Проведение маркетингового исследования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ― является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии.
Методы исследования: аналитический, табличный, относительных величин, коэффициентов.
Исследования и разработки: рассмотрена организация маркетингового исследования на предприятии и предложены пути совершенствования организации маркетинговых исследований.
Областью возможного научного применения является совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии пищевой промышленности.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 477.77 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Анализируя  таблицу было выявлено, что все показатели рентабельности предприятия за 2008 – 2010 гг. увеличились. Рентабельность внеоборотных активов в 2008 г. составляла 3,02%, а к 2010 г. увеличилась до 17,53%. Рентабельность оборотных активов в 2008 г. была равна 6,49%, а к концу исследуемого периода возросла до 38,84%. Такой рост рентабельности внеоборотных и оборотных активов за 2008 – 2010 гг. связан с увеличением прибыли на        10 355 млн. руб.

Показатель  рентабельности совокупных активов, собственного и заемного капитала в 2008 г. имел отрицательное  значение (-1,0%, 1,44% и 0,86% соответственно), так как в данном году был получен  убыток в размере 211 млн. руб. В 2009 и 2010 гг. предприятие получает чистую прибыль  и данные показатели приобретают  положительное значение.

Также за период с 2008 по 2010 гг. возросла рентабельность производственной деятельности по всем направлениям. Рентабельность производственной деятельности по прибыли от реализации в 2008 г. равнялась 1,11%, в то время как  в 2009 и 2010 гг. ее значение достигло 4,01% и 6,01% соответственно. Повышение рентабельности в 2008 и 2009 гг. вызвано ростом прибыли  от реализации. Рентабельность производственной деятельности по чистой прибыли в 2008 г. имела отрицательное значение -0,21%. Это связано с тем, что в 2008 г. был получен чистый убыток. В следующие года предприятие добавило 3,39 процентных пункта и вышло на значение 3,18%. Рентабельность производственной деятельности по чистому денежному потоку за период 2008 – 2010 гг. увеличилась на 3,21% (в 2008 г. была равна 1,10%, а в 2010 г. – 4,31%).

За исследуемый  период наблюдается наибольший рост рентабельности продаж по прибыли от реализации. В 2008 г. значение данного  показателя равнялось 1,08%, что составляло на 4,50% меньше, чем в 2010 г. Что касается рентабельности продаж по чистой прибыли, то значение данного показателя в 2008г. имело отрицательное значение (-0,20%). Потом значение выходит на положительный уровень и становится равным 2,95%. Рост рентабельности продаж по чистому денежному потоку за период 2008 – 2010 гг. составил 2,93 процентных пункта.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие  имеет достаточно неплохие показатели рентабельности, что связано в  первую очередь с увеличением  объемов производства, а соответственно, и прибылью предприятия. Поэтому при анализе деятельности предприятия необходимо обратить внимание на структуру продукции, изучить какие товары пользуются большим спросом, а какие нет. Это позволит предприятию наиболее эффективным образом сформировать производственную программу и определить стратегию в отношении товаров, пользующихся незначительным спросом.

2.2.  Анализ исследований рынков  сбыта, продукции, потребителей, конкурентов

Основными направлениями исследований в маркетинге являются рынок, товар, конкуренты, потребители, цены, поставщики, внутренний потенциал  предприятия. В данной работе объектом исследования выступает ОАО «Пинский мясокомбинат», в том числе рынки сбыта, производимая продукция и конкуренты предприятия.

Выходя  на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять  запросы всех покупателей. Вместе с  тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени  удовлетворял бы нужды и потребности  существующих и потенциальных покупателей. Последнее возможно только в том  случае, когда производителем установлен факт соответствия изготовляемых или  запускаемых в производство товаров  запросам и вкусам покупателей, определено, насколько товары его фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров  фирм конкурентов. Необходимо также  выяснить достоинства и недостатки товара. На выяснение этих вопросов и направлен анализ продукции  предприятия.

Как уже  упоминалось, ассортимент готовой  продукции насчитывает 180 наименований, которые пользуются стабильным спросом  у розничных покупателей.

Рассмотрим  структуру производства продукции  предприятия по ассортиментным группам  за 2010 г. (рисунок  ).

 

Рисунок     - Структура производства продукции ОАО "Пинский мясокомбинат" в 2010г.

Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Как видно  из диаграммы, наибольший удельный вес  занимают колбасы вареные (38,6%), на втором месте сосиски и сардельки (18,6%), чуть меньше копчености (16,7%). Отсюда можно  сделать вывод, что данные ассортиментные группы пользуются наибольшим спросом  у потребителей.

Также проанализируем объемы реализации готовой продукции  по ассортиментным группам ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2008 – 2010 гг. Данные будут предоставлены в таблице .

 

Таблица  – Объем реализации готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2008 – 2010 гг. (по ассортиментным группам), тн.

Наименование ассортиментной группы

2008

2009

2010

Отклонение (10/08), +/-

Вареная колбаса

2068,5

2315,8

2725,2

656,7

Сосиски и сардельки

807,3

856,2

1314,5

507,2

Полукопченые колбасы

363,7

457,6

527,0

163,3

Сырокопченые колбасы

131,8

146,0

201,5

69,7

Варено-копченые колбасы

490,5

401,4

436,0

-54,4

Копчености

538,0

734,4

1180,0

642,0

Нефондовая продукция

605,6

559,0

670,8

65,2

ИТОГО

5005,4

5470,4

7055,0

2049,6


Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Как видно  из таблицы, за период 2008 – 2010 гг. по всем ассортиментным группам наблюдается  рост объемов реализации готовой  продукции (кроме варено-копченых колбас). Наибольший рост наблюдается по группе «вареная колбаса» – 656,7 т, чуть меньше – по «копчености» (642,0 т). Также достаточно высокий рост наблюдается по группе «сосиски и сардельки» – 507,2 т.

В общей  же сумме объем реализации готовой  продукции вырос на 2049,6т за 2008 – 2010 гг. Это достаточно серьезная  цифра, которая говорит о том, что продукция предприятия пользуется спросом, а значит она качественная, доступная для различных слоев  населения.

Вот что  можно услышать от отечественных  потребителей в большинстве случаев: «Мы с друзьями собираемся в выходные на дачу. Вот решили сардельки и  сосиски пожарить. Очень вкусные на костре получаются. На природу – шашлычок, к празднику – мясные деликатесы, на каждый день – вареную колбаску и сосиски. Все качественное и относительно недорогое. Быстро, вкусно, сытно, недорого».

Но для  того чтобы продукция пользовалась спросом она должна быть предложена в нужном месте в нужное время, то есть необходимо найти такие рынки  сбыта, где данный вид товара занял  бы свою нишу.

Продукция ОАО «Пинский мясокомбинат» поставляется во все регионы Республики Беларусь и за ее пределы – в Российскую Федерацию.

На диаграмме  представлен объем реализации готовой  продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» в регионы Республики Беларусь в 2010 г.

 

Рисунок     - Объем реализации готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» в регионы Республики Беларусь в 2010 г.

Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Как видно  из рисунка наибольший удельный вес  в поставках продукции занимает Брестская область – 62%. И это  правильно, так как производство располагается именно там и имеется  наилучший доступ к рынкам сбыта, а также есть возможность поставлять свежую продукцию чаще чем, например, в Витебскую, Могилевскую и Гродненскую  области. Из-за географической отдаленности от г. Пинска продукция поступает в эти регионы 1-2 раза в неделю. На данных рынках сбыта работают посредники (дилеры, комиссионеры) ОАО «Пинский мясокомбинат».

Также диаграмма  свидетельствует о том, что продукция  ОАО «Пинский мясокомбинат» также пользуется стабильным спросом у покупателей Минской (19%) и Гомельской (8%) областей. В эти регионы продукция предприятия экспедируется ежедневно.

Главной задачей ОАО «Пинский мясокомбинат» является углубление и закрепление на рынках сбыта за счет расширения ассортимента готовой продукции в торговых объектах. А также более глубокое проникновение в отдаленные регионы (Могилевскую, Витебскую, Гродненскую области) своими силами.

На данный момент предприятие в большей  части прибегает к собственной  службе сбыта для прямого маркетинга, в меньшей – к посредникам.

Сейчас  ведется работа по договорам комиссии с шестью посредниками, которые были выбраны по принципу географической отдаленности от ОАО «Пинский мясокомбинат» (г.Минск, Бобруйск, Гродно, Орша, Могилев). Двум из них доставка продукции осуществляется на склад (г.Минск).

Это подтверждает рис., на котором отражены процентное соотношение и доли отгрузок колбасных  изделий и копченостей специалистами  отдела торговли мясокомбината и  посредниками.

 

Рисунок    – Доли отгрузок колбасных изделий специалистами отдела торговли и посредниками ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2010 г.

Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

В 2011 г. ОАО  «Пинский мясокомбинат» намерен опираться в основном на собственную службу сбыта. Персонал достаточно подготовлен и квалифицирован. Все специалисты отдела торговли прошли обучение и имеют свидетельства о прохождении курса «Продажи по телефону».

Отдел торговли мясокомбината насчитывает 12 специалистов, которые расставлены по принципу географических зон.

Вознаграждение  специалистов осуществляется по премиальной  программе стимулирования. Процент  вознаграждения зависит от выполнения плана продаж и составляет от 1% до 50%.

Зная  краткую характеристику каждого  региона можно сделать вывод  о необходимости производства или  совершенствования того или иного  продукта, решению активных задач  ежедневной плановой доставки, требованиям  потребителя, о продвижении новых  видов, применение новых способов упаковки, маркировку дизайна. Рассмотрим процентное соотношение отгрузки готовой продукции  по регионам (табл. ).

 

Таблица – Процентное соотношение отгрузки готовой продукции по регионам за 2008 – 2010 гг.

Регион

2008

2009

2010

Отклонение,

+/- (10/08)

тн

уд. вес,%

Тн

уд. вес,%

тн

уд. вес,%

Брест и Брестская область

3707

76

3599

65

4415,7

62

708,7

Гомель и Гомельская область

391

8

419

8

547

8

156

Минск и Минская область

620

13

977

18

1400,2

19

780,2

Гродно и Гродненская область

94

2

140

3

131,8

2

37,8

Витебск и Витебская область

73

1

161

3

185,2

3

112,2

Могилев и Могилевская область

-

-

167

3

317,8

5

317,8

Экспорт

-

-

7

0,1

53,5

1

53,5

ИТОГО

4885

100

5470

100

7051,2

100

2166,2


Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Как видно  из таблицы , продолжает увеличиваться объем отгрузки продукции на основные рынки сбыта в Брестской (708,7 т), Минской (780,2 т), Гомельской (156 т) областях. Также произошло значительное увеличение отгрузки готовой продукции в Могилевскую (317,8 т), Витебскую (112,2 т), Гродненскую (37,8 т) области.

Таким образом, можно сказать, что  основными рынками сбыта продукции  являются:

  • местный рынок – реализация через торговую сеть г. Пинска, торгующие предприятия г. Пинска и Пинского района;
  • региональный рынок Республики Беларусь – предприятия определенных регионов - г. Гомель, г. Лида, г. Речица, г. Солигорск;
  • национальный рынок – торговые предприятия г.Минска;
  • экспорт в страны ближнего зарубежья (Российская Федерация) – отгрузка мяса, субпродуктов, технической продукции;
  • экспорт в страны дальнего зарубежья: Италия – отгрузка шкур КРС, Польша – рубец, Испания – трахея, хрящ и др.

По данным Главного статистического управления Брестской области, и других областей Республики Беларусь, продажа колбасных  изделий и копченостей торговыми  организациями Брестской области  в 2010 г. составляет 27223тн. Из них доля продукции  ОАО «Пинский мясокомбинат» – 4405тн, что составляет 16,2% от общего объема продаж в данном регионе.

 

Рисунок     – Продажа продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» по сравнению с торговыми организациями Брестской области за 2010 г., тн.

Примечание - Источник: собственная разработка на материалах предприятия.

 

Продажи выпускаемой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» именно в Брестской области экономически выгодно развивать по причине географического местонахождения мясокомбината. При данной стратегии развития продаж, мясокомбинат получит дополнительные преимущества:

-значительное  сокращение транспортных расходов  на доставку продукции;

- оперативность  доставки;

- максимально  быстрое поступление товара в  торговлю;

- сокращение  расходов на рекламу. 

С 2009 г. начались поставки готовой продукции на экспорт. При этом следует заметить, что  на экспорт продукция поставлялась и в 2008 г., но это были различного рода мясо, разделенное на позиции  по видам скота (свинина, говядина), эндокринно-ферментное сырье, кишсырье, субпродукты и проч.

Информация о работе Проведение маркетингового исследования на предприятии