Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель работы ― является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии.
Методы исследования: аналитический, табличный, относительных величин, коэффициентов.
Исследования и разработки: рассмотрена организация маркетингового исследования на предприятии и предложены пути совершенствования организации маркетинговых исследований.
Областью возможного научного применения является совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии пищевой промышленности.
Большое внимание в настоящее время обществом уделяется экспорту. Удельный вес экспорта в общем объеме продаж составляет 50 – 60 %, что является очень весомым и значительным фактом.
Основным зарубежным рынком сбыта остается Россия (99% продукции), также производится сотрудничество с Литвой, Германией, Украиной, Испанией и другими странами.
Таблица - Экспортные поставки на ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2008 – 2010 гг.
Наименование товара |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп роста (отклонение) |
Страна-импортер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Говядина |
4008 |
7975 |
9000 |
+4992 |
РФ |
Свинина |
1521 |
300 |
700 |
46,0 |
РФ |
Говядина блочная |
79 |
208 |
250 |
+171 |
РФ |
Говядина без кости крупнокуск. |
37 |
46 |
50 |
135,1 |
РФ |
Свинина без кости крупнокуск. |
22 |
- |
20 |
90,9 |
РФ |
Шкуры КРС |
- |
666 |
700 |
+700 |
Польша, Литва, РФ |
Жир |
325 |
418 |
450 |
138,5 |
РФ |
Субпродукты |
49 |
201 |
200 |
+151 |
РФ |
Вырезка |
10 |
33 |
40 |
+30 |
РФ |
Рога, копыта |
15 |
29 |
40 |
+25 |
Литва, Германия |
Кость поделочная |
10 |
7 |
10 |
100,0 |
Литва |
Трахея, хрящ |
9 |
2 |
10 |
111,1 |
Испания |
Альбумин |
32 |
42 |
50 |
156,3 |
Украина, РФ |
Колбасные изделия |
- |
7 |
30 |
+30 |
РФ |
ИТОГО |
6117 |
9934 |
11550 |
188,8 |
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
Как видно из таблицы , основным партнером предприятия является Россия в силу того, что наши страны связаны между собой экспортно-импортными операциями на глобальном экономическом уровне, являются близкими в плане национально-культурных и законодательных аспектов. В планах ОАО «Пинский мясокомбинат» расширение географии поставок и увеличение объемов экспорта в другие страны СНГ и дальнего зарубежья.
Главную роль на формирование спроса потребителей на продукцию играет цена.
Маркетинговые исследования показали, что в 2010 г. объем реализации готовой продукции значительно увеличился по сравнению с аналогичными периодами 2009 г. (рис. ) вследствие применения скидок на продукцию.
Рисунок – Объем продаж готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» с разбивкой по месяцам в 2008 – 2010 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
Действительно, из диаграммы видно, что при сравнении аналогичных периодов (май-декабрь 2009 и 2010 гг.) проведения акций, скидок объемы продаж готовой продукции увеличились по сравнению с началом года.
Проведение данных акций стимулирует сбыт всей выпускаемой продукции в целом, а также общество получает прибыль ввиду того, что цены на продукты, находящиеся на акции, не снижаются до минусовой рентабельности. Еще одна цель проведения подобных акций – снижение запасов оболочки и сопутствующих материалов на складах. Подобные акции не требуют финансовых затрат на рекламу – дополнительное преимущество таких мероприятий.
Еще одним немаловажным фактором, оказывающим влияние на деятельность предприятия, являются его конкуренты. Их действия стимулируют к созданию новых видов продукции, участию в инновационной и инвестиционной деятельности, использованию более эффективных средств стимулирования сбыта и т.д.
Основными конкурентами ОАО «Пинский мясокомбинат» по выпуску и реализации колбасных изделий и копченостей являются Брестский и Березовский мясокомбинаты. Это подтверждает диаграмма (рис. ).
Рисунок – Объем реализации колбасных изделий мясокомбинатами Брестской области в 2010 г.
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
Таким образом, объем реализации колбасных изделий в 2010 г. Брестским мясокомбинатом и Березовским мясокомбинатом в 2,4 и 2,0 раз больше, чем Пинским, но при этом Кобринский мясокомбинат реализует на 3,4 раза меньше, чем ОАО «Пинский мясокомбинат».
Такие высокие объемы продаж объясняются тем, что деятельность данных конкурентов находится на подъеме. Не смотря на значительную разницу в производственных мощностях данных производителей ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2010 г. увеличил объемы продаж колбасных изделий до 129% по сравнению с 2009 г., а ОАО «Брестский мясокомбинат» и ОАО «Березовский мясоконсервный мясокомбинат» на 127% и 113% соответственно (рис.).
Рисунок – Темпы роста объемов продаж колбасных изделий в 2010 г. к 2009 г.
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
Достаточно высокий темп роста ОАО «Пинский мясокомбинат» удалось достичь благодаря правильному формированию ассортимента и ценовой стратегии на продукцию. В 2010 г. были выпущены новые виды продукции, которые смогли удовлетворить спрос всех слоев населения не только по качеству, но и по цене. Ценовой уровень в данном году формировался исходя из анализа цен и продукции конкурентов (Брестского и Березовского мясокомбинатов), но при этом учитывались возможности их снижения, с целью привлечения наибольшего числа потребителей (рис.).
Рисунок – Средняя цена реализации колбасных изделий в 2010 г. (бел. руб. без НДС)
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
При анализе рис. было выявлено, что ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет самую низкую среднюю цену реализации колбасных изделий – 9 435 бел. руб. Чуть выше цены на продукцию Березовского мясокомбината – 9 489 бел. руб. Стоимость колбасных изделий Брестского мясокомбината выше, чем стоимость Березовского на 12,9% и Пинского на 13,5%.
ОАО «Пинский мясокомбинат» получил в результате реализации колбасных изделий прибыль в размере 3819 млн. бел. руб. (рис. ) со средней рентабельностью 6,1% (рис. ).
Рисунок – Рентабельность реализованной продукции в 2010 г.
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
Из рисунка видно, что рентабельность реализованной продукции исследуемого предприятия в 2010 г. составила 6,1%, что на 3,7% меньше, чем Брестского мясокомбината, но при этом данный показатель превышает рентабельность Березовского и Кобринского мясокомбинатов на 2,6% и 3,5% соответственно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что средняя цена реализации колбасных изделий у ОАО «Пинский мясокомбинат» самая низкая, а темп роста продаж самый высокий, это говорит о том, что ценовая стратегия выбрана верно.
Это еще
раз доказывает то, что, чем ниже
цена по сравнению с ценами конкурентов
на продукцию при высоком
Таким образом, ценовая стратегия на 2011 г. будет следующей: цены на продукцию ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2011 г., как и в 2010 г., будут формироваться и постоянно корректироваться исходя из анализа цен на аналогичную продукцию конкурентов (Брестского и Березовского мясокомбинатов). Также предприятие будет определять, когда пожертвовать прибыльностью в пользу роста доли рынка, а когда лучше ориентироваться на сиюминутную прибыль.
Также при анализе деятельности предприятия нельзя обойти стороной потребителей, так как они являются основным «источником» прибыли. Как уже отмечалось выше, ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет потребителей по всей территории Республики Беларусь и не только. В данном анализе во внимание будем принимать только отечественных потребителей.
Для начала рассмотрим основных контрагентов предприятия (табл. ).
Таблица - Реализация колбасных изделий основным контрагентам ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2009 – 2010 гг., тн.
Контрагенты |
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
Минск |
704,2 |
1175,6 |
166,9 |
Пинск |
1347,1 |
1500,8 |
111,4 |
Пинский район |
365,8 |
426,7 |
116,6 |
Брест |
256,8 |
329,8 |
128,4 |
Иваново |
82,3 |
96,1 |
116,8 |
Кобрин |
12,8 |
19,2 |
150,0 |
Лунинец |
379,4 |
534,6 |
140,9 |
Ивацевичи |
86 |
151,3 |
175,9 |
Ганцевичи |
145,3 |
181,5 |
124,9 |
Ляховичи |
27,3 |
80,7 |
295,6 |
Жлобин |
4 |
6,6 |
165,0 |
Бобруйск |
164 |
171,4 |
104,5 |
Гомель |
216,2 |
322,7 |
149,3 |
Солигорск |
103 |
115,3 |
111,9 |
Барановичи |
23,6 |
38,3 |
162,3 |
Мозырь |
32,3 |
52,5 |
162,5 |
Столин |
579,1 |
603,2 |
104,2 |
Минская область |
3,5 |
4,8 |
137,1 |
Светлогорск |
10,4 |
9,3 |
89,4 |
Молодечно |
121,8 |
79,2 |
65,0 |
Гродно |
138,8 |
126,4 |
91,1 |
Дрогичин |
20,8 |
54,1 |
260,0 |
Дзержинск |
0,4 |
1,7 |
425,0 |
Малорита |
6,5 |
6,9 |
106,2 |
Несвиж |
8,4 |
8,2 |
97,6 |
Речица |
128,8 |
157,8 |
122,5 |
Пружаны |
5,8 |
63,8 |
1100,0 |
Каменец |
9,9 |
10,1 |
102,0 |
Полоцк |
- |
1,1 |
- |
Орша |
160 |
184 |
115,0 |
Петриков |
- |
3,3 |
- |
Калинковичи |
26,3 |
47,3 |
179,8 |
Сморгонь |
1,8 |
4,1 |
227,7 |
Вилейка |
33,9 |
15,3 |
45,1 |
Могилев |
1,4 |
133,3 |
9521,4 |
Новогрудок |
- |
1,3 |
- |
Глуск |
- |
12,2 |
- |
Столовая м/к |
1,4 |
1,8 |
128,6 |
ФМ 1 - ул.Ленина |
74,8 |
60 |
80,2 |
ФМ 2 – м/к |
14,2 |
12,4 |
87,3 |
ФМ 3 - Столин |
42,2 |
37,6 |
89,1 |
ФМ 4 - ул.Пушкина |
65,7 |
54,5 |
83,0 |
ФМ 5 - Иваново |
34,7 |
32,6 |
93,9 |
ФМ Пикант - ул. Кирова |
6,8 |
51,4 |
755,9 |
Прочие |
11,8 |
5,9 |
50,0 |
ИТОГО |
5459,9 |
6997,7 |
128,2 |
Из таблицы видно, что предприятие имеет потребителей по всей территории Беларуси. Но при этом основными являются города Пинск, Минск, Столин, Лунинец. Реализация колбасных изделий в них достигает 1500,8 тн, 1175,6 тн, 603,2 тн, 534,6 тн соответственно в 2010 г. При этом значительно увеличились поставки в г. Могилев, фирменный павильон по ул. Первомайская в г. Пинске и г. Пружаны. В 2010 г. в результате активной маркетинговой деятельности появились новые потребители – города Полоцк, Петриков, Новогрудок, Глуск.
Как уже отмечалось ранее, ОАО «Пинский мясокомбинат» осуществляет сбытовую деятельность не только своими силами, но и с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим дилеров исследуемого предприятия (табл. ).
Таблица – Реализация дилерами ОАО «Пинский мясокомбинат» колбасных изделий за 2009 – 2010 гг., тн
Дилеры |
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
ЧТУП «Сионград» г.Минск |
37,7 |
5,2 |
13,8 |
ООО Вара г. Минск |
42,5 |
55,5 |
130,6 |
ЧТУП «Сионград» г.Бобруйск |
155,5 |
159,2 |
102,4 |
ООО «Олдиком» г. Гродно |
130,8 |
126,3 |
96,6 |
ИП Филиппович Н.В. г. Орша |
72,9 |
50,7 |
69,5 |
ИП Шаблыко О.А. г. Молодечно, Вилейка, Сморгонь |
155 |
82,5 |
53,2 |
ЗАО "Комвак" г. Минск |
- |
240,8 |
- |
ООО "Колбасов и К" г. Могилев |
- |
133,3 |
- |
ИТОГО |
594,4 |
853,5 |
143,6 |
Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.
При анализе объемов реализации продукции дилерами предприятия было выявлено, что наибольшее количество колбасных изделий было продано ЗАО "Комвак" г. Минск (240,8 тн), а также ЧТУП «Сионград» г.Бобруйск (159,2 тн), ООО "Колбасов и К" г. Могилев (133,3 тн), ООО «Олдиком» г. Гродно (126,3 тн) в 2010 г. Также в 2010 г. у ОАО «Пинский мясокомбинат» появилось два новых дилера – ЗАО "Комвак" г. Минск и ООО "Колбасов и К" г. Могилев, которые сразу показали достаточно высокие объемы продаж продукции. В общем объеме за 2010 г. было реализовано колбасных изделий на 43,6% больше, чем в 2009 г.
Информация о работе Проведение маркетингового исследования на предприятии