Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
В курсе лекций отражены тенденции развития рекламного дела, особенности и средства создания рекламы, способы повышения эффективности ее воздействия. Показаны место и роль рекламы в системе маркетинговых коммуникаций.
♦ плакат-газеты (отдельный лист с несколькими рекламными модулями различных размеров разного содержания);
♦ листовки (цветные листы формата А3 или А4);
♦ стикеры (наклейки размером 30х40 см).
Относительно новым рекламным носителем в минском метро стали пластиковые поручни «Держись за нас», равномерно расположенные по всему вагону. Рекламная информация размещается на обеих сторонах. То, что во время движения поручень раскачивается, является дополнительным фактором привлечения внимания.
Внутрисалонная реклама гарантирует многократность воздействия и непрерывность впечатлений у повторяющихся по составу аудиторий пассажиров, едущих на работу и с работы.
В наземных вестибюлях, межстанционных переходах, на платформах и эскалаторных спусках размещается большое количество рекламно-информационных установок. Это щиты, лайтбоксы (световые короба), динамические дисплеи и плазменные экраны. В 2007 г. Институт социологии Национальной академии наук Беларуси провел исследование, в котором приняли участи 2200 человек. 70% опрошенных отметили, что они положительно относятся к рекламе в метро. При этом 48% респондентов отдали предпочтение рекламе на плазменных экранах. 68% сообщили, что реклама в метро содержит полезную информацию.
Чтобы разместить рекламу в салонах минского общественного транспорта, необходимо заключить договор с УП «Минскпассажиравтотранс».
Для привлечения внимания потребителей в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев используется также звуковая реклама. В этом случае сообщение записывают на пленку вместе с объявлениями об остановках. Чтобы не вызывать раздражение пассажиров, текст рекламных обращений периодически меняют.
Этот вид рекламы подходит для предприятий сферы услуг. Затратив небольшие средства, они приобретают значительное количество новых клиентов. Звуковая реклама на транспорте воздействует на нужный сегмент целевой аудитории, так как она звучит только перед той остановкой, где находится предприятие рекламодателя.
Существуют и нетрадиционные виды наружной рекламы: на асфальте, воздушных шарах, корпусах космических кораблей (престижная реклама, которую могут увидеть телезрители многих стран мира). На нетрадиционных носителях размещают не только коммерческую, но и социальную рекламу.
Как правило, время контакта для наружной рекламы ограничивается 5-10 секундами. В связи с тем, что в большинстве случаев она воспринимается на значительном расстоянии и на ходу, в художественном оформлении этих рекламных материалов надо крупно выделять название и логотип. Текст не должен превышать 10 слов. Нельзя употреблять слова с двойным значением и сложные рисунки. Кроме того, дизайнер должен выбирать цвета, обладающие самой высокой контрастностью (как по яркости, так и по насыщенности). На большом расстоянии они не сливаются и не мешают восприятию рекламного призыва. Наиболее контрастными цветовыми сочетаниями являются желтый и фиолетовый, синий и оранжевый, красный и зеленый, белый и черный. Буквы следует делать большими, чтобы слова, составленные из них, читались сразу, одним взглядом. Важно иметь в виду, что наклонные шрифты, шрифты со слитным начертанием букв, маленькими расстояниями между буквами и словами при движении плохо читаются.
Таким образом, важнейшей функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение информации, распространяемой через другие средства. Ее отличают демократичность, длительные сроки воздействия и высокая частота контактов. Она используется для поддержания благоприятного имиджа фирмы, рекламы торговой марки и передачи информации о зрелищных мероприятиях. Наиболее эффективными видами наружной рекламы являются широкоформатные щиты вдоль автомобильных трасс и реклама на транспорте. Недостатками наружной рекламы являются отсутствие конкретной целевой аудитории и невозможность проследить ее реакцию на полученную информацию.
ТЕМА 9. РЕКЛАМА ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Печатные афиши и рекламные плакаты.
2. Реклама на радио и телевидении.
1. Реклама зрелищных мероприятий является формой массовой коммуникации. Для ориентации их посетителей и стимулирования спроса создаются афиши, плакаты, анонсы и др. Кроме того, реклама необходима для формирования неповторимого имиджа театра, фильма, концертной программы или циркового представления. Она способствует росту их популярности в условиях усиливающейся конкуренции.
Одним из распространенных рекламных жанров является афиша. Еще в Древней Греции сложилась практика вывешивания на столбе у театра или помещения на его ступенях рисованной сценической маски, которая соответствовала характеру пьесы (трагическая или комическая).
В жизни населения Древнего Рима большое место занимали различные публичные зрелища: гладиаторские бои, травля диких зверей, гонки на колесницах, театральные представления, триумфальные шествия. Практиковались единоборства гладиаторов с дикими животными. На некоторых аренах устраивали морские бои. Посетить все эти зрелища призывали афиши. Их размещали на стенах в местах большого скопления людей, а также писали на папирусе и вручали прохожим.
В XVI в. появились печатные афиши. Первоначально на них помещали только название исполнявшегося произведения. Иногда его дополняли занимательным изложением сюжета. Имена авторов и исполнителей стали указывать только в XVII в. Если в городе было нескольких театров, то их афиши различались по цвету бумаги. Например, в Париже «Бургундский отель» выпускал афиши красного цвета, «Комедии Франсез» – зеленого, а «Гранд опера» – желтого.
Декоративные афиши включали в себя разные изобразительные компоненты: орнамент, рамку, типографские линейки, и контрастные шрифты. В конце XVI в. на афишах впервые появились иллюстрации. Их текст печатали обычным типографским способом, а иллюстрация изготавливали гравировкой на дереве или меди. Размер был 22х25 или 22х50 сантиметров. Поэтому прочитать такую афишу можно было лишь с близкого расстояния.
Эволюция жанра проходила по линии сокращения текста и увеличения изобразительной части. Новым рекламным жанром стал плакат. В нем вербальные элементы занимают подчиненное место, а главное отводится иллюстрации. Определение оптимального баланса между текстом и визуальной составляющей является важнейшим условием создания эффективного плаката.
В XVIII в. афишами и плакатами так плотно оклеивали стены домов, что стали говорить о «кожной болезни» городов. Чтобы избавиться от этого уродливого явления, на центральных улицах Лондона, Парижа и других европейских столиц стали устанавливать афишные тумбы.
В конце столетия была изобретена литография (способ печати путем химической обработки известнякового камня). Это дало возможность делать многоцветные плакаты крупных размеров. Если этого было недостаточно, афиши писали от руки клеевыми красками.
Господствующим направлением в искусстве конца XIX в. был модернизм. Он характеризуется отходом от канонов, выработанных в эпоху Возрождения, особой вычурностью линий и высокой эмоциональностью композиций.
Специфический плакатный стиль выработал французский график Жюль Шере. Для него характерны динамичность композиции, цветовая контрастность, лаконичность изображения и текста. Ж. Шере исходил из того, что на плакат будут бросать беглый взгляд люди, спешащие по своим делам. Поэтому его рекламные сообщения состояли из небольшого количества слов, написанных крупными буквами, и яркой картинки, как бы вибрирующей на ветру. Плакаты Ж. Шере призывали посетить художественные выставки, народные гуляния, маскарады и другие зрелищные мероприятия.
Уникальные афиши-плакаты создал французский художник и график Анри де Тулуз-Лотрек. Первым опытом в этом жанре стала реклама знаменитого кабаре «Мулен Руж». Она отличались особой экспрессией и декоративностью. Афиши, расклеенные по всему Парижу, произвели настоящую сенсацию. Около них собирались толпы людей. Поэтому автор получил много новых заказов. Работы Тулуз-Лотрека выделялись необычными ракурсами, свободными жестами персонажей, фигурами, которые фрагментарно вписывались в композицию. В них художник использовал ограниченную цветовую гамму: сочетания черного, светло-коричневого, бежевого, серого и темно-красного.
Теофиль Стейнлен также прославился рекламой мест развлечения. Его стиль был более реалистическим. Самой популярной работой Т. Стейнлена стала афиша артистического кафе «Черная кошка».
Совершенно иную манеру избрал чех Альфонс Муха. В 1895 г. прославленная актриса Сара Бернар заключила с ним договор. Художник создал афиши спектаклей «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Гамлет» и других. Он также разрабатывал проекты декораций и сценических костюмов, оформлял театральные программы. Для его творчества характерны плавные, текучие линии, мягкие цветовые переходы, возвышенно-одухотворенные персонажи.
Выдающимся событием в европейской театральной жизни начала XX в. стали «Русские сезоны» дягилевской антрепризы. Афиши для них делали лучшие художники. Например, неповторимый образ Анны Павловой, танцующей Лебедя в театре Шатле, создал Валентин Серов.
Сильнейшее воздействие на стилистику плаката оказал конструктивизм, сформировавшийся в 1920-е гг. Главным отличием рекламной продукции этого периода было выразительное взаимодействие графики и текста. Плакат воспринимался как единый организм с точно выверенным соотношением частей. В стиле конструктивизма работал Александр Родченко. Как правило, в основе его композиции лежали простые формы: круг, квадрат, треугольник. Он использовал сочетания белого, красного и черного цвета, рубленные шрифты и ровную заливку крупных плоскостей, добиваясь предельной ясности в подаче материала.
В 1920-е гг. всемирную славу приобрел советский рекламный киноплакат. В лучших работах этого жанра идея фильма, воплощенная в визуальных образах, становилась конкретной и доступной. При этом художники стремились найти такие художественные приемы, которые помогали зрителям воспринимать плакаты как своеобразный ключ к пониманию фильма.
Одним из главных элементов афиш и плакатов в то время стал фотомонтаж. Он предоставлял широкие возможности для неожиданных сопоставлений, изменения масштабов и пропорций. Фотомонтаж использовал А. Родченко при оформлении рекламных плакатов к фильмам, как «Броненосец Потемкин» и «Шестая часть мира».
В лучших афишах и рекламных плакатах первой половины XX в. отсутствовали повествовательность и мелкая детализация. Они отличались образным раскрытием идеи художественного произведения, метафоричностью и лаконизмом.
Современные афиши представляют собой сообщения об одном или нескольких, но однородных по типу мероприятий. Например, в театральных афишах указывают название пьесы, имена автора, режиссера, исполнителей и спонсоров проекта. Весь текст печатается крупным разборчивым шрифтом.
В некоторые афиши включают отзывы знатоков или цитаты известных людей. Этот элемент становится основным способом привлечения внимания.
Обязательным реквизитом является информация о месте, дате и времени проведения мероприятия.
2. Радиоафиша знакомит слушателей с текущим концертным, кино- и театральным репертуаром. Популярной рубрикой многих радиостанций является «Афиша выходного дня».
Телеафиши также сообщают о репертуаре театров, кинотеатров и концертных залов. В них указывается время и место предстоящего события, дается короткая аннотация, демонстрируются наиболее зрелищные фрагменты.
Еще одним жанром, который оповещает о запланированном событии, является анонс. Это слово (announce) переводится как сообщение. Анонсируют, как правило, разнообразные культурные мероприятия: выход новой книги или музыкального диска, открытие выставки, премьеру спектакля или кинофильма и др. Если афиша рассказывает об авторах и участниках, месте и времени зрелищного мероприятия, то анонс кратко передает содержание.
На радио анонсовая реклама может быть представлена в виде объявлений. Ее язык должен соответствовать характеру и стилистике рекламируемого явления культуры. Такие объявления предваряются музыкальной заставкой.
Целью анонса является привлечение внимания слушателей, стремление заинтересовать их предстоящим событием. Для этого в радиоанонс включают очень короткие фрагменты и упоминают имена наиболее известных участников.
Поскольку для радиорекламы вообще характерна диалогичность, этот прием успешно используется и в радиоанонсах. В этом случае весь текст радиообращения строится как усеченный диалог.
Большую часть телеанонсов представляет самореклама, то есть сообщения о фильмах, телеспектаклях и концертах, которые будут показаны по данному каналу. Телестудии создают их собственными силами, а не поручают рекламным агентствам.
Каждый телеканал предлагает оригинальные анонсовые рубрики, например, «Новый русский сериал», «Фильм недели», «Золотая коллекция» и другие. Кроме того, телевидение может проводить презентацию программ, объединенных общей темой. В ней нарезкой идут фрагменты телепередач и кадры из фильмов.
Представление телепередач с высоким рейтингом может ограничиваться приглашением к просмотру и напоминанием о теме очередной встречи с телезрителями. Несмотря на краткость, оно должно содержать увлекательную информацию о том, что будет происходить на телеэкране.
Телеанонсы каждый канал организует с учетом интересов своей аудитории. Как правило, они имеют оригинальное музыкальное оформление. Это позволяет выделить их в потоке рекламных роликов.
Кроме того, фирмы, занимающиеся организацией концертной деятельности, с помощью телеанонсов информируют слушателей о предстоящих гастролях.
Таким образом, для привлечения посетителей на зрелищные мероприятия используются различные рекламные жанры: печатные афиши и афиши-плакаты, радио- и телеанонсы, газетные объявления и презентации новых программ. Выбор выразительных и изобразительных средств для каждого жанра зависит от особенностей целевой аудитории, характера и стилистики предмета рекламы. Театральная, кино-, цирковая и другая реклама должна отличаться образностью, метафоричностью и лаконизмом.
ТЕМА 10. ПЕЧАТНАЯ И СУВЕНИРНАЯ РЕКЛАМА
1. Печатную рекламу изготавливают полиграфическим способом. Она рассчитана исключительно на зрительное восприятие.
Преимуществами печатной рекламы являются:
♦ относительная дешевизна;