Разработка маркетинговой стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка маркетинговой стратегии фирмы, а именно ОАО «Чусовской Металлургический завод».
Задачами данной работы являются:
* определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
* анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
* выработка и обоснование маркетинговой стратегии для ОАО «Чусовской Металлургический завод»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
1. Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия…………………..4
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии………………………………………4
1.2. Методика разработки маркетинговой стратегии……………………………….17
2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Чусовской Металлургический завод»……………………………………………………………………...24
2.1. Краткая характеристика предприятия и основные показатели ее деятельности
2.2. Анализ внешней и внутренней среды…………………………………………...29
2.3. Управленческое обследование слабых и сильных сторон предприятия……...32
2.4. Определение конкурентоспособности…………………………………………..35
2.5. Разработка предложений по определению путей повышения конкурентоспособности………………………………………………………………………..40
3. Разработка стратегии развития ОАО «Чусовской Металлургический завод»…….41
3.1. Определение миссии и целей предприятия……………………………………..41
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT-анализа…………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 145.02 Кб (Скачать)

     2. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства и города Чусового, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (предприятие неоднократно получало кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.

    3. Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:

- Уровень  конкуренции в отрасли. Уровень  конкуренции на современном рынке  металла достаточно низок. Низкий  уровень конкуренции достигается  за счет малого количества  производителей металлопродукции. Однако в Пермской области  в двух близлежащих городах  – Чусовом и Лысьве – находятся  два завода, тогда как по всей  России таких заводов около  10.

    Степень конкурентоспособности завода определяется не только и не столько величиной  прибыли (как правило, чем больше оборот, тем прибыль ниже в своих  относительных значениях), сколько  финансовой устойчивостью, уровнем  рентабельности, отсутствием резких перепадов в экономической деятельности, способностью и готовностью реагировать  на скачки конъюнктуры, солидностью  деловых партнеров, величиной занимаемого  сегмента рынка, общим уровнем ликвидности.

      Успеха на современном рынке  (успехом в условиях кризиса  можно считать само пребывание  на рынке при ведении коммерческой  деятельности по законам цивилизованного  общества) добиваются предприятия,  ведущие эффективную маркетинговую  деятельность, внимательно относящиеся  к работе с покупателем, внедряющие  современные достижения менеджмента  и прогрессивные формы торговли, чувствующие направление перспективных  тенденций, активно действующие  на финансовых рынках.

    Отличительной особенностью современного рынка металла  в России является стремление металлопроизводителей  заключать договора поставки металлопроката с наиболее известными потребителями  – в основном, производителями  автомобилей. Также металлопроизводители расширяют рыночный сектор путем  изготовления профиля, эмалированной  посуды, оцинкованной посуды. Кроме  того, заводы оказывают дополнительные услуги за счет вспомогательных производственных цехов и участков.

  • Изменение доходов потребителей. В настоящее время ОАО «ЧМЗ» ориентируется на выпуске своей продукции на потребителей со средним и высоким уровнем дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации.
  • Демографические факторы. Изменения в демографической ситуации, происходящие в России, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность фирмы. В настоящее время в регионе наблюдается демографический кризис, поэтому увеличение спроса на металлургическую продукцию будет низкое. Однако доходы населения увеличиваются, что приведет к увеличению спроса на более дорогую металлургическую продукцию, что положительно скажется на прибыли предприятия.

    4. Конкуренты. Основным конкурентом для ОАО «Чусовской металлургический завод» является ОАО «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод».

Также у ОАО «ЧМЗ» имеется ряд  других конкурентов.

    Синельковский завод рессор производит только 80 тыс. т рессор в год, а ЧМЗ производит 150 тыс. т рессор в год. Чусовской  рессорный цех стал крупнейшим производителем рессорной продукции в Союзе.

    В 1960–1970-е г.г. Чусовской завод утратил  положение единственного производителя  ванадиевого чугуна. Нижнетагильский  металлургический комбинат освоил выпуск ванадиевого чугуна и ванадиевого  шлака. В Туле вступил в строй  ферросплавный цех в полтора  раза превышающий своей мощностью  ферросплавный цех Чусовского завода.

    В 1979 г. Ванадиевому чугуну был присвоен государственный знак качества. В последующие годы была проделана большая работа по разработке состава и технологий выплавки различных марок ванадийсодержащих чугунов. Они пользуются повышенным спросом.

    Посредством операций конкурентоспособность можно  обеспечить такими способами:

  • улучшение технических характеристик продукции;
  • повышение прочности и надежности изделия;
  • увеличение изделий или увеличение услуг по индивидуальным требованиям заказчиков;
  • увеличение скорости доставки;
  • своевременное внедрение продукции на рынок;
  • нововведения продукции;
  • способность гибко регулировать объем выпуска продукции в соответствии со спросом;
  • поиск новых рынков сбыта.

    5. Социальные факторы. Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут повлиять в дальнейшем на деятельность ОАО «ЧМЗ», относятся следующие:

  • средний уровень заработной платы в отрасли: поскольку заработная плата работников предприятия несколько превышает среднюю заработную плату в отрасли, то у предприятия имеется возможность повышать требования к работающим. Вместе с этим, по прогнозам специалистов, следующие 1-2 года ожидается значительное повышение спроса на маркетологов, что приведет к росту заработной платы этих специалистов на рынке труда и заставит предприятие повысить заработную плату работникам отдела маркетинга, чтобы избежать текучести кадров из данного отдела.
  • движения в защиту прав потребителей и повышение требований к предприятиям, предоставляющих аналогичные услуги.
 

2.3 Управленческое обследование  сильных и слабых  сторон предприятия

    Следующим этапом стратегического планирования является определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы  воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить  проблемы, связанные с внешними опасностями.

    Управленческое  обследование представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления  ее стратегически сильных и слабых сторон.

    Для упрощения обследования рассмотрим следующие основные функции:

    1. Маркетинг. Продвижение продукции предприятия возложено на заместителя Ген. Директора по коммерции, которому подчиняются следующие отделы: материально – технического снабжения, сбыта, управления внешнеэкономической деятельностью, транспортный отдел.

    Завод отгружает продукцию как на внутренний рынок, так и в страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Украина, Узбекистан, Белоруссия) и экспорт.

    Основные  задачи и показатели плана материального  снабжения:

  • План материального снабжения должен предусматривать поступление на предприятие сырья, материалов и топлива, необходимых для производства и создания запасов, обеспечить бесперебойную работу предприятия и выполнение плана производства продукции.
  • При составлении плана материального снабжения предусматривается всемерное уменьшение затрат на сырье, материалы, топливо с целью снижения себестоимости продукции, а также ускорение оборачиваемости оборотных средств.

    Для металлургического предприятия  это имеет исключительно большое  значение, так как в себестоимости  металлургической продукции материальные затраты составляют 75%.

    В плане материального снабжения  устанавливаются:

  • нормы расхода сырья, материалов, топлива на единицу продукции;
  • нормы запасов сырья, материалов и топлива в днях и в абсолютных количествах;
  • баланс сырья, материалов, топлива и вытекающая из баланса необходимая поставка предприятию сырья, топлива, материалов;
  • заготовительные цены на сырье, материалы, топливо.

    В плане материально – технического снабжения определяются также ресурсы  отходов, побочных продуктов, возвратов  и предусматривается рациональное использование этих ресурсов.

    2. Финансы. При обследовании функции финансов остановимся на следующих областях:

    1) Использование оборотных средств: вопросы, связанные с оборотными средствами постоянно находятся в поле зрения руководства. Благодаря чему на сегодняшний момент предприятием самостоятельно определены основные нормативы оборотных средств с учетом всех возможных задержек, что позволяет предприятию не испытывать их недостатка. Кроме этого постоянно ведется работа по уменьшению длительности производственного цикла, что способствует сокращению объема оборотных средств и увеличению их оборачиваемости. Ускорение оборачиваемости оборотных средств – один из важнейших факторов улучшения финансового состояния. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет либо при том же объеме производства высвободить из оборота часть оборотных средств, либо при том же размере оборотных средств – увеличить объем производства.

    2) Возможность привлечения дополнительных средств. На сегодняшний день предприятие уже неоднократно получало краткосрочные ссуды и долгосрочные кредиты. Сейчас предприятие ведет переговоры о получении кредита на реконструкцию доменной печи № 2. Поэтому у предприятия существует возможность привлечения заемных средств, что является его сильной стороной.

    3) Анализ дебиторской задолженности: поскольку продукция и услуги, которые производит и предлагает данное предприятие, являются не дорогостоящими, то в основном задержек денежных средств нет, т.е. дебиторской задолженности у предприятия нет, и оно своевременно получает все денежные средства.

    4) Финансовая устойчивость предприятия: на сегодняшний день финансовое состояние фирмы не является достаточно устойчивым и в целом зависит от объемов производства и реализации продукции. Поэтому предприятие использует все возможности для увеличения объемов продаж.

    3. Операции. Основные вопросы, на которые необходимо ответить в ходе исследования сильных и слабых сторон функции управления операциями, следующие:

    1) Себестоимость продукции и услуг: на сегодняшний день продукция и услуги производятся по наименьшей себестоимости, что связано с технологией производства и достаточно производственно – технической базой для осуществления своей деятельности, постоянным поиском и внедрением новых способов производства и совершенствованием использования сырья предприятием.

    2) Время выполнения заказа: на время выполнения заказа не оказывает влияние ни работа транспорта, ни другие факторы. Поступивший заказ на производство выполняется согласно плана или договора. Это зависит от технологии производства и квалификации работников. Таким образом, время выполнения заказа минимально и не нуждается в дальнейшем сокращении.

    4. Человеческие ресурсы. ОАО «Чусовской металлургический завод» имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными фирмой требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям. Основные вопросы организации труда уже разработаны отделом кадров и способствуют повышению производительности труда работников. Основным направлением работы предприятия в области человеческих ресурсов является сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждый работник в течение года проходит обучение на курсах. Внимание к человеческому фактору не случайно, т. к. руководство компании понимает, что наличие квалифицированных сотрудников и руководителей позволяет ей следовать различным альтернативным стратегиям.

    5. Культура и имидж  предприятия. Единственным правилом при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение всех заданий, соблюдение правил по технике безопасности и охране труда, доброжелательное отношение к клиентам. За счет этого создается и имидж предприятия. На сегодняшний момент ОАО «ЧМЗ» ассоциируется у потребителей с предприятием, качественно и дешевле, чем у конкурентов, производящим определенные виды металла и оказывающим разные услуги. 

Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии