Автор: A********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:15, дипломная работа
Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения.
В задачи маркетинга взаимоотношений не входит убеждать кого-либо покупать все, что удалось фирме произвести. Сегодня успешный менеджмент как никогда зависит от того, насколько каждая стадия бизнеса – продукт, реклама, послепродажное обслуживание удовлетворяет потребности покупателя. В этом суть ориентации на потребителя как общего подхода к управлению бизнесом. Такое управление приводит к увеличению доходов фирмы, так как доходность есть следствие удовлетворение покупательского спроса.
Введение
1 Теоретические основы маркетинга взаимоотношений
1.1 Поведение потребителей, принципы и методы его изучения
1.2 Потребительская ценность и уровень удовлетворения ожиданий
потребителей
1.3 Права потребителей
2 Исследование маркетинга взаимоотношений в розничном торговом предприятии ИП Гапеева Н.С.
2.1 Анализ потребителей, обслуживаемых ИП Гапеева Н.С.
2.2 Контроль за соблюдением правил продажи товаров, реализуемых
в ИП Гапеева Н.С.
2.3 Контроль качества и культуры обслуживания потребителей
ИП Гапеева Н.С.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета
Умение удержать потребителя часто зависит от того, какого качества продукт предприятие впервые ему предложило, насколько потребитель был удовлетворен в первый раз, получив услуги от фирмы. Маркетинг, как неотъемлемая категория рынка, в обобщающем виде конкретизирует реальную деятельность фирмы по управлению спросом на результаты своей деятельности. Это управление включает в себя изучение потребности различных категорий людей в предоставляемых товарах и услугах.
Проведем анализ потребителей универсама ИП Гапеева Н.С. который расположен недалеко от центра города, в одном из жилых районов. Поэтому его покупателями в большинстве случаев являются жители прилегающих домов. Универсам размещен очень удобно относительно других объектов.
Недалеко от универсама ИП Гапеева Н.С. расположен Автостанция, а также, Молодежный центр, школа, детские сады, Администрация города и района и другие учреждения. Это дает возможность спонтанного посещения универсама. Универсам имеет хорошо организованные подъездные пути и стоянку для личного автотранспорта. Режим работы удобный. Это позволяет делать покупки в течение дня с 8 до 24 часов, без перерыва на обед.
Для того, чтобы дать характеристику покупателей ИП Гапеева Н.С., расположенных в микрорайонах, определим зону торгового обслуживания, с учетом численности населения, числа потенциальных покупателей и возможности спонтанного посещения потребителями близ расположенных торговых точек. Составим таблицу 8.
Таблица 8 - Анализ места размещения ИП Гапеева Н.С.
Зоны (по минутам пешего хода) | Число жителей микрорайона | Доля покупателей, % | Потенциальные покупатели, чел. |
3 минуты | 1490 | 40 | 596 |
5 минут | 960 | 35 | 336 |
10 минут | 1150 | 20 | 230 |
15 минут | 880 | 5 | 44 |
Итого | 4480 | 100 | 1206 |
В зоне, расположенной в 5 минутах пешего хода, находится 3 пятиэтажных жилых дома, в которых проживают 780 человек; три 2-х этажных жилых дома, число жильцов - 130 человек; двенадцать частных домов – 50 жителей. В целом число жителей данной зоны составило 960 человек. На долю потенциальных покупателей приходится 35 % - это 336 человек.
В зоне, находящейся в 10 минутах пешего хода, расположено 4 пятиэтажных жилых дома, в которых проживает 980 человек, два 2-х этажных жилых дома – 85 человек, 20 частных домов – 85 жильцов. Из 1150 жильцов данной зоны потенциальными покупателями являются 20 % - 230 человек.
Следующая зона расположена в 15 минутах пешего хода. В ней находится 2 пятиэтажных жилых дома, в них проживает 720 человек, 43 частных жилых дома, число жильцов которых - 160 человек. Таким образом, общее число жителей зоны - 880 человек, из них 5 % являются потенциальными покупателями.
На основании таблицы 8 определим объем выборки с 95 % доверительностью по формуле:
где n – объем выборки;
Z – нормируемое отклонение, определяемое из уровня
доверительности;
S – среднее квадратичное
E – размер ошибки;
Z = 1,96 (при уровне доверительности 95 %).
Среднее квадратичное отклонение определяется по формуле:
(X(1) –X(ср))2+ (Х(2) – Х (ср))2 + (Х(3) – Х (ср))2 + (Х(4)-Х(ср))2
S2
= ------------------------------
где
Х - число потенциальных
Х ср. – среднее значение потенциальных покупателей универсама;
К - число зон.
Рассчитаем среднее квадратичное отклонение:
2
(302-596) + (302-336) + (302-230) + (302-44)
S2
= ------------------------------
Размер ошибки составит:
Е = 1206*5%= 60,3
Тогда,
2
n = 1,96* 39835 / 60,3 = 42 человека.
Таким образом, полученный объем выборки ИП Гапеева Н.С. составил 42 человека.
Для анализа покупателей проведем опрос посетителей исследуемого объекта. Принцип выборки случайный, форма опроса – анкетирование. Покупателям была представлена анкета, приведенная в приложении И.
Для изучения покупателей, посещающих исследуемый универсам, рассмотрим таблицу 9. В основу положим признак «род занятий». На основании данной таблицы определим, что покупателями анализируемого объекта, являются практически все слои населения от учащихся до пенсионеров. Это связано с тем, что универсам расположен в жилом районе, недалеко от центра города.
Таблица 9 - Социальная характеристика покупателей ИП Гапеева Н.С.
Род занятий | Количество опрошенных | |
человек | Удельный вес(%) | |
1 | 2 | 3 |
Служащие коммерческих предприятий | 9 | 21,4 |
Служащие государственных организаций | 7 | 16,7 |
Рабочие | 10 | 23,8 |
Предприниматели | 3 | 7,1 |
Учащиеся, студенты | 3 | 7,1 |
Безработные | 3 | 7,1 |
Пенсионеры | 7 | 16,7 |
Итого опрошенных (чел) | 42 | Х |
Удельный вес, (%) | Х | 100,0 |
В радиусе 200-300 метров от универсама расположены отделение Сбербанка РФ, Администрация района и города, ЗАО «Ситалл». Недалеко от универсама находится общеобразовательная школа, и детские сады «Аленка», «Колосок», поэтому покупателями являются как рабочие, так и служащие, безработные, учащиеся и студенты, пенсионеры. Возраст респондентов колеблется от 6 до 65 лет и старше. Основную часть, среди опрошенных составляют лица в возрасте 35-49 лет – 31% и 50-64 года - 31%; в возрасте 20-34 года – 23,8 % .
В ИП Гапеева Н.С. за покупками чаще приходят женщины, их доля составляет 54,8 %. На основании заполненных анкет можно заметить, что на долю семей, состоящую из 3-х человек, приходится большая часть - 40,5 %. На семьи, состоящие из 2-х и 4-х человек, приходится по 23,8 %.
Проанализировав жизненный цикл семьи, можно отметить, что среди покупателей чаще встречаются:
- молодые семьи, имеющие детей в возрасте до 6 лет – 23,8 %;
- молодые семьи, имеющие детей в возрасте старше 6 лет – 19,0 %;
-
пожилые супруги с детьми
Реже:
-
молодые незамужние и
- молодые семьи без детей - 11,9 %;
- пожилые супруги без детей - 7,1 %;
- одинокие - 4,8 %.
Условия проживания опрошенных покупателей различные, однако большая часть имеет собственное жилье: отдельную квартиру – 42,9 % или дом – 23,8 %.
Теперь перейдем к рассмотрению потребителей с точки зрения социально-экономических показателей, х которые позволят получить более подробную информацию о тех, кто является непосредственным покупателем универсама.
Данные проведенного опроса представим в таблице 10.
Таблица
10 - Социально-экономическая
Род занятий | Количество опрошенных | Уровень образования | Доход за месяц | % от дохода на продукты | ||||||||||
Человек | Удельный вес(%) | Начальное | среднее | Среднее специальное | высшие | до 2 тыс. руб. | 2-3 тыс. руб. | 3-4 тыс. руб. | 4-5 тыс. руб. | свыше 5 тыс. руб. | Более 60 % | 40-60 % | менее 40 % | |
Служащие коммерческих предприятий | 9 | 21,4 | - | - | 4 | 5 | - | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 |
Служащие государст- венных организаций | 7 | 16,7 | - | - | 3 | 4 | - | 2 | 3 | 2 | - | 2 | 5 | - |
Рабочие | 10 | 23,8 | - | 4 | 6 | - | 2 | 5 | 3 | - | - | 6 | 4 | - |
Предпринима- тели | 3 | 7,1 | - | - | 1 | 2 | - | - | 2 | 1 | - | - | 3 | - |
Учащиеся, студенты | 3 | 7,1 | 1 | 2 | - | - | 3 | - | - | - | - | - | 3 | - |
Безработные | 3 | 7,1 | 1 | 2 | - | - | 3 | - | - | - | - | 3 | - | - |
Пенсионеры | 7 | 16,7 | 2 | 3 | 1 | 1 | 6 | 1 | - | - | 4 | 3 | - | |
Итого опрошенных, (чел) | 42 | Х | 4 | 11 | 15 | 12 | 8 | 15 | 12 | 6 | 1 | 19 | 21 | 2 |
Удельный вес, (%) | Х | 100,0 | 9,5 | 26,2 | 35,7 | 28,6 | 19,0 | 35,7 | 28,6 | 14,3 | 2,4 | 45,2 | 50,0 | 4,8 |
По данным таблицы 10 прослеживается связь между социально-экономическими показателями. То есть от уровня образования зависит род занятий и ежемесячный доход, а, следовательно, и доля расходов на питание в месяц.
Так, покупателями ИП Гапеева Н.С. являются практически все категории населения. Среди опрошенных большую часть составляют рабочие - 23,8 %, служащие коммерческих предприятий и организаций – 21,4 %, служащие государственных предприятий и организаций – 16,7 %.
По данным таблицы можно проследить связь между социально- экономическими показателями: служащие коммерческих и государственных предприятий и организаций – это высококвалифицированные специалисты, имеют высшее и среднее специальное образование. В соответствии с этим уровень их ежемесячного дохода колеблется от 3 до 5 тысяч рублей и свыше 5 тысяч рублей. Поэтому на продукты питания у отдельных лиц расходуется менее 40 % дохода. У большинства покупателей этой категории на продукты питания расходуется 40-60 % от ежемесячного дохода.
Среди опрошенных удельный вес рабочих составил – 23,8 %. Большинство из них имеет среднее и среднее специальное образование. Уровень дохода 2-3 тысячи рублей, поэтому на продукты питания ежемесячно расходуется большая часть – это более 60 % .
7,1 % среди опрошенных покупателей составили предприниматели. Уровень их образования относительно высокий: высшее и среднее специальное образование. Уровень дохода также остается высоким: от 3 до 5 тысяч рублей. На продукты питания ими расходуется 40-60 % от дохода, полученного за месяц.
Такой же процент, среди опрошенных составили учащиеся и студенты. Они имеют начальное и среднее образование. Самостоятельного заработка они не имеют, их доходы не превышают 2 тысяч рублей в месяц. На покупки в магазине расходуют 40-60 % полученных денежных средств.
Среди опрошенных 3 человека – безработные. Это недостаточно квалифицированные специалисты, так как уровень их образования низкий.
2
человека имеют среднее
Среди опрошенных покупателей пенсионеры составили 16,7 % . Это лица с различным уровнем образования: от начального до высшего. Ежемесячный размер пенсии 2-3 тысячи рублей , в среднем размер - 2,5 тысячи рублей. У работающих пенсионеров ежемесячный доход выше – это 3-4 тысячи рублей. Пенсионеры на продукты питания ежемесячно расходуют 40-60 %.
Информация о работе Разработка рекламной стратегии фирмы на примере торговой сети