Роль маркетинга в экономическом развитии страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 05:14, лекция

Описание работы

Маркетинг (marketing) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена. Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиям: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.Маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по наследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия.

Содержание

1 Сущность и цели маркетинга
2 Принципы маркетинга
3 Основные виды маркетинга
4 Современные подходы к организации маркетинга
5 Функции маркетинга

Работа содержит 1 файл

Лекции_1.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

2. Виды цен  и особенности их применения.

Все цены, действующие  в экономике, взаимосвязаны и  образуют систему. Система состоит  из отдельных блоков.

По степени осязаемости предлагаемого продукта

  • Цена на материальную продукцию — цена, устанавливаемая на осязаемую, материальную продукцию.
  • Цена на услуги — цена, устанавливаемая на неосязаемую, нематериальную продукцию.

В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики

  • Закупочная — цена, которая устанавливается на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских товаропроизводителей (сельскохозяйственных предприятий, фермеров и населения).
  • Цена строительства — цена, применяемая в области строительных работ. Разновидностями цены строительства являются:
    • сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта,
    • прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой или полезной площади, 1 м2 земляных или других работ и др.).
  • Цена промышленности — цена, по которой реализуется и закупается продукция промышленных предприятий независимо от формы собственности.

Разновидностями цены промышленности являются:

  • цена промышленного предприятия (оптовая) — цена изготовителей продукции, по которой они реализуют продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам.
  • цена снабженческо-сбытовой организации (оптовая) — цена, которая устанавливается сбытовыми (оптовыми) посредническими организациями при реализации продукции далее предприятиям и организациям-потребителям.

Рассмотрим различные  виды тарифов:

    • Транспортные тарифы — тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Разновидностями транспортных тарифов являются:

• тарифы железнодорожного транспорта;

•  тарифы морского транспорта;

•  тарифы речного  транспорта;

•  тарифы автотранспорта и т. д.

  • Тарифы бытового и коммунального обслуживания.
  • Тарифы на тепло- и энергопотребление.
  • Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, — формируются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. В их составе выделяют цены экспортные и импортные.
  • Цены, используемые в учете и статистике, — агрегированные, обобщенные цены, которые позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен; измерять динамику физических объемов производства и реализации, абстрагируясь от изменений цен; контролировать и анализировать выполнение стоимостных показателей. В их составе выделяют индексы цен, текущие цены, средние цены, сопоставимые цены, неизменные цены.

В зависимости  от срока согласования

Цена может быть зафиксирована  в заключенном контракте на момент его оформления, на протяжении срока  действия контракта, к моменту его  исполнения. В связи с этим различают:

  • Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена, устанавливаемая в момент подписания контракта, не подлежащая изменению в течение всего срока его действия и не зависящая от сроков и порядка поставки товарной партии.
  • Подвижная — зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении такой цены в контракте обязательно должен быть указан официальный источник статистических данных, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Такая цена устанавливается, чаще всего, на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.
  • Скользящая цена — исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (исходной) цены с учетом изменений в издержках производства, которые произошли в период исполнения контракта. При установлении скользящей цены стороны оговаривают исходную цену и ее структуру (т е. долевое соотношение каждой статьи затрат). Такая цена устанавливается на продукцию длительного срока изготовления.

В зависимости  от территории действия

  • Единая по стране или поясная — цена, устанавливаемая только на базовые виды продукции, которая фиксируется или регулируется государственными органами (например, энергоносители, электроэнергия, квартплата и т. п.).
  • Региональная (зональная, местная) — цена, устанавливаемая предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, которые складываются в данном регионе (например, цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг для населения).

В зависимости  от степени участия государства  в установлении цены

  • Свободная — цена, свободно складывающаяся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов. Государство может воздействовать на ее уровень только путем влияния на конъюнктуру рынка.
  • Регулируемая — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения, но испытывающая воздействия государственных органов.

Государство регулирует цены на основе экономических и административных методов.

Экономическое регулирование  осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Административное же регулирование — через установление фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Например, к таковой продукции относятся как товары производственно-технического назначения, так и предметы народного потребления: газ природный, продукция ядерно-топливного назначения, электро- и теплоэнергия, драгоценные металлы и драгоценные камни и т. д., перевозки грузов, пассажиров на железнодорожном транспорте, отдельные услуги почтовой и электрической связи и т. д.

В зависимости  от географической «привязки»

  • Отпускная цена предприятия по месту изготовления — цена, одинаковая для всех покупателей, при которой товар оплачивается и передается по месту изготовления, а собственность и весь риск переходят к покупателю. При этом «выигрывает» самый близко расположенный территориально покупатель, однако для предприятия есть риск потерять отдаленных клиентов.
  • Единая цена — для всех покупателей одинакова независимо от их местоположения, но включает издержки фрахта по усредненной ставке. При этом выигрывает наиболее удаленный покупатель, а для продавца проще осуществлять расчеты.
  • Зональная цена — одинаковая цена для покупателей, расположенных внутри определенной территориальной «зоны». У покупателей внутри зоны нет ценовых преимуществ, хотя имеется определенное перераспределение издержек. Недостаток — на территориях вблизи условных границ зон покупатели вынуждены платить существенно разные цены.
  • Цена базисного пункта — цена, включающая издержки фрахта до определенного, выбранного продавцом, базисного пункта. Продавец начисляет каждому покупателю дополнительные фрахтовые издержки к отпускной цене из расчета от базисного пункта до местоположения покупателя. Фирма-производитель может выбрать в качестве базисного пункта место, наиболее благоприятное для нее с позиций ценовой конкуренции (если бы все продавцы выбрали в качестве базисного пункта один и тот же город, то это означало бы, что у всех конкурентов одинаковые надбавки за поставку продукции и, следовательно, ценовая конкуренция здесь отсутствует).

 

В зависимости  от способа предоставления информации об уровне цены

  • Публикуемая — цена, объявляемая в специальных и фирменных источниках информации. Как правило, отражает уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции (например, на пшеницу и алюминий — цены Канады, на пиломатериалы — цены Швеции, на каучук — цены Сингапурской биржи, на пушнину — цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов, на чай — цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне). Публикуемые цены классифицируются следующим образом:
    • справочные (по товарам во внутренней или внешней торговле, которые публикуются в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах);
    • биржевые котировки (цена товара, являющегося объектом биржевой торговли);
    • цены аукционов',
    • цены фактических сделок (как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически по конкретным операциям);
    • цены предложений крупных фирм (отражают монопольный характер поставок товара, имеют, в общем-то, справочный характер).
      • Расчетная — цена поставщика — цена, применяемая в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.

В зависимости  от стадии производственного процесса

  • Лимитная (предельно допустимая) — устанавливаемая на стадии проектирования нового изделия.
  • Проектная и ориентировочная — устанавливаемая в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.

 

В зависимости  от сферы товарооборота

  • Оптовая - цена, устанавливаемая при реализации товара партиями (в основном при расчетах между юридическими лицами).
  • Розничная — цена, устанавливаемая при реализации единицы товара в розничной торговой сети (в основном при расчетах с населением) Устанавливается на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.

Разновидностью розничной  цены является аукционная - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, так как отражает уникальные свойства и признаки товара и сильно зависит от мастерства лица, проводящего аукцион

3. Взаимодействие  основных видов цен

Основные виды цен  связаны между собой, влияют друг на друга. Основополагающими являются оптовые цены на энергоресурсы (топливо — уголь, газ), нефть и нефтепродукты.

От их уровня зависят  тарифы на электро- и теплоэнергию, транспортные услуги.

Энергия и транспортные услуги применяются во всех отраслях народного хозяйства.

Тарифы на энергию  и эти услуги влияют на уровень  цен промышленности, сельского хозяйства, сметных цен строительства, тарифов  на услуги, розничных цен на товары народного потребления.

Промышленная продукция  направляется по оптовым ценам на промышленное потребление (металлы, конструкции, машины, оборудование и пр.), в сельское хозяйство (техника, удобрения, ядохимикаты и пр.), в розничную торговую сеть (товары народного потребления)

Рис. 1. Схема взаимосвязи основных видов цен

Розничные цены на товары народного потребления зависят  от оптовых и закупочных цен, тарифов  на электро-, теплоэнергию, транспортные услуги и т.д.

 

4. Структура  цены

Основными элементами цены, которую запрашивает любой субъект  хозяйственной деятельности, вовлеченный в процесс изготовления и передачи товара, являются себестоимость и прибыль. Это относится к цене, запрашиваемой и производителем, и оптовиком, и участником розничной торговли.

Себестоимость — это затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.

Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме Количественно — это разница между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара

Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю — она возрастает.

Рассмотрим структуру  цены в зависимости от включенных в процесс товародвижения субъектов (рис. 2).

Оптовая организация  добавляет к цене свою оптовую  надбавку.

Оптовая надбавка состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовых организаций (рис. 3).

При поступлении товара в розничную торговую сеть торговое предприятие добавляет торговую надбавку (рис. 4).

Рис. 2. Структура цены предприятия — производителя товара

Рис. 3. Структура цены оптовой организации

Рис. 4. Структура цены товара в розничной торговле

Торговая надбавка применяется при формировании свободных розничных цен на товары народного потребления и состоит из двух элементов: издержек обращения торговли и прибыли торговли.

Таким образом, исходным пунктом назначения цены, запрашиваемой  любым участником товародвижения, являются затраты (себестоимость изготовления или издержки обращения). Показателем же коммерческой целесообразности работы с конкретным товаром выступает прибыль.

5. Задачи ценовой  политики

Основная задача ценовой  политики — управление конкурентоспособностью товара. На уровне предприятия роль цены двояка:

    • во-первых, она представляет собой главный фактор долгосрочной рентабельности;
    • во-вторых, аналогично рекламе, она призвана стимулировать спрос.

Следовательно, предприятию  необходимо учитывать как внешние  ограничения, которые определяются покупательной способностью рынка и ценой товаров-конкурентов, так и внутренние ограничения, которые накладываются затратами и рентабельностью.

Факторы, влияющие на принятие решения фирмой в области ценообразования, относятся к двум категориям — внутренние и внешние ограничения и возможности.

Основные внутренние факторы, ограничивающие предложение конкретного производителя:

Информация о работе Роль маркетинга в экономическом развитии страны