Организация маркетинга в СПК «Искра» Курской области Касторенского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на современную отечественную и зарубежную теорию и практику маркетинга в аграрной сфере, изучить, дать оценку и сформировать предложения по вопросам развития агромаркетинга. Исходя из поставленной цели, основные задачи исследования заключаются в следующем:
- уточнение теоретических положений о сущности и основных аспектах развития агромаркетинговой деятельности;
- оценка тенденций, текущего состояния и определения рыночных возможностей производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- обоснование методических основ создания и функционирования целевых маркетинговых структур;
- моделирование оптимальных размеров и структуры служб маркетинга, эффективности их работы в обеспечении развития маркетинговой среды аграрного сектора;

Содержание

Введение
1 Научные основы маркетинговой деятельности в агропромышленном производстве
Сущность маркетинга и развитие маркетинговой деятельности
Развитие маркетинга в агропромышленном комплексе
2 Современное состояние производственно-коммерческой деятельности
сельскохозяйственного производственного кооператива
«Искра»
Организационно-экономическая характеристика хозяйства
Современное состояние производства в СПК «Искра»
3 Совершенствование организации и развития маркетинговой деятельности в СПК «Искра»
3.1 Совершенствование организации агромаркетинга и проектированивание маркетинговой службы в хозяйстве
3.2. Совершенствование маркетинга в производстве
3.3 Оценка эффективности системы агромаркетинга
Выводы и предложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

маркетингWord.docx

— 99.45 Кб (Скачать)

     Обобщая содержательную сторону, отметим, что  маркетинг включает в себя совокупность общечеловеческих, организационно-функциональных, коммерческих, экономических, социально-психологических, морально-этических, эстетических взаимоотношений между потребителями и производителями на рынке. Маркетинговая деятельность является многогранной и многоспектральной и сочетает в себе предпринимательскую, управленческую, коммерческую, финансовую, социальную, этическую, эстетическую деятельности по удовлетворению нужд, потребностей, запросов потребителей.

Маркетинг проделал значительную эволюцию, при  этом, возникнув первоначально как деятельность по распределению и сбыту товаров, он превратился во всестороннюю систему, на основе которой предприятия могут устанавливать производственно-экономические связи со своими рынками.

     Исторический  процесс развития маркетинговой  деятельности в настоящее время подразделяется на следующие этапы:

      1860-1930 гг. - "Товарная ориентация", при  которой товаропроизводители стремились  улучшить производство и качество  производимых товаров для удовлетворения  большого потребительского спроса, без серьезного учета запросов потребителей.

      1930-1950 гг. - "Сбытовая ориентация", обеспечивающая  максимизацию продаж уже произведенных  товаров с помощью средств стимулирования, рекламы и других методов воздействия на покупателя для совершения покупки.

      1950-1960-е  г. "Рыночная ориентация", направленная  на определение спроса на товары  и услуги высокого качества  и обеспечение максимума продаж  за счет его удовлетворения.

     Маркетинг, как система деятельности  на рынке, имеет свои принципы, цели, задачи, средства и методы  их достижения.

    Основными принципами маркетинговой деятельности выступают:

     - ориентация деятельности предприятия на нужды потребителей, удовлетворение рыночного спроса потребителей;

    - гармонизация спроса и предложения на рынке;

  • системное, гибкое и постоянное реагирование на тенденции, конъюнктуру рынка, состояние и диалектику спроса;
  • программно-целевое и комплексное решение проблем, достижение целей и задач маркетинга;
  • единство стратегии, тактики и оперативной деятельности маркетинговой деятельности;

    - ориентация маркетинговой деятельности на перспективу;

     - формирование высоконравственного, высококультурного, гармоничного, интеллектуального потребителя и соответствующих запросов и потребностей.

     Ключевым  принципом маркетинга является производство товаров и услуг, реально удовлетворяющих нужды потребителей. Принципы маркетинга являются первоосновой исходя из которой осуществление маркетинга предполагает перспективы. Предприятие должно перевести широкие принципиальные подходы в конкретные цели. Цели определяют основные направления деловой активности предприятия в зависимости от стратегических и тактических интересов. Главной целью маркетинга является ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Необходимо отметить, достижение маркетинговой цели предприятия должно сочетаться с достижением общих целей бизнеса предприятий, то есть для коммерческих предприятий уровня дохода достаточного для продолжения их деятельности. Для некоммерческих предприятий могут ставиться цели достижения наибольшей популярности, благополучия обслуживаемых потребителей, увеличения значимости функционирования организации в социальном, экономическом, государственном и др. аспектах.

     Для достижения целей система маркетинга предполагает решение задач, которые  можно сформулировать следующим  образом:

  • комплексное изучение рынка;
  • выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
  • планирование товарного ассортимента и цен;

     - разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

    - планирование и осуществление сбыта;

     - разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

     Решение задач маркетинга опирается на использовании  определенных научных и практических методов. Используемые в маркетинге методы, включают: учет, анализ, моделирование, прогнозирование и проектирование, корректировку. Организация и работа системы учета должна удовлетворять необходимым требованиям к анализу в маркетинге. Особенностями анализа является его многоспектральность, объективность и критичность, для чего существующую практику следует сравнивать с принятыми в теории стандартами и принципами. Необходимый на практике точный анализ опирается на информацию, получаемую путем организации систематических маркетинговых исследований, дополняемых в случае необходимости специальными эпизодическими исследованиями, проводимыми для выяснения конкретных вопросов. Формируемая информационная база используется для составления прогнозов, которые являются основой разработки планов и программ маркетинговой деятельности.

Данные  количественного и качественного  анализа служат информационной частью методов моделирования экономических процессов. В маркетинге применяются методы логического и математического моделирования. При этом методы логического моделирования используются для качественного описания прогнозируемого процесса с выделением проблемы перспективного развития.

Приемом применения логического моделирования  является создание " сценария" , включающего описание последовательностей, взаимосвязи и значимости событий. Элементы "сценария" — это результат прогноза, осуществляемого с применением других методов.

Для определения  оптимальной тактики поведения  на рынке с учетом ожидаемых соотношений  между спросом и предложением необходимы прогнозы конъюнктуры товарных рынков. При прогнозировании развития конъюнктуры товарных рынков и изменений производственно-сбытовых возможностей предприятия на перспективу используются статистические материалы, статистико-вероятностные модели.

Маркетинг имеет особенности применительно  к организации, управлению и функционированию в аграрном секторе. Общие принципы, цели, задачи и методы маркетинга имеют свое преломление применительно к функциональной реализации в сфере аграрного производства. 
 
 
 

    1.2. Развитие  маркетинга в агропромышленном  комплексе 
     

     В настоящее время, а нашей стране маркетинг не имеет достаточно широкого применения в сельскохозяйственных формированиях. Однако, тенденции развития рынка в агропромышленном секторе вынуждают сельскохозяйственных товаропроизводителей все больше применять элементы маркетинговой деятельности. В отличие от других отраслей, система маркетинга в сельском хозяйстве имеет значительные особенности.

     В литературе и практической деятельности используются следующие категории: сельскохозяйственный маркетинг, агромаркетинг и маркетинг агробизнеса. По определению Роберта Е. Бренсона и Дугласа Г. Норвела:

      "Сельскохозяйственный  маркетинг в основном обозначает  маркетинг от производителя". Для агромаркетинга ими дается следующее определение: "это вся активность, связанная с сельскохозяйственным производством и с пищей, семенами, уборкой урожая, переработкой и доставкой конечному потребителю, включая анализ потребительских нужд, мотивации покупок и поведение потребителей. Дж. Н. Девис и Рой А. Голдберг в 1957 году ввели понятие "маркетинг агробизнеса", который означал маркетинговые операции от первого покупателя до конечного потребителя. Маркетинг агробизнеса рассматривает потребителя как интегрированный субъект, образованный на основе кооперирования и различных форм сотрудничества. Можно отметить, что данное понятие относиться к некоторым видам продукции, используемым не агромаркетинг, а другие виды маркетинга.

     Российскими учеными (В.А. Клюкач, Л.И. Клочко, И.В. Соколова, Л.Л. Татарчук) было дано определение агромаркетинга, как системы организационно-технических, финансовых и коммерческих направленных на наиболее полное и быстрое удовлетворение спроса потребителей на сельскохозяйственные продукты и продовольствие. Данное определение подходит более к понятию системы агромаркетинга. Систему агромаркетинга определим, как комплекс взаимосвязанных организационно-технических, финансовых и коммерческих функций предприятия, направленных на обеспечение реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия в соответствии с запросами потребителей. Система агромаркетинга функционально зависит от запросов конечного потребителя и включает не только элементы и связи маркетинга, но и методы и приемы управления ими.

Отмечая главные особенности системы  агромаркетинга, необходимо рассмотрение, маркетинговой средой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Маркетинговая среда по определению Ф. Котлера является "совокупностью активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества". Главными характеристиками факторов маркетинговой среды выделяют: определенность, степень влияния, изменчивость, управляемость, возможность страхования и степень риска. Так как конкретные маркетинговые усилия сельхозпредприятий напрямую зависят от среды важно дать ее классификацию.

     Маркетинговая среда сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности по схеме  предложенной Ф.Котлером слагается из микросреды и макросреды. В понятие микросреды включают силы, имеющим непосредственное отношение к самому сельскохозяйственному предприятию и его возможностям по удовлетворению нужд и потребностей потребителей. Макросреда представляет собой силы более широкого плана, оказывающие влияние на микросреду.

    Микросреда  состоит из следующих составляющих;

  1. Самого предприятия, т.е. его внутрихозяйственной среды, включающей службу маркетинга (сбыта, коммерции), финансовую службу, службу НИОКР, бухгалтерию, службу материально-технического снабжения, производство и др.
  2. Поставщиков - являющихся предприятиями и частными лицами, занимающимися обеспечением предприятия и его конкурентов, необходимыми для производства товаров и услуг материально-техническими ресурсами
  3. Маркетинговых посредников - являющихся фирмами, помогающими предприятию в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди ее клиентуры. К ним относятся: (1) торговые посредники - фирмы, специализирующиеся на организации товародвижения, их складировании и продвижении от места производства до места назначения; (2) агентства по оказанию маркетинговых услуг, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламой, консультациями по организации маркетинга и др.; (3) кредитно-финансовые учреждения - включающие банки, кредитные компании, страховые компании и другие организации, взаимодействующие с предприятием по поводу финансирования и страхования от рисков при осуществлении маркетинга.
  4. Потребителей составляют рынки и рыночные сегменты, на которых реализуется продукция и услуги предприятия.
  5. Конкурентов - включающих предприятия, конкурирующие в области желаний покупателей, рода, видов и марки товаров и услуг.

       6. Контактных аудиторий - являющихся любыми группами, проявляющими реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающих влияние на ее способность достигать поставленных целей.

     Факторы макросреды предприятия имеют хотя и косвенное влияние на его  деятельность, однако, в настоящее  время их воздействие зачастую приобретает особую важность. К факторам макросреды относятся:

  1. демографическая среда, характеризующаяся динамикой численности, плотности, уровнем образования, миграцией населения и другими показателями важными для маркетинга;
  2. экономическая среда, описывающаяся показателями покупательной способности, уровня цен, сбережений, распределения доходов, динамики потребностей, кредитной ситуации, уровня безработицы, динамики производства и другими;

      3) природная среда, определяющая ограничения природных ресурсов, 
требования к экологичности деятельности и рациональности использования и 
воспроизводства природных ресурсов;

     4) научно-техническая среда, включающая динамику научно- 
технического прогресса, появление новых технологий, усовершенствование 
имеющихся;

  1. политическая среда, слагающаяся из правовых норм, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества;
  2. культурная среда, обусловленная основными взглядами, ценностями и нормами поведения, взглядами мировоззрения людей, определяющими отношение к себе и взаимоотношения друг с другом.

Реализация  агромаркетинга связана с главными особенностями микросреды, обуславливающие специфику его применения. К основным особенностям, возможно отнести следующие:

  • Основным средством и предметом производства является - земля. Особенности определяются ее качеством и интенсивностью использования. Возможность постоянного улучшения земли при правильном к ней обращении (обогащение удобрениями, проведение агротехнических мероприятий, биологические методы борьбы с вредителями, применение экологощадящих технологий) создают возможности постоянного повышения эффективности ее использования, улучшения ее качества и экологичности производимой продукции. Тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства определяет объем, ассортимент и качество продукции.
  • Разнообразие форм собственности и размеров производства отдельных сельскохозяйственных предприятий. Различные системы агромаркетинга в этом отношении дифференцируются с точки зрения организации, функционирования, самоуправления, а главное, с позиций чувствительности, восприимчивости и адаптивности к нуждам, запросам и интересам потребителей.
  • Многообразие организационных форм хозяйствования и их диалектика обуславливают многообразие форм организации и управления системой агромаркетинга.
  • Зависимость сельскохозяйственного производства и его экономических результатов от природно-климатических условий. Важность данного условия связана с большой степенью влияния, высокой изменчивостью и неконтролируемостью этих условий.
  • Несовпадение периода производства и получения продукции требует расчетов анализов и долгосрочных и среднесрочных прогнозов рыночной конъюнктуры, тенденций спроса и его удовлетворения для правильного выбора ассортимента и количества товарной продукции предприятия.
  • Сезонность производства и получения сельскохозяйственной продукции обусловливает необходимость значительного авансирования, больших затрат на сезонно используемое оборудование и хранилища и др.
  • Специфические свойства сельскохозяйственной продукции требуют значительного удельного веса первичной её обработки (очистка, охлаждение, удаление механических примесей, расфасовка и др.), особых условий хранения и транспортировки.
  • Важнейшей особенностью агромаркетинга необходимо выделить то, что он имеет дело с потреблением товаров первой жизненной необходимости. В этом смысле маркетинговая деятельность должна обеспечивать своевременное и достаточное в ассортименте и количестве удовлетворение потребностей.
  • Ассортимент и емкость рынка зависит от физиологических потребностей в тех или иных видах продукции и экономического положения человека. Велико влияние личных вкусов, в зависимости от возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья и т.д., что обуславливает наличие множества динамичных сегментов и ниш рынка продовольствия. Емкость определяется человеческими физиологическими требованиями, социально-культурными традициями и личными пристрастиями.

Информация о работе Организация маркетинга в СПК «Искра» Курской области Касторенского района