плодотворных направлений развития теории регионального управления является применение концептуальных положений  маркетинга в процессе регионального управления.

     Именно  теория маркетинга как составного элемента общего менеджмента позволяет четко  обозначить новое качество регионального  управления в современных условиях, когда субъект управления должен таким образом организовать в условиях состязательности управление объектом, чтобы добиться потребительского предпочтения, которое будет выражаться в развитии и притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных ресурсов. Маркетинговый подход в территориальном менеджменте направлен на поддержание притягательности, престижа территории в целом, привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов [4, с.32].

     Успешное  развитие территории в этом случае складывается за счет максимального  удовлетворения нужд, потребностей, желаний людей, проживающих и/или ведущих деятельность коммерческого и некоммерческого характера на этой территории и сознательно отдавших предпочтение этой территории при сравнении с другими аналогичными территориями.

     Территориальный маркетинг, который в общем виде описывается, как определенный образ мышления и действий руководителей регионального и/или местного уровня и предпринимателей, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности, основанная на стремлении удовлетворить выявленные потребности населения, как в данном регионе, так и за его пределами.

     Целью территориального маркетинга является улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и  системное изучение состояния и  тенденций развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства. Использование территориального маркетинга означает превращение территориальных органов власти в особого рода партнера для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально-экономическому развитию территории, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими.

     В этом смысле территориальный маркетинг  можно представить, как совместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах современного социально ориентированного маркетинга.

     Территориальный маркетинг можно определить как  деятельность, предпринимаемую с  целью создания, поддержания и/или  изменения отношений и поведения резидентов и нерезидентов в лице частных лиц и организаций коммерческого и некоммерческого характера относительно конкретной территории. Территориальный маркетинг является особым направлением (видом) маркетинга, который позволяет применять принципы маркетинга к разным территориальным объектам на микро, мезо и макро уровне. Применение принципов территориального маркетинга в региональном управлении позволяет:

     - адекватно новым условиям хозяйственной  жизни определять роль и задачи субъекта управления;

     - использовать соответствующие (порой  принципиально новые) методы и  инструменты управления, когда субъект  управления территорией не только  обеспечивает предоставление общественных  услуг, организует взаимодействие  хозяйственных субъектов на территории, но и создает предпосылки для успешной реализации частных инициатив коммерческого и некоммерческого характера;

     - совмещать в процессе управления  достижение как коммерческих, так  и социальных целей развития  территории.

     Только  та территория сможет добиться устойчивого социально-экономического развития, которая сумеет осознанно использовать свои конкурентные преимущества, грамотно позиционировать себя и умело продвигать информацию о себе.

Информация о работе Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск