Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:20, курсовая работа
Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «Армавирский завод резиновых изделий».
Предметом курсовой работы выступает рынок хозяйственных и технических резиновых изделий.
К задачам курсовой работы можно отнести следующие:
− изложить теоретические аспекты понятия «сегментация»;
− отразить особенности предмета работы, связанные с характером предприятия ОАО «Армавирский завод резиновых изделий»;
Введение
1 Теоретические аспекты проведения сегментации рынка товаров производственно-технического назначения
Сущность понятия «сегментация»: цели, задачи, признаки
Процесс проведения сегментации рынка
Принципы сегментации рынка товаров производственно-технического назначения
2 Характеристика предприятия ОАО «Армавирский завод резиновых изделий»
2.1 Общие сведения о предприятии, история развития
2.2 Организационная структура управления
2.3 Динамика экономических показателей деятельности предприятия за
2007-2010 гг
2.4 Характеристика маркетинговой деятельности предприятия
3 Анализ экономических показателей предприятия ОАО «Армавирский завод резиновых изделий» и сегментация рынка товаров производственно-технического назначения
3.1 Анализ экономических показателей предприятия ОАО «АЗРИ»
3.2 Обзор рынка резиновых изделий
3.3 Сегментация рынка по основным признакам
3.4 Сравнительный анализ выбора стратегии позиционирования фирм-конкурентов
4 Разработка маркетинговых мероприятий по продвижению продукции предприятия ОАО «АЗРИ» для рыночных сегментов
4.1 Описание мероприятий по оптимизации (улучшению) работы с клиентскими сегментами
4.2 Расчет затрат на реализацию маркетинговых мероприятий по оптимизации (улучшению) работы с клиентскими сегментами
4.3 Оценка экономической эффективности от проведения мероприятий
За 2010 год ОАО «АЗРИ» получило прибыль от продаж в размере 28557 тыс. рублей. Прочие доходы составили 6863 тыс. рублей. Прочие расходы составили 21527 тыс. рублей. Налог на прибыль составил 2065 тыс. рублей. Величина отложенных налоговых обязательств по налогу на прибыль составила 1614 тыс. рублей. Чистая прибыль Общества за 2010 год 10214 тыс. рублей. В 2009 году предприятием по итогам своей деятельности получена чистая прибыль в размере 10296 тыс. рублей. По видам изделий, в сравнении с прошлым годом, снизился объем производства изделий медицинского назначения на 13 % и составил 41 % выпуска 2010 года. Увеличился объем производства изделий технического назначения на 14 % и составил 51 % выпущенной продукции в 2010 году. Производительность труда в 2010 году возросла на 167,16 тыс. рублей на одного работающего и составила 573,82 тыс. рублей. Рост производительности связан как с уменьшением среднесписочной численности работников по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. так и с увеличением с 01 ноября 2010 г. отпускных цен на некоторые виды выпускаемой продукции. Среднесписочная численность 2010 году составила 443 человека. Среднемесячная заработная плата на одного работающего в 2010 году составила 11518 рублей, что выше показателя за 2009 год на 2659 рублей или на 23 %. Уменьшение численности произошло в результате проведенных мероприятий, способствующих эффективной организации труда.
Теперь
дав характеристику динамики показателей,
можно отобразить это на диаграмме.
Диаграмма 1. – Зависимость производительности труда от
Сделав
краткую характеристику динамики основных
экономических показателей
2.4
Характеристика маркетинговой
деятельности предприятия
В 2008 году завод принял участие в шести выставках, в том числе за пределами Российской Федерации: Белоруссии, Казахстане, Украине, где также по достоинству было отмечено высокое качество выпускаемой продукции. Расходы в рекламных целях, направленные на продвижение выпускаемой продукции, в сравнении с прошлым годом, увеличены в полтора раза и составили 448 тыс. рублей.
В 2009 году завод принял участие в четырех выставках, в том числе за пределами Российской Федерации: Белоруссии. Расходы в рекламных целях, направленные на продвижение выпускаемой продукции, составили 279 тыс. рублей, что составило 62,3 % от аналогичных расходов в 2008 году.
В отчетном году завод принял участие в выставке «Российские производители и снабжение вооруженных Сил России», проводимой при поддержке и содействии Министерства обороны РФ и правительства Москвы. Расходы в рекламных целях, направленные на продвижение выпускаемой продукции, составили 212 тыс. рублей, что составило 76 % от аналогичных расходов в 2009 году.
Из
этого можно сделать вывод, что
как такового маркетингового отдела,
а значит, и маркетинга в принципе
на предприятии нет. На сегодняшний
день, как показывает практика, маркетинговый
отдел, или хотя бы маркетолог, на предприятии
просто необходим, так как одной рекламной
деятельности недостаточно для успешного
функционирования предприятия. Поэтому
предприятие ищет достойного маркетолога
для создания достойного маркетингового
отдела для дальнейшего эффективного
функционирования на рынке.
3
Анализ экономических
показателей предприятия
ОАО «Армавирский завод
резиновых изделий»
и сегментация рынка
товаров производственно-технического
назначения
3.1
Анализ экономических
показателей предприятия
ОАО «АЗРИ»
В части 2 мы рассмотрели динамику основных экономических показателей предприятия за 2007-2010 гг. Теперь пора их проанализировать.
Как показывает динамика объема произведенной продукции периода с 2007 по 2010 гг., этот показатель в 2008 г., по сравнению с 2007, уменьшился на 68568 тыс.руб. По данным 2009 года темп роста объема произведенной продукции составил 120%. В 2010 году этот показатель показал темп роста в 108%. Из этого можно сделать вывод, что данный показатель на протяжении периода с 2007 по 2010 гг. имел неоднозначный темп роста, в частности, на начале данного периода наблюдался спад производства, но благодаря усилиям предприятия по устранению данной проблемы, этот показатель стал значительно увеличиваться.
Соответственно от объема произведенной продукции зависит такой показатель как выручка от реализации продукции. В заданный период (2007-2010 гг) также как и в ситуации с первым показателем темп роста наблюдался довольно разнообразный. За период 2008 года темп прироста составил 90,7% - это лишний раз доказывает зависимость от показателя объема произведенной продукции, так подобный спад мы наблюдали и в предыдущем показателе. По сравнению с 2008 годом, темп прироста в 2009 году составил 171,7%. Это наибольший темп роста за данный промежуток времени. В 2010 году темп роста – 71,6%. Из представленных данных, можно сделать небольшой вывод. За представленный период времени наивысшим темп роста был в 2009 году, а значит, для предприятия 2009 год был наиболее прибыльным. Напрашивается еще небольшое заключение, что предприятию стоит возобновить те условия, при которых в 2009 году функционировало предприятие, так как, несмотря на все модернизации производства за 2010 г., объем произведенной продукции, а соответственно и выручка от реализации, значительно уменьшились.
Как
известно, выручка от реализации –
это сумма показателей
Прибыль от реализации (чистая прибыль). В 2007 году чистая прибыль составила 7600 тыс.руб. В 2008 г. прибыль от реализации принесла лишь убытки в размере 2015 тыс.руб. В 2009 чистая прибыль составила 10296 тыс.руб. (максимум за предложенный период). И в 2010 г. чистая прибыль почти приблизилась к данному показателю за 2007 г. Подведем краткие итоги по данному показателю. Как и в предыдущих показателях, 2008 год оказался убыточным, ведь, как известно, 2008 – год кризисный. В остальном, данный показатель проявил себя довольно стабильно.
Рентабельность продукции. В 2007 году рентабельность продукции составила 13,9%, в 2008 – (-7,9)%, в 2009 – 35,3%, а в 2010 – 47,4%. Динамика данного показателя лишний раз подтверждает, что для производства в стране 2008 год был кризисным. Рентабельность за данный период увеличилась на 33,5%. Сделаем вывод, рентабельность продукции с 2007 по 2010 гг. имела тенденции к увеличению, что показывает способность предприятия бороться за определенную долю рынка.
Среднесписочная численность. За период 2007-2010 гг. среднесписочная численность уменьшилась на 194 сотрудника. Если изначально в 2007 году на ОАО «АЗРИ» трудились 637 человек, то в 2008 г. уже 602. Такое уменьшение численности руководство предприятия объясняет проведенными мероприятиями, способствующими эффективной организации труда. В 2009 году численность работников уменьшилось до 535 человек, а 2010 – до 443. Предприятие ведет правильную политику, так как содержать кадры, не способные выполнять план по производству и повышать производительность труда, просто нет смысла – это пустая трата основных производственных фондов.
Производительность труда. В 2007 году производительность труда составила 361,9 тыс.руб/чел. В 2008 году, как ни странно, понизилась до 308,5. В 2009 году наблюдается достаточный «взлет» данного показателя до 406,66 тыс.руб/чел. В 2010 году она также повысилась до 573,82 тыс.руб/чел.
Среднемесячная
заработная плата. В 2007 году средняя месячная
зарплата составила 7829 руб. В 2008 – 8666 руб,
в 2009 – 8859 руб, а в 2010 году достигла уровня
11518 руб. Данный показатель показывает,
что предприятие ценит сотрудников и старается
в независимости от внешних обстоятельств
(экономический кризис) поддерживать достойную
оплату своих работников.
3.2
Обзор рынка резиновых
изделий
Резинотехнические изделия (РТИ) применяют как комплектующие детали в автомобилестроении, авиастроении и судостроении, в сельскохозяйственном машиностроении, в строительстве, горнометаллургической и других отраслях.
Резинотехнические изделия подразделяют на следующие основные группы: формовые РТИ, неформовые РТИ, транспортерные ленты, ремни и рукава. При производстве РТИ используют практически все каучуки общего и специального назначения.
Сырьем для производства резинотехнических изделий служат каучуки, вулканизирующие вещества (агенты, ускорители, активаторы) и наполнители различного рода, придающие изделиям определенные свойства.
Технологические процессы производства резинотехнических изделий из твердых каучуков включает две общие стадии: подготовительную – получение резиновой смеси совмещение каучука с необходимыми ингредиентами в закрытых резиносмесителях или на вальцах, и заключительную – вулканизацию полуфабриката.
В целом для производства всех резинотехнических изделий в России можно отметить следующую тенденцию – резкий спад до середины 90-х годов и в дальнейшем колебания в определенном диапазоне объемов производства или рост.
Основу резинотехнической отрасли составляют следующие предприятия: ЗАО «Курскрезинотехника», ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Уральский завод РТИ», ОАО «Саранский завод «резинотехника», ЗАО «Волжскрезинотехника», ОАО «УЗЭМИК», ОАО «КВАРТ», а также ЗАО «Латекс», ОАО «Калининский завод резиновых изделий» и ОАО «Армавирский завод резиновых изделий».
В
последние годы отмечается общая
тенденция роста импортных
Тенденция роста отмечается и для внутренних цен на резинотехническую продукцию, основной вклад в который вносят рост цен на сырье (в первую очередь, каучуки) и рост цен на энергоносители.
За
рассматриваемый период выросло
потребление всех видов резинотехнической
продукции. Значительную прибавку в
росте емкости российского
В
целом положение отраслей народного
хозяйства, потребляющих резинотехническую
продукцию, и перспективы их развития
дают право утверждать, что в ближайшей
перспективе рост потребления резинотехнической
продукции сохранится. Однако, состояние
предприятий-производителей, требующее
модернизации оборудования, не дает возможности
увеличить производство востребованной
на рынке продукции. Поэтому рост потребления
будет определяться, в первую очередь,
импортом.
3.3
Сегментация рынка
по основным признакам
Для сегментации такого специфического рынка, как резиновых перчаток производственного и промышленного назначения можно проводить по следующим критериям:
Берем несколько из данных критериев, таких как сегментирование по географическому признаку и по типу клиентов.
Сегментация
по географическому
признаку. При сегментации по первому
признаку, следует рассматривать внутренний
рынок с разделением на федеральные округа.
Это дает наиболее полную структуру охвата
рынка. Специфика этого рынка не ограничивает
производителей только их регионом, а
позволяет работать с клиентами разных
субъектов, в которых есть спрос. Распределение
по регионам приведено на рисунке 3.___.
Рисунок
3.1. - Сегментация по географическому признаку
Из рисунка 3.1 видно, что лидирующие позиции по количеству потребления резиновых перчаток являются Центральный , Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа. Это связано с количеством находящихся здесь потребителей. Почт четверть рынка сосредоточена в Центральном округе, что говорит о потенциале этого сегмента. В тоже время, с активным развитием Дальневосточного и Сибирского округов связаны оптимистические прогнозы роста рынка.
Но
существенной проблемой этого рынка
является конкуренция между отечественным
производителем и импортной продукцией.
Особенно эта проблема становится актуальной
при вступлении России во Всемирную торговую
организацию, что повлечет за собой снижение
входных пошлин и увеличение поставок
дешевых товаров восточно-азиатского
происхождения, что может еще больше усугубить
позиции отечественных производителей.
Распределение между отечественной продукцией
и импортной приведена на рисунке 3.2.
Рисунок
3.2 - Разделение рынка по производителям
Как видно на рисунке 3.2, боьшую часть рынка занимают зарубежные производжители, которые распрастраняют свои товары за счет своих обширных дилерских сетей, что в купе с низкой себестоимостью и лучшим качеством, дает им ощутимые конкурентные преимущества. Поэтому это распределение может измениться еще больше не в пользу отечественных производителей с вступлением в ВТО.