Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Данный курсовой проект посвящен гипотетическому предприятию-магазину, который занимается продажей чая. Предполагается рассмотрение всех аспектов деятельности торгового предприятия – от разработки концепции деятельности предприятия, определения основного коммерческого замысла и идеи, до рассмотрения всех политик комплекса маркетинга, планирования финансовых показателей деятельности и т.д. А так же прогнозное выявление основных конкурентов, возможных поставщиков, определения целевых сегментов потребителей и т.д.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Разработка концепции деятельности торгового предприятия……….4
1.1. Содержание коммерческого замысла…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика внешней среды…………………………………. 7
1.3. Выявление и анализ конкурентов………………………………………… 9
1.4. Анализ потенциальных потребителей…………………………………....20
1.6. Выбор месторасположения предприятия………………………………...22
1.7. Разработка целей и определение стратегии маркетинга………………..26
Раздел 2. Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия………….27
2.1. Разработка товарной политики…………………………………………....27
2.2. Разработка распределительной политики………………………………..35
2.3. Разработка ценовой политики……………………………………………..38
2.4. Разработка коммуникационной политики………………………………..44
2.5. Разработка политики управления торговым персоналом………….48
2.6. Экономическое обоснование проекта…………………………………….51
Раздел 3. Организация маркетинговой деятельности магазина…………………52
3.1. Разработка организационной структуры маркетинга……………………53
3.2. Разработка систем информационного обеспечения и контроля………..54
Заключение, выводы по результатам анализа………….………………………….59
Список использованной литературы и источников информации………………..60
Приложения……………………………………………………………………………62
поддержка мнения клиента персоналом
дегустация
широкий ассортимент
информирование клиента персоналом, полезные советы
чай в открытых тарах (аромат)
привлекательные прилавки
личное обслуживание каждого покупателя
обратная связь: книга жалоб и предложений, сайт с форумом и т.д.
отношение персонала
квалификация персонала и его знание о товаре
оформление интерьера
размещение товара
возможность дегустации
скорость обслуживания
кол-во посетителей (много – плохо)
возможность возврата, обмена
цена
доставка на дом
Возможность заказа по телефону
1.5. Выбор месторасположения предприятия
Как известно, удачный выбор месторасположения предприятия, является половиной его успеха, ведь именно от месторасположения магазина (или любого другого торгового предприятия) будет зависеть, будет ли большим покупательский трафик, удобно ли добираться до магазина, привлекательна ли торговая точка и т.д.
Можно определить ряд критериев, который предъявляются к торговому предприятию с учетом специфики предприятия (т.е. при рассмотрении конкретного, проектируемого нами торгового предприятия по продаже чая):
район расположения (необходим центр города);
проходимость (в количестве человек, которые проходят мимо магазина в час в течение рабочего дня – не менее 70)
скопление народа;
наличие рядом со зданием крупных торговых центров, универмагов, торговых комплексов и т.д.;
наличие рядом с магазином остановок общественного транспорта;
расположение магазина на «улице продаж» - то есть, наличие на улице множества различных магазинов дифференцированного профиля – то есть расположение на улице (или в районе), где населением совершаются покупки;
не слишком высокая арендная плата магазина;
возможность парковки машин;
возможность проведения рекламных акций в непосредственной близости с магазином;
возможность размещения на здании рекламных банеров и вывесок;
В большинстве случае чай может рассматриваться как импульсная покупка, которую редко планируют. Человек проходит мимо, видит красивую витрину или вывеску, узнает о магазине из СМИ и покупает чай. Например, «Листок» дает такие данные, что помещение площадью в 30 м2 можно арендовать за 75 000 тыс. в месяц. Агентству за поиск помещения придется заплатить вознаграждение в размере одной арендной ставки (если пользоваться его услугами). Также придется заплатить владельцу помещения за первый и последний месяцы аренды. Таким образом, на проект под названием "Помещение" сразу уйдет 225 000 тыс. руб. В магазине должно быть подсобное помещение (5-10 м2) для хранения чая. Хранить чай следует в темном, сухом, теплом месте с хорошей вентиляцией. Качественный чай с удовольствием "отдает" запах.
Далее все определяется эстетическими запросами будущего хозяина магазина. Можно покрасить стены и поставить шкафы из IKEA, можно сделать дорогостоящий ремонт, заказать мебель (срок изготовления - 1-1,5 месяца). Ремонт помещения обойдется в 15 000-300 000 тыс. Оформление интерьера стоит 15 000-30 000 тыс. Главная установка – создание уюта.
При выборе места расположения для магазина чая «Слон» нами учитывались все вышеприведенные факторы. Первоначально рассматривались два района в качестве возможных для расположения магазина –Автозаводской и Центральный. Все они отличаются высоким «обладанием» потенциальных покупателей, наличием сравнительных преимуществ в архитектуре района, мощным движением потоков людей. Однако, по целому ряду критериев из выбора был исключен Центральный район. Основные критерии несовпадения в данном случае были:
Количество жителей в районе. (В Автозаводском районе, численность жителе составляет 440 тыс.чел, в противовес 200 тыс. чел. В Центральном районе);
проходимость (в количестве человек, которые проходят мимо магазина в час в течение рабочего дня – не менее 70);
скопление народа;
архитектура здания – необходима особенная, так как это открывает дополнительные возможности по привлечению жителей и гостей города;
наличие рядом со зданием крупных торговых центров, универмагов, торговых комплексов и т.д.;
расположение магазина на «улице продаж» - то есть, наличие на улице множества различных магазинов дифференцированного профиля – то есть расположение на улице (или в районе), где населением совершаются покупки.
Таким образом, основным при рассмотрении оказался Автозаводский район. В частности, первоначально предполагалось расположение магазина в ТЦ «Русь-на-Волге», однако после анализа целого ряда факторов (таких как арендная плата помещений, конкурентная ситуация и др.) было принято решение отказаться от расположения в данном ТЦ, а выбрано здание, в котором располагается ресторан японской кухни «Якитория» и салон красоты «Надежда». Здесь арендная плата помещений ниже, мало конкурентов (только магазин «Листок» в начале улицы Революционной), имеются крупные торговые комплексы (ТЦ «Влада», Магазин «Спортмастер», Магазин «1000 мелочей», ТЦ «Русь-на-Волге»), вся улица – торговая зона из магазинов и кафе. На другой стороне улицы находиться «Парк Победы». Место отдыха горожан в теплое время года, там же проводятся общегородские мероприятия. Так же в непосредственной близости находится одна из достопримечательностей города Тольятти, Николаевский Храм. Храм посещает большое количество жителей и гостей города. Количество гостей города, а так же интостранцев в последние годы увеличилось, в связи с слиянием ОАО «АвтоВаз» и концерна «Рено-Ниссан.»
Большая проходимость пешеходов, за счет большого количества торговых центров, ресторанов, кафе, парка. Так же рядом располагается жилая зона с преимущественно 16-этажными домами, и 5-этажными домами с количеством продъездов от 17-22, что говорит о густозаселенности квартала. Имеется множества остановок общественного транспорта: троллейбусов, маршрутных такси.
Далее стоит упомянуть, что перед зданием, где будет располагаться магазин «Слон», есть парковка на 50 машиномест, рядом располагается охраняемая стоянка, где клиент может безбоязненно, в случае необходимости оставить свой автомобиль.
После анализа всех возможных арендных помещений на улице Революционной, мною было выбрано ныне пустующее помещение площадью 30 кв.м. Помещение находится на 1 этаже здания, имеет отдельный вход. Якорным арендатором является ресторан японской кухни «Якитория», так же на 2 этаже находится салон красоты «Надежда». Местоположение на Рис.1
Рис.1.
1.7. Разработка целей и определение стратегии маркетинга
Миссия магазина: Удовлетворение все более растущих потребностей населения в качественном чае.
Целевая аудитория магазина чая «Слон» - женщины/мужчины в возрасте 25-55 лет с уровнем дохода 15000-20000 на члена семьи. Основополагающий критерием сегментирования является уровень дохода (ровно как и для всех продавцов чая). Так фирма будет работать в ценовых сегментах средний-средний и выше средний-среднего. Второй критерий сегментирования – уровень искушенности клиента, которое обусловлено тем или иным стилем жизни женщины/мужчин.. Позиционирование магазина и будет основываться на том факте, что здесь каждый человек сможет найти именно свой любимый чай, либо сможет реализовать свое желание попробывать разные сорта чая из разных стран мира. Временные затраты на поиск информации о сортах чая и правильном заваривании, отсутствуют. Всю необходимую информацию можно получить в магазине.
Поскольку магазин «Слон» ориентирован на уже существующие сегменты рынка, общая стратегия маркетинга будет заключаться в развитии продукта.
Обозначим ряд целей, достижение которых будет существенно для данного магазина:
Цели товарной политики:
достижение гармоничности предлагаемых товаров (должны быть представлены чаи основных видов: черный, зеленый, мате, ройбуш, улун, пуэр);
предложение только того товара, к которому есть интерес на рынке (магазин рассматривает вариант замены той или иной группы товаров, либо введения дополнительного ассортимента)
развитие бренда «Слон», достижение уровня спонтанной известности до 10% среди представителей целевой аудитории.[i]
Цели ценовой политики:
соответствие ценовой политики договорным отношениям с партнерами и поставщиками магазина;
формирование ценовой политики с учетом обеспечения уровня рентабельности магазина не ниже среднего по отрасли (10%).
Цели коммуникационной политики:
привлечение 20% представителей целевой аудитории;
формирование образа магазина в глазах целевой аудитории в соответствии с обозначенными раннее принципами позиционирования.
Экономические цели:
обеспечение уровня рентабельности предприятия в 10% ежеквартально;
снижение разницы в объемах продаж, возникающей в силу сезонности спроса.
2.1. Разработка товарной политики
Наименование: «Слон»
Режим работы: 9.00-21.00
Торговая площадь: 50 кв. м.
Вид здания: здание 2-х этажное, монолитное, постройки 80-ых годов.
Его расположение: г. Тольятти, ул. Революционная д.32
Количество расчетных узлов: 1 в торговом зале, 1 в кафе
Численность работников торгового зала: 2 человека на кассе, 2 консультанта, 1 охранник.
Разработка ассортиментного перечня осуществляется в несколько этапов:
1. Плантационный
2. Пакетированный
1. ароматизированный
2. фруктовый
3. травяной
4. матэ
1. Зеленый – ввиду возросшей популярности в нашей стране этого вида (мода на зеленый чай) предполагается сделать эту группу достаточно большой (около 40 наименований)
2. Черный – является наиболее традиционным и популярным, около 25 наименований
3. Красный – продукт является неизвестным для российского потребителя – около 10 наименований
4. Мате – из-за планируемой поставщиком активной маркетинговой политики и интереса населения к новой марке ожидается большой спрос на мате – около 10 наименований
5. Ройбос – около 10 наименований
6. Травяной-5 наименований
Зеленый
1. Апельсин
2. Божественный
3. Гавайский цветок
4. Генмайча
5. Гиокуро Танабэ
6. Гиокуро Хики
7. Дикая вишня ЗЕЛЕНЫЙ
8. Жасмин Манки Кинг
9. Жасмин Чан Хао
10. Китайский с жасмином
11. Клубника со сливками ЗЕЛЕНЫЙ
12. Кокейча
13. Колада
14. Лин Юнь Белый Пух
15. Луна
16. Люкс
17. Матча
18. Мята
19. Персик
20. Сенча
21. Сенча Органик
22. Сладкий Османский
23. Сливки ЗЕЛЕНЫЙ
24. Банча
25. Божественный /Кактус фиг/
26. Бутон Хризантемы
27. Веретено Джейд DXH
28. Гиокуро ЯПОНИЯ
29. Грейпфрут ЗЕЛЕНЫЙ
30. Жасмин Инг Хао
31. Жасминовые Иглы J
32. Жемчуг Дракона DXH
33. Жемчуг дракона с жасмином DXH
34. Жемчуг Дракона с жасмином белый
35. Клубника со сливками ЗЕЛЕНЫЙ
35. Велиханда J / Цейлон спец.
36. Гинг /Дарджилинг/
37. Гордость Цейлона
38. Джинсемерин / Золотая обезъяна
39. Золотой Храм