Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Данный курсовой проект посвящен гипотетическому предприятию-магазину, который занимается продажей чая. Предполагается рассмотрение всех аспектов деятельности торгового предприятия – от разработки концепции деятельности предприятия, определения основного коммерческого замысла и идеи, до рассмотрения всех политик комплекса маркетинга, планирования финансовых показателей деятельности и т.д. А так же прогнозное выявление основных конкурентов, возможных поставщиков, определения целевых сегментов потребителей и т.д.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Разработка концепции деятельности торгового предприятия……….4
1.1. Содержание коммерческого замысла…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика внешней среды…………………………………. 7
1.3. Выявление и анализ конкурентов………………………………………… 9
1.4. Анализ потенциальных потребителей…………………………………....20
1.6. Выбор месторасположения предприятия………………………………...22
1.7. Разработка целей и определение стратегии маркетинга………………..26
Раздел 2. Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия………….27
2.1. Разработка товарной политики…………………………………………....27
2.2. Разработка распределительной политики………………………………..35
2.3. Разработка ценовой политики……………………………………………..38
2.4. Разработка коммуникационной политики………………………………..44
2.5. Разработка политики управления торговым персоналом………….48
2.6. Экономическое обоснование проекта…………………………………….51
Раздел 3. Организация маркетинговой деятельности магазина…………………52
3.1. Разработка организационной структуры маркетинга……………………53
3.2. Разработка систем информационного обеспечения и контроля………..54
Заключение, выводы по результатам анализа………….………………………….59
Список использованной литературы и источников информации………………..60
Приложения……………………………………………………………………………62
Традиционно микросреда рассматривается по 6 направлениям:
1. Потребители
2. Конкуренты
3. Посредники и партнеры
4. Поставщики
5. Государство
6. Контактные аудитории
Но, будем рассматривать только по 2-это: потребители и конкуренты:
Как уже говорилось выше, потребителями является почти все население Тольятти – 96 %. Средний возраст среднестатистического потребителя чая - 43 года. Среди пьющих чай доля лиц с высшим образованием - 39%, работающих - 60%. Уровень благосостояния потребителей чая соответствует средне городскому. Подробнее потребители рассмотрены в главе 1.4.
Конкурентами будут являться как аналогичные магазины, продающие элитный развесной чай (например «Провинция кофе»), так и все магазины, содержащие в ассортименте чай в любом виде (например, в пакетиках). По результатам проведенного компанией ТОЙ ОПИНИОН исследования, чай присутствует в 86% розничных точек. При этом чай в пачках и чай в пакетиках представлен на прилавках магазинов в равной степени. Однако потребители все же отдают предпочтение пакетированному чаю. Подробнее конкуренты будут рассмотрены в пункте 1.3.
1.3. Выявление и анализ конкурентов
В начале 2010 года маркетинговая компания «Симэн» (г. Тольятти) провела исследование розничной торговли г. Тольятти. В ходе исследования были опрошены руководители 65 торговых точек и произведена перепись ассортимента, представленного на прилавке.
По результатам проведенного исследования чай присутствует в 86% розничных точек. При этом чай в пачках и чай в пакетиках представлен на прилавках магазинов в равной степени. Однако потребители все же отдают предпочтение пакетированному чаю. Этому не сложно найти объяснение. Хотя чай в пакетиках быстрее и удобнее заваривать, чай в пачках обходится для покупателей дешевле.
Основные конкуренты, торгующие чаем в развес:
1. «Провинция кофе»;
2. «Tea-TLT»;
3. «Чайный мир»;
4. «Кофе плюс»
5. «Листок»
Рассмотрим их подробнее:
1. «Провинция кофе»;
Торгово-производственная фирма «Провинция кофе» организована в 2000. Одной из первых в г. Тольятти, специализирующихся на оптовой продаже кофе. На данный род деятельности организации совмещает в себе: оптовую, розничную продажу кофе и чая, продажа и обслуживание кофемашин, оценка использующихся кофемашин. Так же компания предоставляет возможность организации франчайзинговых предприятий. Сотрудничество происходит с крупными развлекательными центрами, кафе и клубами г. Тольятти, и является одним из основных поставщиков кофе и чая, но чаю уделяется меньше внимания, так как компания занимается в основном продажей кофе. Имеется 4 кафе-бутика, расположенных в торговых и бизнес- центрах, таких как: БЦ «Европа», МОЛЛ «Парк Хаус», ТРЦ «Русь-на-Волге», ТЦ «Влада». Формат кафе – бутика, продажа через прилавок. В ТЦ устанавливается стойка, фото прикреплено ниже. Близ устанавливаются 2-3 столика, где клиенты могут выпить кофе или чай.
2. «Tea-TLT»; (косвенный конкурент)
Интернет-магазин китайского чая, заказ товара осуществляется на сайте. Доставка только в пределах города и за дополнительную плату.. Торговля только розничная. Представлены всего 3 вида чая.ПуЭр, Тегуань Инь, Да Хун Пао. Интернет – магазин специализируется на уникальных, недоступных сортах чая. Сайт организации: tea-tlt.ru
3. «Чайный мир»; (косвенный конкурент)
Интернет-магазин (далее по тексту ИМ) «Чайный мир» осуществляет продажу и доставку чая в г. Тольятти с 2011 года. В ИМ представлено множество сортов чая, которые делятся по категориям: черный чай, зеленый чай, Пуэр, Ройбуш, Матэ, Улун.
4. «Листок» магазин чая (розничная продажа чая на развес)
Розничная продажа чая, магазин находится в полуподвальном помещении. Предлагает выбор 2 видов чая, зеленый чай, черный чай.
59
Сравнительная таблица основных и косвенных конкурентов
Показатель | «Провинция кофе» | ИМ «Tea-tlt» | ИМ «Чайный мир» | «Листок» |
Основной ассортимент | Основным направлением бизнеса, является оптово-розничная продажа кофе, порядка 50 сортов. Около 20 видов черного и зеленого чая, ароматизированного чая, элитного качества, предлагаемых для продажи преимущественно на развес | 15 наименований элитных сортов чая, преимущественно уникального. Является эксклюзивным поставщиком некоторых сортов чая.
| около 130 видов чая, более 240 наименований. Представлены: черный чай, зеленый, мате, ройбуш, улун. | 82 наименований чая, 10 наименований кофе. Специализируются на розничной продаже чая в развес. |
Контроль качества | Ответственность за качество предлагаемой продукции несет организация-продавец. | Ответственность за качество предлагаемой продукции несет организация-продавец. | Ответственность за качество предлагаемой продукции несет организация-продавец. | Ответственность за качество предлагаемой продукции несет организация-продавец. |
Дополнительный ассортимент | 50 сортов кофе, продажа кофемашин. |
| Коробочки и баночки для хранения чая
| Коробочки и баночки для хранения чая Частью ассортимента компании является чайно- кофейная посуда и аксессуары. Фарфоровая посуда, заварочные чайники .Разнообразные и удобные в применинии ситечки, оригинальные жестяные баночки от 25 гр. до 450 гр |
Персонал | Квалифицированное индивидуальное обслуживание каждого покупателя, который остается особенно благодарным, когда кроме превосходного чая он получает дополнительные знания об этом напитке и прочие полезные советы. . Компания придает исключительное значение обучению продавцов специализированных секций, многие из которых проходили стажировку у производителя. | Персонал компетентен в вопросе выбора чая. Отвечает на вопросы консультант по телефону. | Персонал компетентен в вопросе выбора чая. Отвечает на вопросы консультант по телефону. Так же в обязанности консультанта входит обновлять информацию о новинках, в новостной ленте, находящейся на сайте. Так же постоянно пополняется информация о способе заваривания того или иного чая на сайте. | Много внимания уделяется подбору персонала, чтобы клиенты могли почувствовать себя «как дома». Квалифицированный персонал рассказывает о сортах чая, помогая клиенту понять что именно ему необходимо, либо быстро сориентироваться и дать искушенному клиенту, то за чем он пришел. |
Состав ассортиментных групп товаров | 1. черный чай 2. зеленый чай, 3. кофе (зерна, капсулы) | 1. супер-элитные сорта китайского и японского зеленого чая ручной скрутки
| 1. травяные чаи 2. парагвайский матэ 3. южноафриканский ройбош 4. свежеобжаренный черный чай | 1. ароматизированный 2. фруктовый 3. пу ер 4. Ройбос 5. травяной 6. матэ 7. красный 8. смесь черного с зеленым 9. черный 10. белый |
Основные марки | Лечебная линия: 1. тонизирующая и усиливающая сексуальную активность “Супер Йохимбе” 2. “Стройные линии” для желающих похудеть, 3. регулирующая обмен веществ “Чаша дракона”, 4. “Леди Дамиан” для женщин, 5. успокаивающая “Нирвана”, 6. повышающая иммунитет “Бодрящее мгновение”. Подарочная линия: 7. “Чай для мамы” 8. “Чай для друга” 9. “Чай для любимой” 10. “Пасхальный” 11. “Новогодний карнавал” Эксклюзивная: 12. «Знаки зодиака» | Плантационная линия: 1. индийский черный "Ассам" 2. "Дарджилинг" 3. китайский зеленый чай "Порох" ("Динамит") и 4. "Юньнань" 5. японский зеленый чай "Сенча" Ручная скрутка: 1. "Жемчужина дракона" 2. "Башня Джейд" 3. "Белая обезьяна" 4. "Кокейча", 5. "Тамаруокуча | Подарочная линия: "Звездный календарь" Лечебная линия 1. "Совершенство", регулирующий обмен веществ 2. "Заряд бодрости", усиливающий физическую активность и повышающий иммунитет.
|
|
Дополнительные услуги | Продажа, обслуживание/ремонт кофемашин. Услуги франчайзинга. Обучение персонала работе с торговым оборудованием и технике продаж, как кофе, так и чая | Доставка в пределах Самарской обл. 100-200 руб. (в зависимости от удаленности местоположения клиента) | Доставка в пределах города (при заказе от 200 руб.) бесплатно! Он-лайн рекомендации по выбору чая на сайте. |
|
Маркетинговые коммуникации |
| - | Создана группа в социальной сети «Вконтакте», где дублируется вся обновляемая на сайте ИМ, информация. Подписавшиеся на обновления клиенты могут общаться, обмениваться советами по завариванию чая, а так же создавать группы общения по интересам. | Введены карточки постоянных покупателей, предоставляющие скидки, |
59
| Степень воплощения | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основной ассортимент
|
|
|
| * * * | * |
Дополнительный ассортимент
|
|
* |
* |
|
** |
Персонал
|
|
* * |
|
* |
* |
Контроль качества
|
|
* |
|
* |
** |
Состав ассортиментных групп товаров
|
|
|
* |
* |
**
|
Дополнительные услуги
|
|
** |
|
**
|
|
Маркетинговые коммуникации
|
|
* |
* |
* |
* |
«Провинция кофе»
«Tea-tlt»
«Чайный мир»
«Листок»
Проектируемая фирма
Как мы видим из карты конкурентных групп, нашими основными конкурентами будут являться «Провинция кофе» и магазин чая «Листок». Соответственно, и конкурентный профиль проектируемой компании должен находиться рядом с их профилями.
1.4. Анализ потенциальных потребителей
Как утверждают социологи и маркетологи, по тому, какую марку кофе или чая предпочитает человек, можно сказать не только об уровне его материального благосостояния - на что указывает стоимость предпочитаемых марок напитков, - но также о возрасте, уровне образования и некоторых прочих социальных характеристиках. Для большинства чай не роскошь, а человеческая необходимость, как, например, необходимость в еде.
У россиян сложились непростые отношения с чаем. С одной стороны, по количеству потребляемого чая Россия занимает почетное третье место в мире после Индии и Великобритании — около 98% жителей страны пьют несколько раз в день. С другой стороны, большинство россиян не придают большого значения качеству этого напитка — было бы чем закрасить кипяток. Поэтому после перестройки в России, и в частности в Тольятти, быстро сформировалось разнообразное предложение дешевого чая, постепенно заполнился средний ценовой сегмент, но ниша premium долго оставалась, за очень редкими исключениями, пустой.
Сегмент premium формируется с двух сторон — в Тольятти поступают как европейские марки элитного чая, так и дорогой чай из Китая.
Согласно исследованиям, чай пьет практически все взрослое население города Тольятти старше 15 лет - 96% (692 тыс. человек). Однако если сравнивать, то можно отметить, что его средний возраст среднестатистического потребителя чая - 43 года. Среди пьющих чай доля лиц с высшим образованием - 39%, работающих - 60%. Уровень благосостояния потребителей чая соответствует среднегородскому.
Рынок чая в Тольятти мы рассмотрим подробнее.
В советские времена более благоприятной, с точки зрения ассортимента импортной продукции, по сравнению с кофе, была обстановка на рынке чая. Поэтому предпочтения по маркам чая, особенно у старшего поколения, сформировались несколько десятков лет назад. А слон на желтых упаковках индийского чая стал знаком высокого качества этого традиционного напитка. Отсюда пристрастия старожил города к этому сорту индийского чая. Итак, если проанализировать социально-демографическую структуру потребителей наиболее популярных марок чая, то можно нарисовать социально-демографический портрет потребителя каждой марки.
На первый взгляд, мужчины более постоянны или более консервативны в своих пристрастиях. Но на самом деле, большинство из них просто потребляют те сорта чая, которые покупаются их второй половиной. Самая высокая доля мужчин именно в группе потребителей любого сорта индийского или цейлонского чая (50-59%). Высока доля мужчин также среди лиц, которые не имеют предпочтений в сортах чая - 51.6%. Для сравнения: доля мужского населения в структуре города составляет 45%.
Как показал опрос, самыми женскими марками чая являются Greenfield, Tess, Lipton (66%, 62%, 60% женщин в группах потребителей этих марок, соответственно). Люди в возрасте с трудом ориентируются в многообразии появившихся и появляющихся новых марок чая на отечественном рынке. В связи с этим в группе тех, кто пьет просто индийский или цейлонский чай (без уточнения сорта), средний возраст составляет 54-55 лет.
Молодое поколение предпочитает пакетированный чай, обуславливая свой выбор удобством использования.
Если сравнить общие рейтинги популярности марок чая и кофе и рейтинг этих же напитков в группе лиц с доходом выше среднего, то в группе «высокодоходных» потребителей на первые места выходят элитные и дорогие марки.
Таким образом, потребителей чая можно сегментировать по возрасту и уровню дохода:
Таблица сегментов
| До 35 лет | После 35 лет |
Уровень дохода до среднего-среднего (классификация Котлера) | Сегмент 1 Предпочитают пакетированный чай невысокого качества и цены | Сегмент 3 Предпочитают плантационные чаи известных доступных марок |
Уровень дохода выше среднего-среднего | Сегмент 2 Предпочитают элитный пакетированный чай | Сегмент 4 Предпочитают элитные плантационные чаи |