Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 05:14, лекция
Маркетинг (marketing) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена. Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиям: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.Маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по наследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия.
1 Сущность и цели маркетинга
2 Принципы маркетинга
3 Основные виды маркетинга
4 Современные подходы к организации маркетинга
5 Функции маркетинга
1 Сущность и цели маркетинга
2 Принципы маркетинга
3 Основные виды маркетинга
4 Современные подходы к
5 Функции маркетинга
1 Сущность и цели маркетинга
Маркетинг (marketing) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиям: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
1.Нужды (первичные потребности). В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
2.Потребности. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности можно разделить на 5 основных категорий:
Первичные потребности:
1) Физиологические потребности - необходимы для выживания: потребности в еде, воде, убежище, отдыхе;
2) Потребности в безопасности и уверенности в будущем: потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию);
Вторичные потребности:
3) Социальные потребности (потребности в причастности): чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
4) Потребности в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание;
5) Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
3.Запрос (demands) – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
4. Товар (product) – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Понятие товар не ограничивается физическими объектами, это еще и услуги, личности, места, организации, виды деятельности и идеи.
5. Обмен (exchange) – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Кроме обмена существует еще 3 способа, посредством которых люди могут получить желаемый объект: 1) самообеспечение, 2) попрошайничество и 3) отъем. Обмен – самый выгодный способ.
6. Сделка (transaction) – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Условия сделки:
Сделки, как правило, охраняются законодательством.
7. Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Существует три способа удовлетворения нужд:
1) самообеспечение (рыбак, гончар, охотник, фермер обеспечивают себя сами),
2) децентрализованный обмен (друг с другом),
3) централизованный обмен (появляется купец и рыночная площадь).
Маркетологи выделяют два вида рынков: рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца – рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.
Рынок покупателя – наоборот. Наиболее часто маркетинг изучает поведение продавцов, ищущих покупателей (рынок покупателей).
Концепции управления маркетингом:
а) спрос превышает предложение, б) себестоимость товара слишком высока и ее нужно снизить, повышая производительность (конвейеры);
Основные цели маркетинговой деятельности включают:
1. всестороннее изучение рынка, его состояния и динамики, изменение потребительского спроса на товар или услугу и использование полученной информации в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;
2. достижение максимально высокого потребления и потребительской удовлетворенности, создающее условия для максимального роста производства, занятости и прибыли. Но степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, весьма сложно;
3. установление преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технологического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего и лучшего качества сопутствующих услуг;
4. предоставление максимально широкого выбора, означающее необходимость дать потребителю возможность приобрести товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и потребностям. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а следовательно, и получить наибольшее удовлетворение;
5. максимальное повышение качества жизни за счет повышения качества, количества, ассортимента, доступности товаров, качества окружающей и культурной среды. С этой позиции система маркетинга оценивается по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности и по воздействию на качество физической и культурной среды. Но качество жизни измерить достаточно сложно;
6. своевременность выхода на рынок с новым продуктом. Задержка при выходе на рынок с новым продуктом может обернуться для фирмы большими финансовыми потерями, особенно если товар новый и конкуренция очень низкая, а спрос превышает предложение. В случае задержки при выходе на рынок инициативу могут перехватить конкуренты;
7. стратегическая ориентация маркетинговой деятельности (завоевание новых долей рынка, увеличение объема продаж и т.п.);
8. взаимодействие с торговыми посредниками. Кроме создания товара, удовлетворяющего определенные потребности потенциальных покупателей, необходимо тщательно продумать систему продвижения товара на различные рынки и обеспечить ему место на полках магазина.
Система маркетинга предполагает решение следующих задач:
- комплексное изучение рынка;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для
наиболее полного
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
2 Принципы маркетинга
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы:
• необходимость ориентации всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет требований рынка;
• необходимость
• ориентация на нововведение;
• гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка;
• постоянное и целенаправленное воздействие на рынок;
• ориентация на длительный период времени;
• эффективное управление, необходимость творческого, новаторского подхода к управлению со стороны руководства;
• необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников фирмы.
1. Рынок образуют потребители
с определенными нуждами или
потребностями, для удовлетворе
2. При изучении различных
рынков во многих промышленно
развитых странах обнаружилось,
что спрос редко носит
3. Результатом направленности
производственной программы
4. В настоящее время
для укрепления своих
5. Следующий принцип маркетинга затрагивает его временной аспект: направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат. В отличие от концепции интенсификации коммерческих усилий, когда зачастую на переднем плане стояло кратковременное увеличение сбыта благодаря усилиям посредников, понижению цен и т.д., при ориентации на маркетинг предприятию требуются более длительные периоды времени для планирования и реализации мероприятий. Сначала идет тщательный анализ рынков сбыта, затем закладываются основы, например, разрабатываются соответствующие изделия, и уже после этого, возможно, они представляются на рынке. Между возникновением идеи нового продукта и его успехом на рынке могут пройти годы.
Таким образом, типичной задачей маркетинга является скорее длительное удерживание рынков сбыта при помощи мероприятий среднего и длительного срока действия (разработки продуктов, организации сети сбыта, рекламы и т.д.), чем краткосрочное повышение оборота. Горизонты прогнозирования в маркетинге составляют 5 лет при среднесрочном планировании и 10—15 лет — при долгосрочном.
6. Принцип ориентации на длительный период времени ни в коей мере не вступает в противоречие с принципом гибкого реагирования на изменения требований рынка, а тесно увязан с ним и является его логическим продолжением и дополнением. Реализация принципа ориентации на длительную перспективу в сочетании с использованием методов стратегического менеджмента обеспечивает возможность развития фирмы в условиях роста уровня нестабильности внешней среды, предусматривая использование соответствующих механизмов эффективной адаптации к изменяющейся ситуации. В частности, одним из таких механизмов является многовариантная маркетинговая программа, разработка которой требует значительных усилий и времени, однако позволяет предусмотреть различные варианты возможного развития в будущем.
Информация о работе Роль маркетинга в экономическом развитии страны