Маркетинговые решения в ассортиментной политике организации (на материалах Речицкого райпо)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации;
- изучено ситуационное положение Речицкого райпо на рынке, проведена оценка сильных и слабых позиций на рынке;
-проведен анализ ассортимента Речицкого райпо и методов его формирования
-определены основные направления совершенствования ассортиментной политики райпо.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации 6
2. Ситуационное положение Речицкого райпо на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке 17
3. Анализ ассортимента Речицкого райпо и методов его формирования 26
4. Основные направления совершенствования ассортиментной политики Речицкого райпо 40
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 57

Работа содержит 1 файл

курс ассортим п-ка.doc

— 646.00 Кб (Скачать)

      Для выявления наиболее ходовой продукции  в ходе проведения исследования был  использован метод  АВС – анализа. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80».  Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

      Первым  шагом проведения АВС-анализа является: определение объекта анализа. Это  могут быть клиенты, поставщики, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п. Для Речецкого райпо выберем объектом анализа товарную группу. Вторым шагом является определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта. Это может быть средний товарный запас в руб., объем продаж в руб.; доход в руб., количество единиц продаж в шт., количество заказов в шт. и т.п. Третий шаг: сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра. Четвертый шаг: Определение групп А, В и С. Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо [8]:

      -Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов

      -Рассчитать  эту долю с накопительным итогом.

      -Присвоить  значения групп выбранным объектам.

      Рекомендуемое распределение:

      - Группа А – объекты,  сумма  долей с накопительным итогом  которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.

      - Группа В – следующие за  группой А объекты,  сумма долей  с накопительным итогом которых,  составляет от 50 % до 80 % от общей  суммы параметров.

      - Группа С – оставшиеся объекты,  сумма долей с накопительным  итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.

      Представим  результаты АВС – анализа для  продовольственных товаров в  табл. 4.1 
 
 
 

      Таблица 4.1

      Результаты  проведения АВС – анализа для  продовольственных товаров, реализуемых  Речицким райпо по данным 2007 года

Группа Наименование  товара Объем реализации Доля в общем  объеме реал-ции, % Доля в общем  объеме реал-ции с накопит-м итогом, % Коли-во товаров  в группе Доля в общем  количестве %
А Вино  6746 21,3 21,3 4 11
Водка и ликероводочные изд-я 3721 11,8 33,1
Хлеб  и х/б изд-я 2599 8,2 41,3
Колбасные изделия  2347 7,4 48,8
В Кондит. изделия 1903 6,0 54,8 7 19
Молоко  и молочная продукция 1727 5,5 60,3
Мясо  и птица 1648 5,2 65,5
Пиво  1422 4,5 70,0
Безалкогольные  напитки  1204 3,8 73,8
Сахар 1139 3,6 77,4
Мороженое 863 2,7 80,1
С Плоды 680 2,2 82,3 26 80
Рыба  и морепродукты 647 2,0 84,3
Масло животное 453 1,4 85,8
Консервы  рыбные 416 1,3 87,1
Овощи 398 1,3 88,3
Сыр 383 1,2 89,5
Яйца  и яйцепродукты 339 1,1 90,6
Консервы  фруктово-ягодные 324 1,0 91,6
Крупа и бобовые 318 1,0 92,7
Др.продовольственные  товары 308 1,0 93,6
Картофель 235 0,7 94,4
Масла растительные 216 0,7 95,1
Консервы  овощные 211 0,7 95,7
Майонезная продукция 208 0,7 96,4
Сельди  202 0,6 97,0
Мука  190 0,6 97,6
Чай и  кофе 187 0,6 98,2
Макаронные  изд-я 129 0,4 98,6
Шампанское  122 0,4 99,0
Консервы  мясные 85 0,3 99,3
Маргариновая  продукция 81 0,3 99,5
Коньяк  75 0,2 99,8
Соль  48 0,2 99,9
Варенья 18 0,1 100,0
Пищевые жиры 7 0,0 100,0
Итого продовольственных товаров 31599 100,00 - 37 100
 

      Далее проведем АВС – анализ для непродовольственных  товаров

      Таблица 4.2

      Результаты  проведения АВС – анализа для  непродовольственных товаров, реализуемых Речицким райпо по данным 2007 года

Группа Наименование  товара Объем реализации Доля в общем  объеме реализации, % Доля в общем  объеме реализации с накопительным  итогом, % Количество  товаров в группе Доля в общем  количестве %
А Табачные изд-я 3509 45,1 45,1 3 7
Строй материалы 724 9,3 54,4
В Электротовары 575 7,4 61,8 8 19
Мебель  258 3,3 65,1
Хоз. товары 246 3,2 68,3
Парфюмерно-косметич. товары 214 2,7 71
Другие  непродовольственные товары 207 2,7 73,7
Галантерея  197 2,5 76,2
Товары  бытовой химии 191 2,5 78,7
Телерадиотовары 153 2 80,7
С Велосипеды  и мтооциклы 138 1,8 82,5 31 74
Бумажно-беловые  товары 127 1,6 84,1
Синтетич. моющие ср-ва 109 1,4 85,5
Фарфоровофаянсовая  и керамич. посуда 107 1,4 86,9
Одежда  и белье 105 1,3 88,2
Кожаная, текстильная  и комбинированная  обувь 104 1,3 89,5
Чулочно-носочные изделия 82 1,1 90,6
Металлическая посуда 86 1,1 91,7
Спички  80 1 92,7
Стеклянная  посуда 75 1 93,7
Игрушки 68 0,9 94,6
Школьно-письменные и канц. принадлежности 59 0,8 95,4
Верхний трикотаж 46 0,6 96
Бельевой  трикотаж 49 0,6 96,6
Хлопчатобумажные  ткани  37 0,5 97,1
Мыло  туалетное 31 0,4 97,5
Печатные  издания 30 0,4 97,9
Прочие культтовары 31 0,4 98,3
Резиновая обувь 24 0,3 98,6
Мыло  хоз. 26 0,3 98,9
Ковры и ковровые изд-я 24 0,3 99,2
Сельскохоз-й  инструмент 23 0,3 99,5
Часы  13 0,2 99,7
Шерстяные ткани 4 0,1 99,8
Льняные ткани 5 0,1 99,9
нитки 6 0,1 100
Инструменты 10 0,1 100
Товары  для физ. культуры 7 0,1 100
Шелковые  ткани 1 0 100
Меховые изделия 2 0 100
Головные  оборы 2 0 100
Итого непродо. товаров 7785 100,00% - 42  
 

      Как видно из табл. 4.2, 11% товарных групп обеспечивают организации 55% реализации.  Речикому райпо следует стремиться к расширению этих товарных групп. Наиболее перспективными товарными группами являются вино, хлеб и хлебобулочные изделия, водка и колбасные изделия. Так же необходимо пересмотреть товары, вошедшие в группу С. Их количество по возможности необходимо снижать. Этого можно достичь как сокращением количества представленных в продаже разновидностей, так и добавлением в ассортиментный перечень более ходовых товаров, относящихся к этим товарным группам. То же касается и непродовольственных товаров: 7% товарных групп обеспечивают 52% реализации. На основе АВС – анализа можно сделать вывод о неэффективности ассортиментных перечней 2007 года. Их необходимо пересмотреть, добавив больше ходовых товаров и сократив или вообще исключив неходовые. Так же целесообразно регулярно проводить АВС – анализ внутри товарных групп. В непродовольственных товарах, например, можно сократить количество представленных в продаже тканей до образцов, переведя эти товары на торговлю под заказ. Таким образом, не потеряв в реализации, можно освободить место для представления  более ходовых товаров. Мебель без сокращения реализации так же можно перевести на торговлю по каталогам. Общая освободившаяся площадь составляет, по данным  торгового отдела Речицкого райпо ,  920 кв.м. Общая площадь магазинов, имеющих в ассортименте ткани и мебель составляет 5480 кв.м. Следовательно, произойдет высвобождение 17% площади.  Так как эту площадь предполагается использовать для увеличения представленных в магазинах ходовых товаров, можно ожидать соизмеримого увеличения их продаж. В табл.4.3 представим расчет экономического эффекта от внедрения этих мероприятий. 
 
 

      Таблица 4.3

      Экономический эффект от перевода мебели и ткани на каталожную торговлю и торговлю по образцам

№ п/п Показатель Значение . Примечание
1 Объем реализации товаров группы А 4233 Табл 4.2
2 Освобождаемая площадь, кв.м. 920 Данные организации
3 Общая площадь  магазинов, реализующих ткани и мебель, кв.м. 5480 Из отчета о  розничной торговле за 2007 год
4 Процент высвобождения, % 17 П.3/П.4*100%
5 Ожидаемое увеличение реализации, млн.руб. 719.6 П.1*П.4/100%.
6 Экономия затрат на оплату труда, млн.руб. 211 Произойдет  высвобождение как минимум одного продавца в каждом магазине. Всего 74 магазина, занимающихся продажей данных товаров, средняя заработная плата продавца, по данным организации, составляет 400 тыс. руб. в мес. 30 человек перенаправят на другие работы. Высвободится 44 человека.

Расчет 44*0,4*12

7 Затраты на реализацию мероприятия 35 Затраты на приобретение и установку необходимого торгового  оборудования
8 Экономический эффект, млн.руб. 895.6 П.5+П.6-П.7
 

      Для успешных продаж имеющегося ассортимента торговым организациям необходимо  использовать современные подходы и технологии, которые обеспечивают взаимодействие торговли и покупателя на новом уровне. Одна их эффективных технологий получила название мерчендайзинг (от англ. merchandising - искусство торговать).

      Мерчендайзинг как система стратегий продвижения товара, марки или упаковки позволяет контролировать процесс продажи в розничной торговой сети, стимулировать потребителей в выборе и покупке товара.

      Мерчендайзинг - это современный инструмент маркетинга, позволяющий компании одержать победу в соревновании с конкурентами. Анализ полученных статистических данных показывает, что в зависимости от эффективного и грамотного применения стратегии мерчендайзинга уровень продаж повышается в среднем на 10%-18%.

      Основное  правило мерчандайзинга - товар в магазине должен продавать себя сам. Основная цель- продвижение товаров и повышение лояльности покупателей. Однако, предприятие ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для его функционирования и развития. Наибольшее распространение в практике получили следующие виды целей (табл. 3.1.5):

      Таблица 3.1.5

    Цели  и задачи мерчандайзинга

Сфера Цели и задачи мерчандайзинга
Формирование  спроса Сформировать  устойчивый спрос на различные товары. Достичь оптимальных пропорций  в ассортименте между товарами разных производителей.

Увеличить общую  прибыль и показатели оборачиваемости  категории за счет удачного размещения товаров в пространстве  торгового  зала и относительно друг друга

Стимулирование  сбыта Сформировать  приверженность к магазину и отдельным маркам.

Повысить процент  лояльных к магазину покупателей.

Завоевать новых  покупателей путем создания устойчивых конкурентных преимуществ магазина.

Информационное  обеспечение Максимально полно  удовлетворить потребности покупателей в разного рода информации для сокращения времени на предпокупочную оценку вариантов.

Совершенствовать  виды и способы применения рекламы  и информации на местах продажи.

Формирование  покупательской лояльности Сформировать  положительный образ магазина путем гарантии качества предлагаемых товаров и гибкости к изменениям потребностей и спроса.

Создать обстановку, в которой посетители чувствовали  бы себя не пассивными покупателями, а  полноправными участниками, и получали, бы удовольствие от процесса совершения покупок

Повышение эффективности процесса реализации Более эффективно использовать торговые и демонстрационные площади.

Регулировать  покупательские потоки с помощью  рационального размещения оборудования и привлекательности товаров  для посетителей.

Совершенствовать торгово-технологические процессы в магазине за счет использование прогрессивных методов

продажи и обслуживания покупателей   /

 

      Задача  менчандайзера состоит в том, чтобы найти способ превратить «холодные  зоны» торгового зала в «горячие». Например, можно использовать следующие основные приемы [20]:

      - Изменить направление движения  покупательского потока, создав  барьер из торгового оборудования  или разместив на пути по  которому движутся покупатели, узел  расчета по направлению часовой  стрелки. При этом большая часть покупателей не обнаружит угол и будет идти до конца.

      -  Повлиять на направление движения  путем уменьшения освещения в  правом углу у входа и расширение  проходов в левой части зала,

      - Разместить в крайнем правом  секторе товары, более привлекательные для покупателей.

      Выкладка  товаров - это определенные способы  укладки и демонстрации товаров  в торговом зале. Эта услуга предназначена  для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а  также создания потребительских  предпочтений. Различают два способа выкладки [28]:

      -   вертикальная - однородные товары  выкладываются на полках по  вертикали, сверху вниз. Часто  встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют  йогурты, другую - творог, далее следует сметана и ряженка. Такая выкладка способствует обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

      -  горизонтальная - товар размещают  вдоль по всей длине оборудования, причем каждый товар занимает полностью 1-2полки: одна полка- томатные соусы, другая- майонезы и т.д. этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.

      Главными  идеологическими принципами выкладки являются [36]:

      - Обзор, т.е. товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Человеческий глаз может воспринять продукт, если рядом представлены как минимум 3-5 однотипных упаковок. Поэтому, какой бы не была длина полки товар должен стоять относительно свободно (рис).

      - Правило «лицом к покупателю» , т.е. товар должен быть расположен с учетом угла зрения покупателя. Основная информация должна быть легко читаема и не закрываться ценниками или другими упаковками (рис.)

Информация о работе Маркетинговые решения в ассортиментной политике организации (на материалах Речицкого райпо)