Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности банковского маркетинга. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать комплекс банковского маркетинга;
изучить стратегии банковского маркетинга;
определить пути совершенствования комплекса банковского маркетинга;
проанализировать развитие банковской деятельности в области маркетинга на примере ОАО Альфа-Банк.
Банковская группа «Альфа-Банк» является крупнейшим российским частным банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В 2010 году группа продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая систему банковских филиалов, автокредитование и ипотеку). Особое внимание оказывается развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк» можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью сохранения высокой прибыльности, наращивание кредитного портфеля с ориентацией на качество заемщиков, увеличение комиссионных доходов, развитие расчетного бизнеса и дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов.
В течение 2010 года банковская группа «Альфа-Банк»
еще раз подтвердила свои лидирующие позиции
в банковском секторе России. Группа четвертый
раз подряд получила награду в общем рейтинге
исследования «Индекс впечатления клиента —
2010. Сектор розничных банковских услуг
после финансового кризиса», проведенного
компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers.
2.2
Анализ маркетинговой деятельности Альфа-Банка
Проведем анализ маркетинговой деятельности в ОАО Алфа-Банк.
В свою очередь, ОАО Альфа-Банк проводит сегментацию рынка, придерживаясь в большей степени демографического признака, т.е. выделяя такие сегменты как: возрастной ценз; доходы населения; специалисты; предприниматели; рабочие и служащие. Возрастная дифференциация позволяет выявить целевые рынки в общем массиве клиентов. Этот массив может быть разделён на следующие группы:
Таблица 2.1
Возрастная дифференциация
Молодёжь (16–22 года) | Студенты, лица впервые нанимающиеся на работу; более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак |
Молодые
люди, недавно образовавшие семью
(25–30 лет) |
Люди, впервые покупающие дом и потребительские товары длительного пользования |
Семьи «со стажем»(25–45 лет) | Люди со сложившейся карьерой, но с ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели — улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям |
Лица «зрелого возраста»(40–55 лет) | У людей этой категории наблюдается рост дохода по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель — планирование пенсионного обеспечения. |
Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) | Люди имеют
накопленный капитал и |
Источник: Официальный сайт Альфа-Банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. http://alfabank.ru
Банк легко осуществляет сегментацию клиентов по возрастным категориям, т.к. при открытии банковского счёта с ними проводится беседа и заполняется карта, содержащая подробные сведения об их возрасте, уровне образования и т.д. Имея статистическое распределения клиентуры по выбранному параметру, составляется другая таблица с привязкой к определённым видам банковских продуктов, к уже указанным возрастным категориям:
Таблица 2.2
Молодёжь | Для членов группы характерна повышенная мобильность, частые переезды, жизнь вне дома. Им необходимы услуги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно простые формы сбережений, банковские услуги, связанные с туризмом |
Молодые люди, недавно образовавшие семью | Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счёта для мужа и жены, кредитных карточках для покупки товаров, в разных формах возобновляемого кредита. Они прибегают к целевым формам сбережений (особенно, если планируется покупка дома) и к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.) |
Семьи «со стажем» | Широко пользуются
потребительским кредитом для покупки
товаров в рассрочку и |
Лица зрелого возраста и готовящиеся к уходу на пенсию | Наиболее устойчивая группа банковских клиентов. Хранят крупные остатки на банковских счетах. Требуют высокого уровня персонального обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в распоряжении капиталом, завещательные распоряжения и т.д. |
Совместив данные таблицы, банк определяет, какие виды продуктов он будет предлагать при выборе той или иной категории клиентов в качестве целевого рынка. С этим будет связан и вид маркетинговой кампании по продаже тех или иных видов продуктов и услуг. Я считаю недостаток банка в том, что он при сегментации рынка придерживается в основном только одного признака, это в некоторых случаях затрудняет успешное продвижение продукта на рынок.
2)Стратегии маркетинга
Основной стратегией ОАО Альфа-Банк является дифференцированный маркетинг, который предполагает работу банка не с одним, а с несколькими сегментами рынка (корпоративные клиенты и физические лица). ОАО Альфа-Банк свойственно быстрое и оперативное приспособление к ситуации на рынке, приспособление к любым даже самым жёстким условиям. К примеру, в отчётный год рост конкуренции, безусловно, сказался на прибыльности, но ОАО Альфа-Банк смог решить эту проблему и сосредоточился на наиболее доходных сегментах рынка. Так, розничное кредитование, по сути, впервые получило серьезное развитие именно в отчетном году. Это говорит о том, что ОАО Альфа-Банк может при неудачах в каком либо одном сегменте переключить своё внимание на другие более доходные сегменты рынка , а это свойственно дифференцированному маркетингу.
3) Ценообразование
Цена относится к группе контролируемых факторов и выступает основным показателем, определяющим доход, тогда как другие элементы комплекса маркетинга определяют затраты.
Надо отметить традиционно слабое развитие ценовой политики в ОАОАльфа-Банк, что обусловлено сложившейся практикой установления цен без адекватного и выверенного учета структуры затрат. Разработанная банком ценовая стратегия практически не увязана с общей стратегией маркетинга, а отсюда и недостаточное использование ОАОАльфа-Банк такого мощного фактора воздействия на рынок, каким является цена.
В ОАОАльфа-Банк процесс выработки банковской стратегии в области установления цен на продукты состоит из ряда последовательных этапов.
1 этап: Определение целей
Приступая к разработке своей
ценовой стратегии, банк
2 этап: Оценка спроса.
Отношение цены и спроса в
общем случае характеризуется
обратной пропорциональной
В ОАО Альфа-Банк при расчете динамики спроса на каждый продукт принимается во внимание уровень цен на него, интенсивность рекламных мероприятий, способ доставки, степень насыщенности рынком данным продуктом, продуктом-аналогом или продуктом-заменителем. Учитывается зависимость спроса от сезона, дня недели и даже время суток.
Для оценки спроса выявляется
чувствительность спроса к
3 этап: Анализ структуры затрат.
Большое внимание ОАОАльфа-Банк при установлении цен обращает на определение себестоимости отдельно взятой услуги. Для этого разработана следующая методика.
Первоначально происходит
Расчет ведется по формуле:
ОТ=ПО1*НВ1+ПО2*НВ2+…+ПОn*
где:
ОТ – затраты на оплату труда персонала в составе себестоимости услуг;
ПОn – почасовая оплата работников, принимающих участие в оказании услуги и осуществляющих n-операций;
НВn – нормативные затраты времени на осуществление n-операций.
В себестоимость услуги включаются прочие прямые расходы, связанные непосредственно с ее оказанием, а также косвенные расходы, которые должны быть отнесены на себестоимость соответствующих продуктов после распределения их между отдельными видами. Сумма перечисленных выше затрат и дает в итоге себестоимость отдельной услуги.
В анализе предоставляемых услуг в разряде клиентов ОАО Алфа-Банк важное значение играет определение прибыльности, как самих услуг, так и отдельных счетов. Это дает возможность банку оптимизировать структуру продуктового ряда и клиентскую базу
Можно сказать что ОАО Альфа-банк сосредотачивает свое внимание на услугах и клиентах, приносящих основной доход, и занимается решением проблем рационализации оставшихся с целью повышения их прибыльности.
4 этап: Анализ цен на продукты конкурентов.
Цена и качество на банковские
продукты находятся в прямой
зависимости. Значит клиенты,
выбирая банк для обслуживания,
отдадут предпочтение тому, у
которого цены в большей мере
соответствуют уровню качества
предлагаемого продукта. Поэтому
цены, устанавливаемые конкурентами,
во многом определяют ценовую
стратегию и подлежат
Средством анализа продукции конкурентов в ОАОАльфа-Банк является экспертная оценка показателей качества. Качество банковских продуктов оценить довольно сложно, т.к. критерии, используемые для такого анализа, трудно поддаются объективной оценке.
Среди критериев качества
При выработке ОАО Альфа-банк продуманной ценовой стратегии, уровень цен и качество продуктов конкурентов принимаются за базу сравнения. Если качество продуктов банка примерно соответствует уровню качества конкурентного продукта, то банк устанавливает цены на свою продукцию, близкой к цене конкурентной продукции.
5 этап: Методы ценообразования.
Разрабатывая ценовую
Факторы, влияющие на установление цены в ОАО Альфа-Банк.
Среди таких факторов выделяют следующие:
Окончательно установленная
Информация о работе Совершенствование организации маркетинга