Совершенствование управления товародвижением и сбытом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования явились организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития продовольственного рынка хлеба и хлебобулочных изделий в регионе.
Объектом исследования выступает продовольственный рынок хлеба и хлебобулочных изделий, а также предприятия хлебопекарной промышленности Южного Федерального округа, в частности ОАО Хлебокомбинат «Георгиевский».
Целью написания курсовой работы является изучение совершенствования управления товародвижением и сбытом на производственном предприятии на примере ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский».
Задачами курсовой работы являются изучение следующих аспектов:
- сущность товародвижения и сбыта;
- контроль и координации работы персонала службы сбыта;
- анализа основных экономических показателей деятельности предприятия;
- структуры аппарата управления предприятия;
- формулировка и разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления товародвижением и сбытом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа студента Ченцова С.В_07-Э-МО1.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

         Фондоотдача в рассматриваемый  период постепенно снижается,  на что указывает абсолютное  отклонение - 0,4 и темп роста 95,5 %.

         Фондоёмкость практически не  меняется, оставаясь на уровне 0,11 в 2005 и 2006 гг, в 2007 г она достигает 0,12.

         Среднемесячная заработная плата  постепенно увеличивалась и достигла в 2007 г размера в 6670 рублей, что на 1950 рублей больше чем в 2005 г.

        Далее, для наглядного примера построим диаграмму, рисунок 2.2, отражающую величину некоторых из показателей, приведённых в таблице 2.1, которая позволит увидеть графически соотношение экономических показателей деятельности ОАО Хлебокомбинат «Георгиевский».

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.2 - Экономические показатели деятельности предприятия

        

         Из диаграммы видно, что взятые экономические показатели меняются незначительно в течении трёх лет, что указывает на положительную динамику, и в свою очередь указывает на стабильность данных показателей.

            

         3 Анализ производственно – хозяйственной, сбытовой деятельности

            предприятия и рынка хлебобулочной продукции

        

        3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности  

          предприятия за 2005- 2007 гг

        

         Анализ основных экономических показателей таблицы 2.1 и бухгалтерских отчётов ОАО Хлебокомбинат «Георгиевский» позволяет сделать следующие выводы.

         Стоимость основных производственных фондов за три последних года увеличилась. Так, если в 2005 г стоимость ОПФ составляла 9077 тыс. руб., то в 2007 г их сумма составила 12241 тыс. руб. Произошло повышение величины основных производственных фондов на 34,8 % за счет закупки дополнительного оборудования, строительства зданий и сооружений, а также продажи приобретения новых автомобилей для перевозок готовой продукции.

     Стоимость оборотных средств в течение  рассматриваемого периода возросла в 1,4 раза и на конец 2007 г составила сумму 17842 тыс. руб. Значительную долю (около 39%) в оборотных средствах составляют запасы на складах предприятия сырья и материалов.

     Рассматривая  динамику использования основных фондов и оборотных средств, можно отметить уменьшение фондоотдачи. В 2005 г она составляла 8,9 рублей на рубль товарной продукции, в 2007 г значение этого показателя уменьшилось до 8,5 руб. Темпы роста за рассматриваемый период составили 95,5%. Снижения фондоотдачи произошло по причине отставания темпов роста объемов произведённой продукции от темпов роста среднегодовой стоимости основных фондов.

     Фонд  оплаты труда увеличился с 7944 тыс. руб. в 2005 г до 15980 тыс. руб в 2007 г; то есть вырос на 8036 тыс. руб, причем прирост среднесписочной численности работающих составил 95 человек или 110,1 % к базисному году. Значительное увеличение фонда оплаты труда и сравнительно не большое увеличение численности работающих привело к росту среднегодовой заработной платы с 4720 руб в 2005 г до 6670 руб. То есть за рассматриваемый период заработная плата работающих увеличилась на 1950 руб, что составляет 141,3 % по сравнению с 2005 г.

     С 2005 г производительность труда постоянно возрастала и по отчету за 2007 г составила 100,7 тыс. руб.

     Сравнивая темпы роста среднегодовой заработной платы и производительности труда  на одного работающего за три года, наблюдается опережение темпов роста заработной платы (141,3 %) по сравнению с темпами роста производительности труда (100,7%).

     Рассматривая  показатели прибыли и общей рентабельности необходимо отметить, что их абсолютная величина в 2006 г повысилась по сравнению с 2005 годом, а в 2007 г по сравнению с 2006 г темпы роста прибыли составили 124,7 %, а рентабельности 136,3 %. Однако рост абсолютных прибыли с 10372 тыс. руб. в 2005 г до 17200 тыс. руб. и рентабельности с 14,6 % в 2005 г до 19,9 % в 2007 г, еще не говорит о том, что данное предприятие работает эффективно, поскольку наблюдается значительный рост материальных затрат и себестоимости продукции в целом.

     Так себестоимость товарной продукции  выросла с 70855 тыс. руб. до 86251 тыс. руб.; материальные затраты увеличились с 32631 тыс. руб. до 57713 тыс. руб. Их увеличение связано с ростом выпуска товарной продукции и цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, а также на энергоносители (газ, электроэнергию).

     Рассматривая    изменение затрат на 1 рубль товарной продукции: 87,0 коп. – в 2005 г, 85,0 коп. – в 2006 г, 83,0 коп – в 2007 г, следует отметить, что эффективность производства в целом всё же достаточна для данного вида производства.

     Дальнейший  рост выпуска продукции, на мой взгляд, сдерживается наличием на предприятии доминирующей доли устаревшего оборудования, так как за последние годы практически не обновлялся парк технологического оборудования.

         За анализируемый период (2005-2007гг) наблюдается тенденция роста выручки от реализации.

В действующих  ценах без учета НДС этот показатель увеличился с 81227 тыс.руб. в 2005 г до 103451 тыс. руб. в 2007 г. Реальный рост этого не мало важного для любого производственного предприятия показателя в сопоставимых ценах составил 127,3 %.  

         3.2 Анализ рынка хлебобулочной продукции в Южном  

          Федеральном Округе                 

         Исследуя динамику объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении по Федеральным округам Российской Федерации, можно сделать вывод, что Южный федеральный округ занимал третье место по объему производства продукции в натуральном выражении в 2007 г (1,3 млн. тонн). При этом в ЮФО за период с 2005 по 2007 гг объем производства хлебобулочных изделий снизился лишь на 0,8%, в то время как в других данный показатель доходит до 5%.

     В настоящее время в большинстве  регионов ЮФО, как и по стране в  целом, наблюдаются крайне напряженные  тенденции в развитии хлебопекарного бизнеса, которые могут перейти в острую социально-политическую проблему. Усиленными темпами продолжает сокращаться численность хлебопекарных предприятий. Например, за период с 2005 г. по 2007 г. количество пекарен в Краснодарском крае сократилось более чем на четверть (25,4%), в Ростовской области – на 9,9%. Вместе с тем, в отдельных регионах ЮФО наблюдается рост числа хлебопекарных предприятий: Ставропольском крае – на 12,6%, Республике Адыгея – на 7,5%.

     Число предприятий на 10 тысяч жителей  в среднем по регионам ЮФО достигло очень низкой отметки – 1,2. Для  сравнения, в странах Западной Европы данный показатель равен 3,0-4,0. Особую озабоченность вызывает ситуация в Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской областях, где данный показатель ниже значения 1,0 (таблица 3.1).

     В сложившейся ситуации объективно необходимо значительно увеличить количество малых и средних хлебопекарных предприятий, которые позволили бы стабильно обеспечить население своего региона свежей хлебобулочной продукцией в требуемом количестве высокого качества и в расширенном ассортименте. На рисунке 3.1 можно увидеть результаты анализа предпочтений респондентов по отдельным видам хлебобулочной продукции. 

     Рисунок 3.1 - Предпочтения респондентов по видам  хлебобулочных изделий 

     Не  мало важным аспектом при покупке  хлебобулочной продукции являются такие критерии, как свежесть, упаковка и другое  критерий. На рисунке 3.2 проиллюстрировано процентное соотношение критериев важности при покупке хлеба и другой смежной продукции. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.2 - Места приобретения  хлебобулочных изделий респондентами 

     Несмотря  на то, что развитие хлебопечения в  большинстве регионов ЮФО имеет  регрессивный характер, хлебопекарный  бизнес располагает большим потенциалом  для увеличения количества предприятий, что, в свою очередь, должно привести к созданию развитой конкурентной среды и образованию новых рабочих мест. 

Таблица 3.1 - Основные характеристики состояния хлебопекарного производства в регионах ЮФО (2007 г)

     
 
 

         Максимальное количество занятых в этом бизнесе характерно для Краснодарского края и Ростовской области, где работают соответственно 14,8 и 6,8 тысяч человек. Средняя величина работников на одном хлебопекарном предприятии ЮФО составила в 2007 г – 14,2 чел., что свидетельствует о принадлежности хлебопечения к малому и среднему бизнесу. Максимальное среднее число работников на одном предприятии характерно для Краснодарского края (32,2 чел.) и Волгоградской области (31,0 чел.).

     Анализ  производства диетических хлебобулочных  изделий в регионах ЮФО свидетельствует  о том, что в настоящее время уровень производства этой социально значимой продукции является невысоким. В Республике Адыгея диетические хлебобулочные изделия вообще не производятся. Однако в связи с ростом уровня заболеваемости населения ЮФО существует необходимость расширения производства хлебобулочных изделий, предназначенных для лечебного и профилактического питания, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в высококачественных, биологически полноценных и экологически безопасных продуктах. Потенциал развития производства диетических хлебобулочных изделий является значительным. Для лечебных сортов хлеба, исходя из данных уровня заболеваемости 2007 г, он составляет в целом по ЮФО 377,5 тыс. тонн (таблица 3.2). 

        Таблица 3.2 - Перспективные объёмы развития производства хлеба и   

       хлебобулочных изделий для диетического питания в регионах ЮФО

          

        
 
 

     Окончание таблицы 3.2 

          

         Таким образом, в тех регионах, где потребность в данной продукции исходя из уровня заболеваемости особенно высока, лечебные сорта хлеба либо не производятся вообще, либо выпускаются в крайне незначительных количествах. Следует отметить, что в Краснодарском крае, несмотря на то, что он является одним из лидеров по объему производства лечебного хлеба среди регионов ЮФО, количество данной продукции за период с 2005 г по 2007 г сократилось на 39,3%. В качестве положительного примера можно выделить Ставропольский край, где за исследуемый период объем производства хлебобулочных изделий, предназначенных для лечебного питания, вырос на 47,0%. Однако при рассмотрении производства хлебопекарной продукции в целом можно наблюдать тенденцию падения. Так, в 2007 г сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий по отношению к 2005 г на территории Южного федерального округа составило, соответственно 12,6 и 15,7%. Причем оно произошло главным образом на крупных и средних предприятиях, что объясняется несколькими причинами: необеспеченностью сырьем, отсутствием денежных средств на своевременное приобретение вспомогательных материалов, наводнением рынка хлебопродукцией, имеющей более высокую конкурентоспособность. 

          3.3 Оценка организации и планирования товародвижения и сбыта       

               готовой продукции на рынок 

     Процессы  купли – продажи товаров и товародвижение всегда были предметом пристального внимания ОАО Хлебокомбинат «Георгиевский». Партнерско-деловые связи между предприятиями и поставщиками сырья и продукции строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки, коммерческие операции, товарно-денежный обмен). При этом определенное значение придается инструментам маркетинга, которые используются в комплексе с коммерческими действиями.

     На  рисунке 2.3 представлена модель закупки  сырья и доведения готовой  продукции до покупателей, осуществляемая на ОАО Хлебокомбинат «Георгиевский». Она включает шесть этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. За исходные позиции приняты спрос и потребности покупателей.

     Закупочная  работа является основой коммерческой деятельности. После принятия решения о производстве определенных видов хлебобулочных изделий на хлебозаводе встает очередная задача по обеспечению производства сырьем, полуфабрикатами. В изучении рынка закупок вопрос цен – главный, но существенную роль играет также анализ других факторов, в том числе возможных расходов и сроков поставок.

Информация о работе Совершенствование управления товародвижением и сбытом на предприятии