Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на современную отечественную и зарубежную теорию и практику маркетинга в аграрной сфере, изучить, дать оценку и сформировать предложения по вопросам развития агромаркетинга. Исходя из поставленной цели, основные задачи исследования заключаются в следующем:
- уточнение теоретических положений о сущности и основных аспектах развития агромаркетинговой деятельности;
- оценка тенденций, текущего состояния и определения рыночных возможностей производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- обоснование методических основ создания и функционирования целевых маркетинговых структур;
- моделирование оптимальных размеров и структуры служб маркетинга, эффективности их работы в обеспечении развития маркетинговой среды аграрного сектора;
Введение
1 Научные основы маркетинговой деятельности в агропромышленном производстве
Сущность маркетинга и развитие маркетинговой деятельности
Развитие маркетинга в агропромышленном комплексе
2 Современное состояние производственно-коммерческой деятельности
сельскохозяйственного производственного кооператива
«Искра»
Организационно-экономическая характеристика хозяйства
Современное состояние производства в СПК «Искра»
3 Совершенствование организации и развития маркетинговой деятельности в СПК «Искра»
3.1 Совершенствование организации агромаркетинга и проектированивание маркетинговой службы в хозяйстве
3.2. Совершенствование маркетинга в производстве
3.3 Оценка эффективности системы агромаркетинга
Выводы и предложения
Список литературы
Конъюнктура рынка, изменение соотношения спроса и предложения отличается изменениями эластичности в зависимости насыщенности рынка и имеет не прямо пропорциональную зависимость;
Существует неявная конкуренция, обусловленная взаимозаменяемостью продовольственных товаров. Кроме того, сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары имеют значительное количество конкурирующих товаров и услуг в области желаний, родов, видов и марок, что вынуждает применять диверсифицированные, чувствительные и гибкие маркетинговые стратегии и тактики.
Главные особенности макросреды агромаркетинга необходимо рассматривать с точки зрения развития возможностей влияния на контролируемые и страхования от воздействия неконтролируемых. Выделим такие факторы как:
- большая роль участия государственных органов в развитии сельского хозяйства, организации его налогообложения, дотационной, инвестиционной, кредитной политики.
Позицию специалистов по маркетингу в системе АПК можно представить мнениями российских ученых - В. А. Клюкача, Л. И. Клочко, П. В. Соколовой, Л.Л. Татарчук. Справедливо их утверждение, что функции маркетинга должны отражать специфику агропромышленного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции предприятиями. Ими отмечается, что функции маркетинга основываются на предпосылках, заключающихся в: (1)изучении состояния и динамики потребительского спроса и использовании полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений; (2) максимальном приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия; (3) воздействии на рынок и потребительский спрос с помощью таких средств как реклама, стимулирование сбыта в целях их формирования в необходимом для предприятия направлении. Эти предпосылки выделяют характеристики элементов системы маркетинга, как информативных, адаптивных и активных в осуществлении.
Выполнение функций агромаркетинга определяется рядом основных элементов деятельности системы маркетинга предприятий в агропромышленном производстве, который включает:
- разработку
системы цен, проверку ее
по мере необходимости;
- организацию научно-исследовательской деятельности предприятий по
освоению производства и сбыта новых видов продукции, удовлетворяющих запросы потребителей;
Павлов В.А., Шайтан Б.И., Кретов И.И. предлагают, основываясь на принципиальной методологии маркетинга, как рыночной концепции управления и сбыта, найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, группируя их следующим образом:
1. Аналитическая функция: (изучение рынка как такового; изучение потребителей; изучение фирменной структуры рынка; изучение товара (товарной структуры рынка); изучение внутренней среды предприятия);
4. Функция управления и контроля: (организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления маркетингом; управление рисками; коммуникативная подфункция маркетинга; организация контроля маркетинга обратные связи, функционирование коммуникационной и информационной систем в едином комплексе).
Принимая во внимание приводимые классификации, возможно, отметить то, что наименование и содержание отдельных функций требует уточнения организационно-функциональных аспектов маркетинговой деятельности: анализ, целеполагание, планирование, организация, управление, учет и контроль, оценка деятельности. Во-вторых, можно отметить необходимость более детальной функциональной организации маркетинга в системно-логические цепочки, включающие все отдельные операции. В-третьих, анализ приводимых различными авторами перечней функций следует разделить на обусловленные процессом маркетинговой деятельности и объектом маркетингового воздействия.
Системная
классификация дана
Изучение рынка (товарная структура, конъюнктура рынка, емкость рынка).
10. Маркетинговые
коммуникации и стимулирование (выбор
факторов
и средств, реклама, стимулирование, пропаганда
(public relations), ярмарки и
выставки, система формирования спроса
и стимулирования сбыта).
11. Международный маркетинг.
12.
Управление маркетингом (
Процесс маркетинговой деятельности связывает выполнение общих и конкретных функций. Общие функции маркетинга, обусловленные осуществлением процесса управления, последовательно выполняются при осуществлении конкретных функций. При рассмотрении процессов и направлений развития агромаркетинга, совершенствования механизмов его осуществления и функционирования, нам представляется важным конкретизировать и выделить основные положения относительно содержательной стороны реализации отдельных функций.
Анализ включает сбор, обработку, систематизацию и изучение информации; выявление отклонений от плановых программ и определение их причин; уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений; сводка аналитических материалов по маркетингу и представление их руководителям и специалистам; изучение и установление путей повышения качества и эффективности маркетинговой деятельности в сложившейся ситуации.
Прогнозирование осуществляется на основе использования экономико-математических методов, глубокого исследования реальной ситуации и тенденций диалектики ее развития (например, исследования нужд, потребностей, интересов потребителей). Разработка реальных прогнозов в маркетинговой и деловой деятельности сельскохозяйственных предприятий играет большое значение, так как многие аспекты деятельности имеют стохастическую форму и спланировать их невозможности в разрезе аграрного сектора позволяют заключить, что создание эффективных систем маркетинговой информации требует творческого подхода. Маркетинговая информационно-аналитическая система требует комплексности и увязки всех компонентов ее предметной области, с учетом специфики аграрного сектора. Достижение эффективности ее работы возможно только с применением современных средств вычислительной и информационной техники, компьютерных и иных коммуникационных технологий. Следует отметить, что чем более полно и оперативно информация о состоянии конъюнктуры рынков, изменениях сегментов, реальных потребностей покупателей будет достигать всех участников рынков, тем более оперативно и адекватно они будут иметь возможность реализовывать активные маркетинговые мероприятия. В этом отношении полноценное функционирование маркетинговой информационной системы стимулирует важнейшие рычаги рыночной экономики - процессы активных коммуникаций между потенциальными и функционирующими субъектами рынков, инновационную активность, опирающуюся на выявленные потребности. Стимулирование процессов коммуникаций и продвижения инноваций по нашему мнению являются очень важными факторами в обеспечении гармонизации рынка, регулировании рыночных пропорций и продвижении достижений научно-технического прогресса. Целеполагание устанавливает разработку целей для отдельных элементов агромаркетинга во взаимосвязи со стратегическими целями маркетинговой деятельности.
Планирование подразумевает разработку целевых программ и планов маркетинговой деятельности исходя из обеспеченности необходимыми средствами и в соответствии с требуемыми целевыми критериями. С помощью планирования осуществляется алгоритмизация и детализация осуществления отдельных конкретных функций маркетинга и в целом системы агромаркетинга. Составными частями данной функции являются программирование и проектирование. Одним из методов, широко используемых в маркетинге, является моделирование, предполагающие составление оптимизационных моделей проведения различных маркетинговых процедур. Необходимыми требованиями реализации этой функции являются научность, системность, единство планирования.
Реализация научно обоснованной организации маркетинговой деятельности создает целостность, единство, упорядоченность взаимодействия ее функциональных элементов. Увязывание работы составных частей системы маркетинга должно обеспечивать создание организационно взаимосвязанной системы. Маркетинговой система должна быть целостной, объединяя экономическую, техническую, управленческую, обеспечивающие и другие подсистемы. Организация должна обеспечивать принципы специализации, кооперации, ритмичности, синхронности и непрерывности маркетингового действия.
Управление является видом деятельности по руководству действиями системы и элементов маркетинга в заданном направлении. Данная функция носит стратегический и оперативный характер, включающий координацию и регулирование. Координация и регулирование выполняются для обеспечения слаженности, равномерности и согласованности работы элементов агромаркетинга. С помощью реализации данной функции восстанавливается функционирование агромаркетинга нарушающееся вследствие срывов и перебоев. Регулирование процесса агромаркетинга осуществляется с помощью экономических, социально-психологических, административных, мотивационных и других рычагов воздействия.
Сельскохозяйственный производственный
кооператив «Искра» Касторенского района
Курской области расположен в районе черноземных
почв лесостепной природно-сельскохозяйственной
зоны. Центральная
Информация о работе Организация маркетинга в СПК «Искра» Курской области Касторенского района