Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.
Объект исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.
Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение понятия, сущности, основных средств (инструментов) территориального маркетинга;
- рассмотрение видов территориального маркетинга;
- проведение маркетингового анализа муниципального образования г. Орск;
- выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6
1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6
1.2 Основные средства (инструменты) территориального
маркетинга 11
1.3 Виды территориального маркетинга 14
Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19
2.1 SWOT-анализ территории 19
2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24
2.3 Экономика. Среда обитания, инфраструктура и жилищно-
коммунальное хозяйство г. Орска 28
Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального
образования г. Орск 32
3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы
города 32
3.2 Совершенствование маркетинговой стратегии г. Орска 34
Заключение 39
Список использованных источников 42
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы территориального маркетинга 6
1.1 Понятие, сущность территориального маркетинга 6
1.2 Основные средства (инструменты) территориального
маркетинга 11
1.3 Виды территориального маркетинга 14
Глава 2. Маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск 19
2.1 SWOT-анализ территории 19
2.2 Внутренняя среда. Общество и социальная сфера 24
Глава 3. Направления совершенствования маркетинга муниципального
образования
г. Орск
3.1 Направления диверсификации и развития экономической базы
города
3.2 Совершенствование
Заключение 39
Список
использованных источников 42
Введение
Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу региона, но с учетом особенностей собственно городского образа жизни.
Одна из них - высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в городах, особенно - в крупных. Именно этот показатель, наряду с обеспеченностью современными городскими удобствами и благами, выступает одним из ведущих.
Территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:
- маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами;
- маркетинг на (внутри) территориях, объектом внимания которого являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемый в пределах территории.
Муниципальные образования являются открытой хозяйственной системой, имеют возможность воздействовать на воспроизводственные процессы, имеют возможность реально управлять муниципальным социально-экономическим развитием.
Таким образом, в России происходит формирование нового рынка - рынка муниципальных образований (территорий), которые вступают в конкурентные отношения между собой.
Главной
проблемой формирования и развития
рыночных отношений в РФ является
обеспечение
Муниципальные
образования могут предлагать на
соответствующий рынок в
Маркетинг здесь может выступать, как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и как новая функция управления муниципальным образованием.
Муниципальное образование индустриальной территории может выступать как субъект и как объект маркетинговой деятельности. Выступая в качестве объекта, муниципальное образование предлагает внешним потребителям (инвесторам) свой совокупный ресурсный потенциал.
В качестве субъекта муниципальное образование может предоставлять роль потребителя как самому себе, но в большей степени другим субъектам, внутренним и внешним потребителям по отношению к данной территории, и предлагать все то, что способно иметь инвестиционную привлекательность и ценность.
Теоретической основой исследования явились работы, концепции ученых, послужившие базой исследования в курсовой работе, таких как: А.Г. Воронин, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, В.И. Кушлина, Е.П. Милюхина и др.
Целью исследования является маркетинговый анализ муниципального образования г. Орск.
Объект исследования - территориальный маркетинг муниципального образования г. Орск.
Предмет исследования - выявление особенностей территориального маркетинга муниципального образования г. Орск.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение понятия, сущности, основных средств (инструментов) территориального маркетинга;
- рассмотрение видов территориального маркетинга;
-
проведение маркетингового
- выявление направлений совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск.
Методы исследования – анализ и синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей.
Информационной
базой исследования послужили публикации
в научных изданиях по вопросам теории
территориального маркетинга муниципального
образования, результаты научных исследований,
опубликованных в специальных журналах
и сборниках.
Глава
1. Теоретические основы территориального
маркетинга
1.1
Понятие, сущность
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется с целью стабилизации существующей социально-экономической системы в изменяющихся условиях. Одним из объектов государственного регулирования выступает региональная экономика, поскольку ограниченность рыночного механизма не позволяет решать весь комплекс экономических и социальных вопросов на уровне региона, что в свою очередь создает трудности и проблемы для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в регионе.
Цели региональной политики являются комплексными, предполагают достижение не только коммерческого, но также социального и бюджетного эффектов. Управление региональной экономикой в силу сложности задач целеполагания обладает более медленным адаптационным механизмом к изменениям внешней среды и предполагает достижение значительного количества компромиссов между субъектами рынка [4, с.29].
В последние годы исследования в области регионального управления не только существенно расширили предмет анализа, но и результаты этих исследований стали востребованы государственными и муниципальными служащими, непосредственно реализующими государственное управление на региональном и муниципальном уровнях.
Стратегический менеджмент территории предполагает целенаправленную деятельность по упорядочиванию, регулированию и созданию условия для развития объектов, расположенных на территории, и процессов, происходящих на территории в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Стратегический менеджмент территории призван обеспечить «выживаемость» территории сегодня и в перспективе, или как более сложная и привлекательная задача, - обеспечить устойчивой развитие территории в перспективе.
Добиться этой цели можно только при осуществлении управления территорией с позиций маркетинга. Одним из наиболее интересных и плодотворных направлений развития теории регионального управления является применение концептуальных положений маркетинга в процессе регионального управления.
Именно теория маркетинга как составного элемента общего менеджмента позволяет четко обозначить новое качество регионального управления в современных условиях, когда субъект управления должен таким образом организовать в условиях состязательности управление объектом, чтобы добиться потребительского предпочтения, которое будет выражаться в развитии и притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных ресурсов. Маркетинговый подход в территориальном менеджменте направлен на поддержание притягательности, престижа территории в целом, привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов [4, с.32].
Успешное развитие территории в этом случае складывается за счет максимального удовлетворения нужд, потребностей, желаний людей, проживающих и/или ведущих деятельность коммерческого и некоммерческого характера на этой территории и сознательно отдавших предпочтение этой территории при сравнении с другими аналогичными территориями.
Территориальный маркетинг, который в общем виде описывается, как определенный образ мышления и действий руководителей регионального и/или местного уровня и предпринимателей, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности, основанная на стремлении удовлетворить выявленные потребности населения, как в данном регионе, так и за его пределами.
Целью территориального маркетинга является улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства. Использование территориального маркетинга означает превращение территориальных органов власти в особого рода партнера для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально-экономическому развитию территории, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими.
В этом смысле территориальный маркетинг можно представить, как совместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах современного социально ориентированного маркетинга.
Территориальный маркетинг можно определить как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания и/или изменения отношений и поведения резидентов и нерезидентов в лице частных лиц и организаций коммерческого и некоммерческого характера относительно конкретной территории. Территориальный маркетинг является особым направлением (видом) маркетинга, который позволяет применять принципы маркетинга к разным территориальным объектам на микро, мезо и макро уровне. Применение принципов территориального маркетинга в региональном управлении позволяет:
-
адекватно новым условиям
-
использовать соответствующие (
-
совмещать в процессе
Только та территория сможет добиться устойчивого социально-экономического развития, которая сумеет осознанно использовать свои конкурентные преимущества, грамотно позиционировать себя и умело продвигать информацию о себе.
Информация о работе Совершенствования маркетинга муниципального образования г. Орск