Организация маркетинга в СПК «Искра» Курской области Касторенского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на современную отечественную и зарубежную теорию и практику маркетинга в аграрной сфере, изучить, дать оценку и сформировать предложения по вопросам развития агромаркетинга. Исходя из поставленной цели, основные задачи исследования заключаются в следующем:
- уточнение теоретических положений о сущности и основных аспектах развития агромаркетинговой деятельности;
- оценка тенденций, текущего состояния и определения рыночных возможностей производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- обоснование методических основ создания и функционирования целевых маркетинговых структур;
- моделирование оптимальных размеров и структуры служб маркетинга, эффективности их работы в обеспечении развития маркетинговой среды аграрного сектора;

Содержание

Введение
1 Научные основы маркетинговой деятельности в агропромышленном производстве
Сущность маркетинга и развитие маркетинговой деятельности
Развитие маркетинга в агропромышленном комплексе
2 Современное состояние производственно-коммерческой деятельности
сельскохозяйственного производственного кооператива
«Искра»
Организационно-экономическая характеристика хозяйства
Современное состояние производства в СПК «Искра»
3 Совершенствование организации и развития маркетинговой деятельности в СПК «Искра»
3.1 Совершенствование организации агромаркетинга и проектированивание маркетинговой службы в хозяйстве
3.2. Совершенствование маркетинга в производстве
3.3 Оценка эффективности системы агромаркетинга
Выводы и предложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

маркетингWord.docx

— 99.45 Кб (Скачать)

     Цель  работы службы — всестороннее удовлетворение спроса потребителей на высококачественные продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье и услуги агропромышленного сектора региона на основе использования производственных и других имеющихся ресурсов области.

     Главными  стратегическими задачами маркетингово-сбытовой службы можно выделить:

      - обеспечение содействия максимальному приспособлению аграрного производства области к требованиям рынка;

  • поиск и обеспечение долговременных конкурентных преимуществ аграрных товаропроизводителей области на региональных рынках;
  • способствование планомерному расширенному сельскохозяйственному воспроизводству, снижению рисков и др.

    Основными функциями маркетингово-сбытовой службы являются:

  • сбор маркетинговой информации об оптовых и розничных рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в предприятии и за его пределами, сегментация, определение и формирование рыночного ассортимента на товары и услуги сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • содействие в оптимизации структуры сельскохозяйственного производства и товарного ассортимента продукции, поддержание специализации и интеграции для обеспечения высокоэффективного производства;
  • разработка и осуществление комплексных маркетинговых программ, и отдельных рекламных, сбытовых, и других мероприятий;
  • формирование высокоэффективных каналов товародвижения внутри и за пределами предприятия;
  • мониторинг инноваций в технологиях производства, хранения, реализации, организации и управления, проведение анализов их эффективности, бизнес-планирование и привлечение средств для осуществления инновационных проектов;
  • подготовка кадров и оказание методической помощи в разработке и осуществлении стратегий и тактик маркетинга, маркетинговых программ и отдельных мероприятий.

Последовательность  и методика осуществления организационных  работ по созданию службы включает в себя ряд этапов. Главной целью создания является развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей эффективно удовлетворять потребности сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств, предприятий переработки, торговых организаций и иных потребителей услуг центра в осуществлении маркетинговых работ и услуг.

     Структура и численность сотрудников маркетингово-сбытового центра зависит от объема планируемых работ, а также применяемых технологий и технических средств и должна обеспечивать в первую очередь высокое качество и оперативность выполнения работ. Опираясь на раскрытые в главе 1 современные подходы к организации маркетинговых оргструктур при проектировании использованы следующие их варианты: 1) территориальная структур; 2) рыночная структура; 3) товарная структура; 4) функциональная структура.

     Наиболее  приемлемыми структурами на настоящий  момент были определены товарная и функциональная, выделяющие отдельные продукты и осуществляемые функции при распределении непосредственно акцентов работы и соответственно должностных обязанностей маркетологов.

     Организация по товарному принципу обусловлена  тем, что в сельском хозяйстве  производится разнородная продукция, отличная по географии рынков сбыта, особенностям применяемых маркетинговых комплексов, исходящих из физических и иных характеристик.

Маркетинговую службу, в первую очередь, целесообразно  создавать в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Такие службы быстро окупаются и позволяют эффективно реализовать продукцию хозяйства не только за пределы района, но и области. Предприятия с небольшим объёмом реализации продукции должны организовывать такие службы на кооперативных началах на уровне района.

     В зависимости от специализации предприятия  и объёмов реализации продукции  в службе маркетинга должно быть занято 3-6% работников от всего количества работающих. В настоящее время, в СПК «Искра» в целесообразно начинать развитие маркетинговой деятельности с создания маркетинговой службы. Организационная структура на перспективу представлена ниже 

            Служба  маркетинга
 
   
   
Отдел маркетинговых исследований   маркетинговая служба
 
 
 

     Основные  преимущества такой структуры - высокий уровень профессионализма работников каждого подразделения службы маркетинга, хорошая взаимозаменяемость работников внутри подразделения, простота построения и чёткая дифференциация обязанностей. Подобные структуры эффективны при узкой товарной номенклатуре, концентрированных рынках и сравнительно небольших масштабах производства. В иных условиях всё преимущество функциональной службы маркетинга могут быть сведены на нет из- за стремлении каждого подразделения к автономии, через преувеличению важности именно их функций, сложность координации их действий по различным товарам и рынкам. 
 

        3.2. Совершенствование маркетинга в  производстве 
         

     Маркетинг - это комплекс работ по сегментации рынка, рекламе, выбору каналов сбыта, стимулированию ускорения сбыта и организации сервиса товара. Маркетинг проводится в процессе производства и реализации продукции.

Теория  маркетинга формулируется на основе маркетингового подхода, предусматривающего ориентацию на потребителя управляющей  подсистемы при решении любых  задач. Приоритеты выбора критериев маркетинга: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов у потребителей в результате повышения качества товара и его сервиса; экономия ресурсов в производстве за счет использования фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения теоретических основ обеспечения конкурентоспособности.

    К основным функциям маркетинга относят:

  1. проектирование организационной структуры службы маркетинга и разработка необходимых документов для ее функционирования;
  2. уточнение ценностей и миссии организации;
  3. доведение до всего персонала сущности маркетингового подхода к работе;
  4. уточнение нормативных документов (устава, положений, инструкций и т.п.) с точки зрения соблюдения в них маркетингового подхода;
  5. изучение и формулирование потребностей и ценностей потребителей товаров и услуг, выпускаемых (выполняемых) организацией;
  6. разработка и контроль соблюдения системы показателей качества сервиса товаров организации;
  7. тактическая сегментация рынка, на котором реализуется (или будет реализовываться) товар организации;
  8. организация рекламы;

    9) разработка технологии сбыта товаров;

  1. контроль выполнения нормативов конкурентоспособности товаров и организации, включаемых в ее стратегию и бизнес-план (годовой план);
  2. разработка системы стимулирования качественного выполнения рассмотренных выше функций тактического маркетинга;
  3. организация реального стимулирования выполнения функций тактического маркетинга.

     Для отечественного производителя важны  все перечисленные функции маркетинга. Перечисленные функции прямо или косвенно влияют на конкурентоспособность предприятия, на его устойчивое положение на рынке.

Для реализации цели предприятию необходимо реализовывать  свои конкурентные преимущества, определят  свою нишу рынка, ориентируя деятельность и товары на конкретную группу потребителей. Работа по определению группы потребителей по целевым сегментам рынка, объема, цен и сроков поставки товаров называется сегментацией рынка. Как было сказано выше часть этой работы проводится на стадии стратегического маркетинга. На стадии тактического маркетинга проводится микросегментация рынка с учетом конкретных текущих ситуаций. Процесс сегментации рынка представлен на нижеследующей схеме.

На этапе  формирования критериев сегментации  рынка нужно определит кто основные потребители товара, в чем их схожесть и различая. На следующем этапе осуществляется выбор метода сегментации (может использоваться метод группировок, метод многомерной классификации и др.), и проводится сегментация рынка. Полученные результаты анализируются, производится отбор целевых сегментов, позиционирование товара в каждом сегменте. По результатам исследования разрабатывается план маркетинга товара.

     Предприятию необходимо учитывать, что его продукция  относится в основном к товарам  производственного назначения. Реклама  таких товаров должна быть направлена на предпринимателей, управляющих. Товар производственного назначения должен удовлетворять потребности покупателя при решении производственных или социально-экономических задач. Реклама и должна раскрывать и информировать о производственно-экономической значимости товара, а уже затем характеризовать его преимущества. Реклама продукции предприятия должна решать следующие задачи:

- внедрение в сознание потенциальных клиентов информации о

наличие товара;

- раскрытие специфических свойств товара, выгодно отличающего его от товаров конкурентов;

- свидетельствовать о практическом использовании товара и получаемом социально-экономическом эффекте;

- утвердить мнение о высоком качестве товара на основе отзывов престижных потребителей этого товара и др.

   Для товаров предприятия особую роль в рекламе должно играть содержание текста, его доказательность и правдивость, высокая информативность.

     Важная  задача тактического маркетинга - проведение оперативного анализа эффективности  маркетинговой деятельности.

     Анализ  эффективности маркетинга необходимо осуществлять в следующей последовательности:

    а) разработка методики анализа эффективности маркетинга;

     б) издание приказа руководителя организации о проведении работ по анализу эффективности маркетинга, структуре службы маркетинга и т. д.;

    в) формирование структуры службы маркетинга;

    г) создание информационного центра службы маркетинга;

     д) сбор данных, оценка и анализ критериев соответствия структуры организации концепции маркетинга;

         е)  сбор данных, оценка и анализ критериев соответствия управленческих и производственных процессов концепции маркетинга. 

    3.3 Оценка  эффективности системы агромаркетинга 

     Перспективы работы проектируемой маркетинговой системы напрямую связны с выстраиванием экономических механизмов взаимодействия ее с товаропроизводителями и иными партнерами. Анализ развития рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья в целом и его отдельных сегментов исходя из динамики последних лет выявил рост необходимых затрат сельскохозяйственных предприятий на выполнение функций агромаркетинга.

      Общий подход к оценке развития комплекса  маркетинга на результаты работы аграрного  сектора возможно раскрыть исходя из прогнозирования изменений основного  критерия - прибыли от реализации продукции предприятий, в соотношении с затратами на дополнительные маркетинговые усилия товаропроизводителей. В основу был положен анализ возможности получения дополнительной прибыли и роста рентабельности сбыта продукции при осуществлении в хозяйствах маркетинговых мероприятий, с помощью привлечения специалистов маркетингового центра и получении необходимых инвестиций и осуществления преобразований, возможных за счет:

      1. возможности увеличения объемов  сбыта продукции обусловливают  необходимость привлечения средств  на увеличение объемов производства (оцениваемый рост валовой прибыли  хозяйства составил - по зерну

     2. основные направления по зерну  касаются улучшения качества  продукции и рынков сбыта;

     Применение  разработанных методических инструментов оценки перспективных направлений маркетинговой деятельности при функционировании системы агромаркетинга, позволяет определять резервы повышения эффективности деятельности предприятий и ориентировать руководителей в выборе маркетинговых усилий. Обеспечение существенных эффектов на уровне регионального агропроизводства требует разработки инвестиционных проектов, связанных в первую очередь с пополнением оборотных средств, укомплектованием хозяйств оборудованием по хранению, транспортировке готовой продукции, обеспечению высокого качества.

Информация о работе Организация маркетинга в СПК «Искра» Курской области Касторенского района